Как избавиться от скуки, порока и нужды?

Наталья Айрумова
 
Об этом в былые годы размышлял даже  мудрый  папа Карло, на  досуге выстругавший  из деревянного полена  сынка по имени  Буратино.

Имя это, по версии А. Толстого, он дал  мальчишке на счастье, так как  хорошо знал одно многодетное  семейство, в  котором был отец – Буратино, мать – Буратино. И дети  мал мала  меньше тоже  были Буратинами, длинноносыми  и  любознательными до невозможности.
 
   
Жили они счастливо, весело и беспечно до той самой поры, пока в город  нежданно-негаданно заглядывали то зима, то знойное лето с непременными  «долгоиграющими» каникулами.

Вот тогда  взбудораженное семейство начинало упорно  искать всевозможные занятия, дабы  отвлечь дорогих  отпрысков от  дурного влияния  улицы, а заодно на последующие годы определить их профориентацию.


Сделать  это было не просто, так  как не на всех  хватало мест в сезонных лагерях и зонах отдыха. А  вот спортивные секции и  местный  «диснейленд», где  каждый хлипкий  аттракцион из Поднебесной  требовал  определенных  капвложений, скромные  Буратины, как и многие  другие родители "экономкласса", просто «не тянули».
 

Купания в городских  фонтанах  и  в  нескольких речках, пересекающих улицы  и проспекты, были  категорически  запрещены  бдительными  последователями  Авиценны. Ну, а таких палочек –выручалочек, как Детские  технические станции (ДТСки) с их кружками на все вкусы, и в помине не осталось. 

Значит, молодой поросли восьми–двенадцати  лет в лучшем случае оставались лишь две забавы: поутру, прокатившись на доступном скейтборде, взгромоздиться на виду у всех  на мешки с песком и примкнуть к игрокам с потрепанными  картишками.

Играли чаще на желания очень шумно, без перерывов на мороженое и бутылку Кока-Колы, но  ожидаемого  всеобщего  веселья и отдыха не получалось. Таким образом, на горе  родителям, бабушкам  и дедушкам, вопрос о том, как помочь шаловливым "буратинам"  и  уже в детско-юношеском возрасте навсегда избавиться от скуки, порока и нужды, похоже оставался без конструктивного решения...


Родственная Душа

Но вот давеча, повстречавшийся мне знакомый, который, как и знаменитый  француз Франсуа Мари Аруэ, то есть многогранный  Вольтер, сообщил, что  совершенно точно знает ответ на этот злободневный вопрос.

Это  был мой  соотечественник Кахрамон Валиев – один из талантливейших  резчиков по дереву, сделавшего  для себя  правильный вывод уже в  юные годы. - Так как,  именно  дело  по душе навсегда  избавляет многих  homo sapiens   сразу  от  трех  выше перечисленных зол. Мы  договорились плотно пообщаться на эту тему.


Однако родственную Вольтеру душу  мне не сразу удалось отыскать в мегаполисе.  Во-первых,  потому  что  район  был  малознакомым. А во–вторых,  из-за  конкурентной среды, представители  которой  никак  не  могли  «припомнить»,  где  конкретно  расположено то самое  малое предприятие, где  Кахрамон, гордо  носивший  почетное  звание  «Народный   мастер»,  создает   из  древесины разнообразные  резные  изделия,  уже  хорошо  известные  как  в  ближнем, так  и  в самом дальнем зарубежье.
 

Не секрет, что среди тех, кто занимается народными  ремеслами, имеет  место быть откровенная  клановость (т.е.семейственность), что само по себе может быть и неплохо. Потому  что,  развитая  в их среде так называемая  «белая  зависть»  к  успехам  «пришельцев», по мнению  социологов, является  двигателем  прогресса  во  всех  видах  народного  творчества. И пришлось  мне тогда  обратиться  к  дедуктивному  методу  и  к  особым знакам, которыми иногда Фортуна  метит  счастливчиков с  раннего детства.
 


Ремесло это  золотой браслет на руке

 - так гласит  всенародная  мудрость.
Конечно, тот, кто  ищет,  всегда  обрящет  и место  обитания  знаменитого  ремесленника  с  «золотым браслетом  на  руке»  не  явилось  исключением.

Нашла я его благодаря  своеобразному  запаху  свежевыструганных  досок,навсегда  сохранившемуся  в  моей  памяти  с детских  лет. Произошло это  из-за  кружка  выпиливания  лобзиком,  организованном  при  городской  Детской  технической  станции, расположенной  рядом  с  нашим  двором.
В том  двухэтажном  строении было  много  разных  кружков, на которые мы  с  удовольствием  тратили  все  свое  свободное от  уроков  и чтения книг время.

Уже под вечер, «просочившись» во двор искомой творческой резиденции,я подробно  объяснила собравшимся  цель своего  внезапного  появления. И уже потом, вместе с одним из молодых резчиков, переходя из одной  мастерской в другую, стала внимательно  всматриваться в инструменты, хаотично затаившиеся на столах и полках.

