Компьютер, великий и ужасный

Инга Сухоцкая
Все чаще мы пользуемся высокими технологиями, все шире область их применения. С их помощью снимаем деньги в банкоматах, платим по счетам, родители отслеживают жизнь детей... Трудно представить себе водителя, у которого не было бы навигатора и т.д. Сегодня все это возможно благодаря использованию компьютеров и интернета. Мощь этого «искусственного разума» трудно себе представить, — она восхищает и пугает одновременно, порождая бесконечные споры. И под шум этих споров, под восторги одних и предостережения других, продолжает вторгаться в нашу жизнь все глубже и глубже. Меж тем спор ни к чему не приводит. И что остается обычному человеку? Вот об этом мы и хотим поговорить.

Но прежде давайте вспомним, как человечество переживало появление «высоких технологий» в далеком-далеком прошлом. Не удивляйтесь! Ни что не ново под луной.

...
Сегодня трудно представить, как жили люди до появления часов и календарей. Да, время можно определить и по солнцу, но даже при таком определении, мы по привычке сравниваем положение солнца с показаниями циферблата. А его-то и не было. Поговорка «век долог да час дорог» могла возникнуть лишь там, где «час» был  понятием достаточно самостоятельным, чтобы противопоставить его веку… А что такое век? Конечно, сто лет. Но трудно, почти невозможно объяснить это тому, у кого календаря попросту нет, и кто не привык им пользоваться, делить время на дни, месяцы, годы, чтобы по необходимости складывать их в периоды, не представимые разуму. Например, как можно заглянуть на столетие назад, туда, где тебя еще не было? Оказалось, — с помощью календаря, можно.

Другим, еще более ярким «прорывом» человеческого сознания было, несомненно, распространение письменности. Все мы, — включая тех, у кого дружба с книгой не сложилась, — так привыкли пользоваться письменной информацией, что вряд ли сможем представить себе магазины без названий, товары без ценников, транспорт без указания маршрута… И о ужас! телевидение без программы передач! Недаром ученые часто называют мозг современного человека литературным мозгом. Дело не в том, что в каждом из нас сидит (или не сидит) литературный дар, дело в том, что мы научились пользоваться словом так, как это было невозможно до появления письменности. Сегодня наше мышление неотделимо от слова, с его помощью мы ориентируемся в окружающем мире, строим с ним отношения, объясняемся с другими и с самими собой (вспомним такое явление как личные дневники). Грамотность стала для каждого из нас необходимостью и неисчерпаемым источником индивидуального, самостоятельного творчества. При этом она не просто обогатила душевную жизнь человека, она изменила сам мозг. Нейробиологи утверждают, что в целом строение мозга человека, не знавшего письменности, и человека грамотного не отличаются. Однако, очевидны различия в качестве и количестве серого вещества.

Сказать наверняка, как эти различия изменили человека, невозможно. Тем более и среди современных людей различий предостаточно. Еще в 1641 году Рене Декарт, французский философ и ученый, говорил, что работа мозга не объясняет работы сознательного мышления. Современные специалисты, обладая огромными знаниями о работе мозга, лишь подтверждают слова Декарта. Физиологическая разница есть, но как она отражается      на жизни человека, на его мышлении, сознании? К чему может привести современная «компьютеризация»? — вот вопрос, который не дает покоя современным ученым.

А вот, что беспокоило философов древности, той самой, в которой письменность превращалась из почти тайного знания для единиц в возможность для каждого. Они боялись, что изучение «записанных слов … даст мнимую, а не истинную мудрость», что, научившись читать, люди «будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами… они станут мнимомудрыми вместо мудрых». (Платон, из диалога «Федр») Согласитесь, — напоминает сегодняшние споры вокруг новых технологий.

Тем не менее письменность плотно вошла в нашу жизнь… И часы, и книгопечатание, и географические карты, — и многое другое, столь привычное для нас. Но сколько поколений прошло, прежде чем все это стало для нас обыкновенным, даже обиходным явлением!  Времени для выявления плюсов и минусов, для осмысления этих даров цивилизации, для привыкания к ним хватило.

Сегодня технологии входят в нашу жизнь стремительно, не дожидаясь, пока мы их осмыслим. И уточним, что речь идет не просто о технологиях, не об орудиях труда, не о производстве или строительстве, которые способны изменить нашу жизнь, — речь о технологиях, которые способны изменить наше мышление, а потому их иногда называют интеллектуальными технологиями. Скорость их появления и распространения привела к тому, что сегодня поколения различаются не только временнЫми мерками, но и технологическими. Каждое новое поколение говорит на языке только ему современных технологий. Если самым активным из нас удается освоить технологии детей и внуков, то понять, насколько изменится мозг их детей, чем будут жить люди поколений через пять, какая пропасть будет отделять их от нас, сегодняшних, — это уже задача фантастическая, можно сказать, гадательная.

