Уровень счастья в крови. Мемуары

Ната Найко Савельева
Недавно мне повысили пенсию, примерно на сорок гривен, сегодня

это меньше полутора евро, добавленных к неполным пятидесяти.

При этом, я намеренно отказалась от дальнейшей работы, поскольку повышение

давно было обещано и ожидалось существенным в декабре и исключительно

 неработающим пенсионерам со стажем. Стаж мой в медицине составляет

тридцать пять лет и четыре месяца и на пенсию уходила досрочно в 2013 году,

поскольку умирала моя мама. На тот момент получала эквивалент ста сорока

у.е. и можно было выжить... Но речь даже не об этом. Захотелось

поделиться некоторыми эпизодами своей врачебной деятельности.

Писала уже немного о том, как работалось мне медсестрой (см "Врачиха-

чих-чих-чиха"), но вот и медицинский ВУЗ закончен! Я худая и красивая,

счастливая жена доброго мужа и мать двоих удачных разнополых детей,

вконец измучив свою семью и семью свёкра,- держу в руках диплом, увы,

не красный, но средний балл более 4,5. Мои дети шести и трёх лет,

рождённые и вскормленные по всем рекомендациям педиатрии,(пришлось

оформлять два академотпуска),- резво бегают с колокольчиками в ручонках,

вверх и вниз по большой анатомической аудитории,- чего ещё желать!

Больше тогдашнего уровня счастья в крови, испытать мне больше не довелось...

Интернатура запомнилась бесконечными ночными дежурствами и заменами,

заболевших коллег, нереальной ответственностью и огромным, нередко сумбурным

 объёмом информации, поскольку в больнице было четыре отделения,

кроме грудного и старшего детского, ещё пульмонология (бронхиальная астма)

и эндокринология (детский инсулинозависимый диабет).Дежурства сильно

напоминали фронтовые условия и я часто вспоминала, как будучи

восемнадцатилетней выпускницей медучилища, оставалась по ночам с тремя

палатами (21-25 деток-подкидышей до года), которых нужно было трижды

за смену покормить, хотя-бы трижды перепеленать, а ещё и выполнить

медицинские рекомендации. Санитарка, хитрая тётка- лаборантка института им.

Филатова, на ночной подработке, собирала тюки с использованными

пелёнками и помогать ухаживать за детьми отказывалась, громко провозглашая,

что она их "манала"... Хорошо помню, как отправляясь на дежурство ("ночь" с 16.00

через две),- шла,как на Голгофу! Поразительнее всего было то, что на

моих дежурствах, за три года!- ни один ребёнок не умер, а гибли они часто...

Но так не могло продолжаться вечно. После трёхлетней отработки участковым

педиатром, где я была просто профнепригодна, поскольку не умела брать

денег, кроме того носила юбку перешитую из велюрового пальто, карманы

которого, зашитые наглухо, находились на уровне колен и мне удавалось

убежать без рублика-бублика, а мамочки жаловались  медсестре,

которая меня же и укоряла,- пришлось перейти на работу врачом школы.

Здесь рублём уже никто не соблазнял, напротив, приходили родители

"разбираться" за температуру после прививки или ссадину на коленке.

К тому времени дети мои пошли учиться в разные смены и это стало удобно.

Надо сказать, что школьная медицина,без преувеличения,-дно педиатрии. Мне было

тридцать три года, шли девяностые и в шкафу неотложной помощи элитной

школы на тысяча четыреста детей не было ничего, кроме магнезии! и

кордиамина... Оставались две, просроченные тремя годами ампулы

преднизолона, препарата незаменимого при многих пограничных состояниях,

 и то,принесенные из своих старых запасах моим помощником- фельдшером,

в должности которого подрабатывал сильно возрастной бывший хирург,

очень мне сочувствующий и симпатизирующий. На момент случившейся

трагедии, разделившей всю мою жизнь на До и После и заставившей

навсегда переосмыслить многие понятия: все эти маленькие печали, что

нет квартиры, или она очень мала, что совсем нет денег, или очень мало,

что работа не та и, что в ресторане, кроме собственной свадьбы, никогда

не была и т д.  и т.п. В медпункте школы, на моих руках, в присутствии

линейного врача- терапевта с пустой сумкой, по "ошибке" присланного на мои

отчаянные призывы диспетчером,- умерла двенадцатилетняя девочка. Тогда

уже не посещавшая школу несколько недель, которую мать привела с собой,чтобы

договориться о домашнем обучении. По дороге ребёнку стало плохо, они покинули

троллейбус,с трудом проехав три или четыре остановки и пришли пешком.