Но  знакомых  с детства лобзиков  среди  них  не оказалось. За  этим немудреным  занятием  и застал меня срочно  прибывший Кахрамон. Он с уважением отнесся к моим  детским  воспоминаниям, а затем  объяснил и наглядно показал, чем  практически отличается  выпиливание  от резки по дереву. Получалось здорово!

Ну, конечно, в душе я сильно пожалела, что в моем детстве не было такого замечательного кружка и,  чтобы  разрядить обстановку  от вторжения в  творческую  лабораторию  Мастера,профессионально  занимавшегося  резьбой на протяжении трех десятилетий, поинтересовалась: а что почувствовал Герой (с узбекского его имя переводится именно так), когда  узнал о присвоении ему  заслуженного звания?
      
 - Большую  радость! - искренне ответил  Кахрамон и  широко улыбнулся. И, несмотря  на  хмурый вечер, от его настроения и располагающей улыбки в небольшой мастерской  стало  светлее и  просторнее.
 -Он всегда такой,-  заметили  его сослуживцы и ученики, - всегда искренний, добродушный  и  немножко  деловой.


 Баловни Фортуны

Баловнем Фортуны стать не так просто. Это я поняла, налюбовавшись  уже  готовыми многочисленными  «деревянными работами», которые лежали, стояли и даже висели на стенах, а затем уже и вплотную познакомившись с  разнообразными личными инструментами  резчиков.

К тому же, стало ясно, что  для творческой и плодотворной работы моим новым знакомцам  необходимо два непременных условия: Богом данный талант  и  коммуникабельность.


Именно эти качества давным-давно помогли мальчишке из скромной городской семьи выбрать на всю жизнь рабочую профессию, довольно редкую  в его  среде, но на удивление творческую... При  этом, было понятно, что поначалу ни  многодетная  мать – домохозяйка, ни  отец - научный сотрудник  одной  из столичных  организаций, особенно не  выказывали своего  истинного  отношения  к  необычному  пристрастию  юноши.

Возможно, что в  этой образованной  семье точно знали, что  противиться  предрасположенности  своих  детей к определенному занятию, а тем  более к  будущей профессии, бесперспективно. Главное, было бы  дело, к  которому прикипел  их ребенок всей душой, а  тогда и все остальное срастется... И не ошиблись.
 
   
Встреча с Мастером

Как впрочем, не ошибся в будущем резчике и своем преемнике Артык  Файзуллаев- известный Мастер с большой  буквы, знаток  всех видов резьбы по  дереву, владеющий сложными  приемами его  обработки традиционным орнаментами.


К тому же, Артык-ака это один  из немногих устозов, владеющих секретами изготовления панджары  (оконной узорной решётки из дерева на Востоке), выполняемой из отдельного куска  дерева с сечением не более одного сантиметра без помощи клея и гвоздей.При этом  кажущаяся демократичность всех изделий достигается точным математическим расчетом и ювелирной отточенностью  исполнения.
 
Однако всем было известно, что принципиальный  Артык-ака, во все времена был и непревзойденным наставником, который не всякого юношу брал под свое крыло,годами передавая ему все тонкости кропотливого ремесла. И хотя ежегодно к нему в подмастерья  «напрашивались» многие, но со временем оставались всего двое-трое ребят.

 -Почему так происходило? - задумался Кахрамон Каримович.
- Наверное  в связи с тем, что эта древняя профессия совсем не так проста, как кажется на первый  взгляд. Она выбирает из  многих  кандидатов только тех, которым по душе работа с самым теплым на планете земля материалом – Деревом.
Но и остальные  «экс-ученики» академика Артык-ака в последствие, благодаря  внимаю Мастера к их судьбам, находили для себя  другое дело по личным способностям.

К примеру, один из трех братьев Кахрамона, попытавшийся изучить резьбу, вскоре отказался от этой идеи и поддался обаянию бурно развивающегося  бизнеса.
И нынче в семье Валиевых никто об этом не сожалеет, понимая - каждому  в этой  жизни  предназначен свой путь. Что, согласитесь, совсем даже неплохо.

 
 Он же архитектор, он же резчик, он же...

Дальше выяснилось, что на радость родителям, соседям и друзьям, Кахрамон легко поступил на вечернее  отделение архитектурно-строительного  института и  успешно  его окончил. Но затем дипломированный  архитектор к  удивлению  окружающих  вновь с новыми  силами  окунулся в  непредсказуемый мир  дерева. При этом ему пригодились и все полученные обширные познания в различных течениях современного искусства и архитектуры, и общий кругозор, и умение хорошо чертить и даже  легко читать сложные чертежи. 