Единственное, что можно сказать наверняка, — компьютер определенно влияет на мозг. Доказательством тому — отдельные опросы, позволяющие отследить это влияние. Например, в свое время эксперименты с лондонскими таксистами, известными своим знанием города, показали, что у них великолепно развита способность мозга почти физиологически, на уровне нейронов, «рисовать» и запоминать карту предполагаемых маршрутов. Сегодняшние эксперименты, проведенные после недолгого использования водителями навигаторов, выявили, что без ежедневной практики их блестящие способности потускнели. В итоге бедным таксистам запретили пользоваться на работе навигаторами.

И тут хочется обратить внимание на серьезный парадокс: созданный в помощь человеческой мысли, компьютер способен ослабить саму эту мысль, вернее нашу способность к мышлению. В первую очередь речь идет о мышлении линейном, рациональном. Именно с него начинается всякая наука, и даже… искусство. Именно с освоением рациональных понятий (перспектив, пропорций) связан расцвет искусства в эпоху Просвещения. Достаточно вспомнить великого да Винчи, гений которого одинаково ярко раскрылся и в искусстве, и в науке. Сделать из каждого человека да Винчи, — чем не мечта, достойная всяких усилий! Судя по тому, какие возможности представляет сегодня компьютер, мы буквально в шаге от воплощения этой мечты. Ан нет! С тех пор, как мы убедились, что с линейными задачками компьютер справляется точнее и быстрее нас и охотно перепоручаем ему математическую рутину, мы начали терять навыки линейного мышления, необходимого не только для решения задачек, но и для развития логического, последовательного, целостного мышления.  И тут обнаруживается еще одна неприятность.

Чтобы осилить длинную, сложную, пусть и ясно изложенную мысль, нужна способность сосредоточиться, нужны такие усилия мозга, с которыми невозможно справиться без предварительных тренировок. Еще в детстве прекрасным средством подобных тренировок для многих из нас была книга, будь то учебник или детские рассказы. По словам американского невролога Дж.Леду, природа и воспитание говорят на одном языке. Из детских книг мы узнавали о мире, о людях, о природе, учились сосредотачивать внимание, развивали воображение, а в обсуждениях с подружками или взрослыми — выражали собственные мысли в свободном общении, сами подбирали слова, развивая помимо интеллектуальных способностей, умение осмыслять собственные чувства и эмоции.

Но чего не придумает технология, чтоб угодить нам! Она освобождает нас от необходимости формулировать  (а следовательно осознавать) собственные мысли и чувства, — поставил лайк и хватит. «Виртуальная» реальность все успешнее соперничает с настоящей, жизненной реальностью (ослабляя наши социальные навыки). Виртуальный мир проще, увлекательней, он охотно исполняет наши желания, держит в курсе последней информации, даже если эта информация не слишком важна, — просто чтоб нам не выпасть из информационного поля, умеет развлечь, порадовать интересненьким, хоть целиком, хоть в кратком изложении. И пусть такая жизнь не оставляет времени для вдумчивого осмысления, зато сколько эмоций, новостей и возможностей!  Но и здесь нас ждет ловушка.

Да, компьютер умеет хранить массу знаний и находить их по первому же нажатию кнопки. Да, будущему художнику, на первый взгляд, незачем изучать, например, математику, и не дай бог, высшую. Возможно, разностороннее развитие и приучает к дисциплине и распределению нагрузок, к труду и терпению, но не лучше ли потратить то же самое время, раскрывая способности, заложенные природой? И вот тут вспомним еще одно понятие —  глубины мысли. Умение концентрироваться на том или ином предмете позволяет нам «включить» такие глубины мозга, работу которых мы не в силах ни отследить, ни понять. Именно там мозг удивительным, лишь ему известным образом сочетает наши знания и переживания, личный опыт и самые отвлеченные сведения, сплетая все воедино...  чтоб однажды ошарашить «хозяина» каким-нибудь невероятным открытием. А вот компьютер подобных открытий совершать не может, потому что при всем объеме знаний — «мыслит» исключительно линейно. Ни тебе воображения, ни интуиции… А что же человек? Избавленный от необходимости мыслить глубоко и широко, концентрироваться на предмете мышления, — будет ли он способен совершать открытия? 