Моя медсестра, заменившая фельдшера, с трудной судьбой жены наркомана и

сама была мутноватой, частенько засыпала по утрам просто свесившись со

стула,- в тот день на работу вовсе не явилась, без объяснения причины по своему

обыкновению...Пишу, как будто оправдываюсь по старой привычке, когда не

могла жить, не могла спать и всю ночь только оправдывалась и оправдывалась...

Ужаснее всего было то, что приехавший врач попытался ввести хлористый кальций

внутрисердечно, но попытка не удалась...Девочка мгновенно не то, что посинела,

а просто почернела. Наверное ни мне одной знакомо это чувство, когда ты

 охотно мог бы представить себя на этой кушетке, вместо ребёнка.

Но было не до того, поскольку мать метнулась к дороге, где я и

перехватила её у самого края, и где она сбивчиво поведала, что в этот

день, два года назад умерла её мама и что она знала, ОНА ЗНАЛА!

Я ещё не приблизилась к возрасту Льва Николаевича и это пустяк в сравнении с тем,

что мне вообще к нему и не приблизиться, но, нынче, очень понимаю, присущее

гению в последние годы жизни, переосмысление. Когда мне было шестнадцать

 и я- воинственная недотрога, ехала в трамвае по каким-то своим делам,

уже продвигаясь к выходу, была остановлена двумя высокими, странными мужчинами

без возраста, совершенно немыслимо одетыми, даже для того времени,

когда модная одежда осуждалась под лозунгами "вещизма". Они стали мне

гадать по руке и я слушала как завороженная, впрочем, не только я, а и

стоявшие рядом пассажиры и не пытавшиеся скрывать своего интереса и

изумления. Абсолютно всё, что было озвучено тогда,абсолютно,-

сбылось до поразительной точности. Особенно вспоминалось в ТЕ страшные

дни, как они отговаривали меня получать высшее образование, чтобы избежать

тяжёлой психологической травмы, вплоть до потери рассудка... Но дело даже

не в этом предсказании. Сейчас даже не вспомню, какую ладонь они разглядывали,

удивляясь сами, как будто левую. Один из них, высокий блондин с

непроницаемым лицом, просто ахнул, заявив примерно следующее: "какая

интересная ладонь, да вы объездите практически весь белый свет!"

Сказать что-то более несуразное и немыслимое нищей пересыпской девчонке,-

было просто невозможно...Произошло это более сорока лет назад. О странной

встрече я сразу же рассказала близким: сестре, подруге, двоюродной сестре.

Помню даже, как крутила старый глобус и отмечала пальцем,наугад, куда

бы мне отправиться... Первый загранпаспорт, по прошествии десяти лет,

сдала в обмен на новый с незамутнёнными страницами. Впервые отправилась

за границу в 2007 году и это была Венгрия. Нынче опять собираюсь в Венгрию

и Вену, не могу забыть "Купальни Сечени",-истинный Рай на земле.

Сказать, что я много где была,-это ничего не сказать.Да мои читатели и так

это знают.Вот и нынче, друзья приглашают в Канаду.Впрочем, когда предстоит

многочасовой перелёт,- не знаешь, что больше зашкаливает в крови: уровень

счастья или адреналина... Но вернёмся к грустному моему повествованию. Я же

телец и я упряма. Придя в себя, вскоре выяснила, что в тот роковой день

реанимационная детская карета стояла "на приколе" и её не послали на

восемь моих отчаянных призывов бывалого доктора, кричавшего в присутствии

половины учителей школы, что у ребёнка ни обморок, ни коллапс, а серьёзная

сердечная катастрофа. Столкнулась позднее и с откровенным предательством,

когда моя бывшая зав отделением по интернатуре, предложившая по окончании её

"завидную" должность врача- дежуранта,от которой пришлось отказаться,чтобы

не испытывать терпение моих близких,- выдала мне не самую лицеприятную

характеристику в присутствии многих коллег. А всё потому, что мы встречались

ранее, ещё в бытность мою медсестры. Там она тоже была заведующей и спешно

уволилась в связи в тем, что учреждение проворовалось, списывая на выбывших

больных медикаменты и питание, а я была, хоть и невольным, но свидетелем...