А вот рисовать и столярничать молодой человек умел еще до учебы в вузе и службе  в армии. Эти  навыки очень пригодились призывнику, когда оренбургское командование части, прознав про удивительный талант узбекского резчика  по дереву, сразу же выделило ему и место под столярную  мастерскую и даже  прикомандировало группу новобранцев. Солдаты  под его руководством успешно оформляли помещения части и мастерили разные поделки.

Были ли среди них забавные Буратины - история умалчивает, но вот отказаться от занятных подарочных резных шкатулок практически никто не мог. Конечно, руководство части  было очень опечалено, когда через пару лет юноша отбыл на Родину.

А позже, уже в 2005 году в такой же печали Кахрамон оставил и славных жителей Японии, познакомившихся на Экспоцентре с его резными деревянными изделиями, достойно представлявшими вместе с  другими  образцами  узбекское   национальное  искусство. Но наш земляк, подолгу на чужбине никогда не  задерживался, возвращаясь в  родные пенаты с достойными  наградами.

 
Впрочем, Кахрамона со  страной  Восходящего Солнца связывают не только воспоминания и газеты с его цветными фотографиями. Так, несколько лет назад перед самым отъездом  из нашей страны  одна дипломатическая  супружеская пара объявила своеобразный тендер между  мастерами-резчиками на... лучшую  дверь.

Трое самых отважных устозов, осознав личную ответственность, охотно приняли участие в том памятном творческом соревновании, но желанная победа досталась Кахрамону. И нынче в доме бывшего посла Японии наверняка красуется и удивляет гостей своим изяществом необычная дверь  с восточными узорами, вырезанными его руками.   

Сегодня наш Герой уже зрелый человек и работая с другими резчиками-  единомышленниками, прививает молодежи профессиональные навыки, искренне  радуясь, когда  у посвященных  в его   профессию со временем вырабатывается  собственный стиль.Ведь именно так когда-то и его терпеливо учил азам легендарный Артык-ока.

В мужской бригаде Кахрамона ныне около десятка резчиков, самому  молодому из них около восемнадцати, а самому взрослому 33 года. Женщин в эту профессии, как и на корабль, принципиально не берут. Правда, когда-то или по большой любви, или по молодости лет  жена Нигора  в порядке исключения порой все же приходила на помощь мужу.
 
Ей это было с руки потому, так как  молодая жена имела прямое отношение к  народному творчеству, успешно работая на фабрике «Малика». Сейчас у нее на творчество вне домашнего очага времени катастрофически не хватает, потому что в семье  подрастают дети и  внуки, о будущем которых супруги уже задумываются.

В тайне мечтая, о династии знаменитых резчиков по дереву Валиевых. И это несмотря на то, что в настоящее время каждое дерево в центрально-азиатском  регионе, как говорится, на виду.


 Откуда резцы и ... дерева

 -Кахрамон, известно, что итальянский Пиноккино, прообраз  Буратино, был вырезан из сосны; сам Буратино -  из бука или сосны - одного из самых популярных  материалов для  изготовления недорогой мебели.

Но вот наша земля лесами не богата. Однако к Вам регулярно поступают  всевозможные выгодные  заказы, требующие, как говорится, без особой суеты, шума и пыли, срочного исполнения. Но в век рыночной  экономики, когда основательно  нарушились  межгосударственные  и деловые связи, где  Вы приобретаете рабочий инструмент для резки и высококачественную  деловую древесину?

 - Инструменты  для  своих профессиональных нужд мы научились создавать сами, переделывая медицинские скальпели из российской  легированной стали. А  вопрос с основным материалом – лесом - решается благодаря двум источникам:  творческому объединению "Устоз" и  напрямую через частных заказчиков и  поставщиков из дальнего зарубежья.

 
Бывает,что его бригаде перепадает и хорошо высушенная российская древесина твердых пород: дубы, чинары и ясени. Именно с ними очень любят повозиться все  резчики, надеясь, что даже через сотню другую лет этому ремеслу не грозит господство промышленного производства. Ведь мерилом  успеха этого  вида  народного творчества  являются  два  непременных человеческих качества –  мастерство и яркая индивидуальность. А их нашим устозам не занимать...
               
 Мастер-наставник Артык Файзуллаев, и один из его ярких последователей  Кахрамон Валиев вместо с талантливыми сотоварищами  уже немало сделали для  возрождения  древнего народного ремесла.

Сработанные ими  великолепные резные двери в столичном Музее Амира Темура, в залах Олий Мажлиса, в  мечете имама Аль-Бухари, редкой красоты панжара в мечети Назрата Имама и еще много других работ, в настоящее время удивляют и  наших соотечественников, и гостей  страны  своей непреходящей красотой и гармонией с внешним миром.
В общем и целом, следуя незабвенному Вольтеру,каждый даже в наш техногенный век может успешно превратить свое самое креативное  хобби в дело всей жизни... и при этом навсегда избавиться от  безделья, скуки, порока и нужды.