Симбирский бизнесмен Николай Шатров

Нина Ватрушкина 2
Николая Шатрова, как это не обидно, ульяновцы не знают. Зато хорошо знают его особняк, в котором сейчас располагается Дворец Бракосочетания.

Николай Яковлевич Шатров,  купец 1-й гильдии, фабрикант, меценат, общественный деятель, почетный гражданин Симбирска родился 17.11.1853 года. Когда и при каких обстоятельствах он ушел из жизни, не знает никто.

Когда Николаю было чуть за 30, он купил суконную мануфактуру в селе Измайлово Барышского района и проявил себя, как разумный хозяйственный деятель. То есть деятель того понимания обустройства своего бизнеса, на который мы рассчитывали в начале 90-тых годов.

Производство сукна в XIX веке было выгодным. В Симбирском крае всего насчитывалось 18 фабрик. Каждый третий солдат Российской империи был одет в шинели из симбирского сукна.

Владелец Измайловских земель Прибыловский построил небольшую мануфактуру в 1845 году в прекрасном лесном массиве с прудами и речкой Чевиль. Производство было ручным, в год вырабатывалось до 150 тысяч аршин сукна.

Николай Шатров купил мануфактуру Прибыловского в 1885 году. В том же году он закупил современные по тому времени ткацкие станки. Уже в 1890 году в Измайлово работает электростанция. Для сравнения: в Симбирске, губернском городе, первая линия была пущена только в 1913 году.

Для рабочих строятся дома. В 1893 году построен первый 100-квартирный дом для семейных рабочих. Вводится получасовой послеобеденный отдых. Уже в 1886 году появляются больница и ясли. В 1898 – 1918 годах существовал приют для престарелых.

Тогда же строится школа, двухэтажное каменное здание на 100 мест. Позже классы оснащаются электрическим светом и внимание: воздушным отоплением. Очень интересно звучит для страны, в которой и сегодня до 17 % жилищ отапливается древесиной и углем, а природный газ уходит по дну морей в чужие школы и жилища.

Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери появилась лишь в 1897 году, позже других нововведений. Может, потому что не надо было вымаливать у Бога прощения? Шатров стремился для рабочих создать человеческие условия. Не будем называть их комфортными, все же это позапрошлый век и нет достаточных документальных подтверждений качеству благоустройства.

К началу ХХ века на фабрике работало полторы тысячи рабочих, производство сукна увеличивается в 10 раз, до 1,5 млн аршин сукна в год. Продукт сбывается, в основном, по государственному заказу. Излишки продаются в Симбирске, Новгороде, во время русско-японской войны в Порт-Артуре, уходят в Китай. В 1913 году качество считалось лучше, чем у немцев, лидеров текстильного производства.

Но пришла революция. И проблемы появились сначала у Николая Шатрова. Несмотря на то, что он добровольно все имущество сдал новому государству и нанялся на работу инструктором по производству на Измайловскую фабрику, арестован все же был. Отпущен быстро, через полтора месяца, но после этого он с семьей покинул Симбирский край навсегда. До железнодорожной станции Барыш семью Шатрова провожала чуть ли вся фабрика.

Во вновь сложившемся в России капитализме производство оказалось ненужным. В 2000 году Измайловская суконная фабрика остановлена и заброшена. По данным интернета сейчас на оставшихся мощностях существует фирма дверей. Остается вспомнить старую частушку:

Слава Богу понемногу
Стал я разживаться:
Продал дом, купил ворота –
Буду запираться!