Никто не возьмется предположить, был бы да Винчи гением искусства, не будь он ученым, и наоборот, но точно можно сказать, что не обладай он умением мыслить глубоко, — он бы не стал ни тем, ни другим.

Итак, концентрировать и удерживать внимание трудно, глубоко вникать в предмет изучения еще трудней. К тому же по каждому вопросу сегодня можно найти такой ворох публикаций и книг, что человек физиологически не в состоянии изучить их все. И компьютер предлагает выход — путешествие по разным сноскам. Правда, отправляясь в такой путь, мы подвергаем значительным перегрузкам нашу рабочую память. И это важно учитывать. Способность концентрироваться и мыслить глубоко физиологически связана с долговременной памятью, которая, как известно, почти беспредельна. Рабочая память удерживает информацию несколько часов, и в отличии от долговременной, — ограничена, а потому настроена скорее защищать мозг от избытка информации, чем сохранять ее для дальнейшей работы, поэтому умеет напомнить о себе. Если мы вдруг теряем ясность мышления, скорость реакции, понимаем, что слишком рассеяны, на ходу забываем цель своих действий, очередность мыслей, — возможно, пора отдохнуть от компьютера, прогуляться на природе, вздремнуть или полежать, предоставив мозгу поплавать в одному ему известных измерениях.

Но компьютер снова готов угодить: а не хотите ли поиграть? В нашем представлении игра прочно связана с понятием отдыха. Что ж удивительного, что мы легко соглашаемся посидеть перед монитором еще 10-15 минут? Иногда эти минуты незаметно превращаются в часы. А есть еще социальные сети, инстаграмм, и много такого, что легко входит в нашу жизнь, а мы даже не замечаем.

В 1970-ых годах американский ученый Дж. Вейценбаум вместе со студентами  Массачусетского Технологического Института создал программу «Элиза», способную «понимать» обращенные к ней слова, и отвечать на них, используя встроенные варианты ответов. Во время работы над «Элизой» студенты с удовольствием собирали всевозможные варианты вопросов и ответов, записывая случайные разговоры, привлекая психологов и учителей. Внимание к этой работе было огромным, результат, кажется, потряс всех. Врачи заговорили о пользе «Элизы» в работе с отдельными больными, социологи — о применении этой программы в борьбе с чувством одиночества. Студенты продолжали создавать базу вопросов и ответов, но сам Вейценбаум заметил, что в результате долгих разговоров с «Элизой», некоторые студенты сами начинали к ней привязываться. Привязываться по-человечески. Пусть «Элизе» не хватало нелинейного мышления, — они готовы были перейти на ее «машинный» язык, лишенный разнообразия интонаций, чувства юмора, дополняющих жестов, — всего, что отличает человеческое общение от простого обмена данными. Вскоре сам Вейценбаум остановил свой эксперимент. Тем не менее, работа над «Элизой» стала первым шагом в развитии голосовых технологий взаимодействия человека и машины. 

Да, мы не можем остановить внедрение компьютера в нашу жизнь. Да, сегодня все отчетливее понимается, что возможности линейного мышления огромны, и в этом смысле вычислительные машины давно превзошли нас, ослабив наши способности к рациональному мышлению. Но эта способность не единственное, что делает  человека человеком.

И вот вам несколько примеров. Во многих дизайнерских программах за образцы стиля берутся картины известных художников. Машине не нужно ни вдохновения, ни таланта, — она копирует манеру человека. Но выработать собственную манеру она не может. «Искусственный интеллект» способен говорить на всех существующих (и даже не существующих) языках мира, но при этом не умеет пользоваться этим богатством творчески. Он пользуется всем, что в него вложат, но не в силах уйти от бинарного кода, на котором получает информацию изначально. При этом, своей угодливостью и примитивностью, он способен «околдовать» человеческое сознание настолько, что однажды мы не заметим, как наш мозг вместо литературного превратится в...

Каким станет мозг человека в будущем? Учитывая, что нейроны, которыми мы «думаем», это те же нейроны, которые отвечают за все жизненные процессы в нашем организме: за состояние органов, кальциево-фосфорный обмен и пр., -- какими будут люди технологического завтра? Можно ли это спрогнозировать сегодня, -- большой вопрос. Зато уже сегодня можно сделать свою жизнь как можно полней, человечнее. Пусть в ней будут книги, наука, искусство; чувство дома и плечо друга; любовь к природе и домашним питомцам; моменты уединения и радостных встреч; интерес к неведомому и бережное отношение к воспоминаниям. И пусть грядущие поко-ления сами выбирают, что им ближе. 

Что же до нас… Признаем, — новые технологии способны изменить нашу жизнь, но они не способны прожить ее за нас.