Это обстоятельство позволило, кстати, нам с  моей любимой подругой,

уволиться под шумок и перейти на работу на кафедру мединститута...

Никогда не забуду выступление нашего любимого институтского преподавателя,

подтвердившего правильность моих действий.  О его приглашении на летальную

комиссию я не могла знать и,в особенности,речь паталогоанатома, который

потом задержался, чтобы утешить меня, неподвижно и одиноко сидящую в зале,-

вердикт его был прост- сердце ребёнка было нежизнеспособным, хоть бы мы

продолжали реанимацию до бесконечности...

Но всё дело в том, что тогда, говорить о каких либо осложнениях после прививок,

не было позволено никому. Однако прежде, до поступления в ВУЗ,я имела доступ

при работе на кафедре общей гигиены и будучи любопытной от природы,

 в том числе и к редким, уникальным учебникам школьной медицины Минха.

Помню, поразившие меня диагнозы,такие как злокачественный, идиопатический,

подострый, поствакцинальный миокардит (энцефалит),которые были обоснованы им.

А в пору серьёзной вспышки дифтерии, за неимением качественных вакцин,

по приказу, мы, школьные врачи, лепили детям, практически всех возрастов,

в том числе и своим собственным, чтобы подхлестнуть иммунитет- "долив"

по 1,0 мл! ослабленной АДСм, позволявшей ввести всего! 10 и.е. (для сравнения

в 1-м мл АДС- 60 иммунологических единиц), но при этом вводя в два раза больше

аллергизирующего балласта. Такую прививку и получила МОЯ девочка, за

два месяца до трагедии. Не зная точного повода катастрофы и без того

постоянно думала об этом обстоятельстве, а услышав об истинной причине,-

соединительнотканном перерождении и вторичном сморщивании сердечной

мышцы ребёнка,- я только взглянула на тех тучных матрон от медицины,

в большинстве своём избегающих личного контакта с больными детьми, как

некто ладана! Но они спешно собирались и прятали взоры... Кроме того,

я успела поинтересоваться,почему не прислали детскую специализированную

неотложку и сохранились ли записи переговоров с диспетчером... Надо ли

говорить, что на дальнейшие разборы меня более не приглашали, мёртвой

хваткой ухватившись за линейного терапевта, жена которого ожидала тогда

ребёнка и я слышала случайно, в ожидании своей очереди у кабинета "завздрава"

её громкий голос, укоряющий несчастного, что он де "убил" ребёнка и

несчастная мать теперь ночует на кладбище! Не хотелось жить...

Никогда и никто не убедит меня, что нам нужно столько организаторов

здравоохранения!

Тем не менее и никогда не могу забыть, что прививку ребёнку делала я,

причём собственноручно, ибо медсестра моя,изредка балующая коррумпированную

директрису массажем, на работу являлась редко, а я сама прививки назначала,

сама и выполняла. С директором школы, капризной дамой глубоко постбальзаковского

возраста, тоже приключился конфликт, когда зайдя однажды на пищеблок, я

обнаружила горы говяжьих лёгких, спешно перемалываемых и водружемых на

пицу для продажи школьникам, а также скворчащие неподалёку чебуреки.

Сказала лишь, что такое питание недопустимо для школьников, тут же была

вызвана на "ковёр" и поставлена в известность, что контроль пищеблока

возложен на медсестру и в моей помощи нет нужды. Последняя, поедая

пирожок (к слову сказать прожаренный на масле глубоко коричневого цвета),-

ответствовала мне дословно:"Ну и дура, хоть пирожков бы давали..."

А позднее она передала ещё и "привет" от зав столовой в виде предостережения,

не боюсь ли, что по дороге с вечерней смены на меня может наехать машина...

  Я просто заставляла себя работать дальше,- десять лет в детском туберкулёзе,

подрабатывала рентген- лаборантом, предварительно освоив рентген-аппарат,

из них семь- зачли год за два, позднее льготу отменили, но мне хватило

для досрочной пенсии. О туберкулёзе, особенно детском,ещё и на фоне ВИЧ,

у ни в чём неповинного ребёнка,- нужно писать отдельно.

Скажу только, что уровень счастья в моей крови, при снятии этого диагноза,-

сильно приближался к тому...дипломному, особенно,если не приходилось

предполагать другие диагнозы, отнюдь, не лучшие...