Человек без селезенки собирал почтовые марки

Олег Гонозов
Антона Павловича Чехова, прожившего весьма недолгую жизнь – всего 44 года  – знают  во всем мире. Среди многочисленных – более полусотни псевдонимов писателя были и довольно оригинальные: Брат моего брата, Врач без пациентов, Человек без селезёнки…

Врач по профессии и писатель по призванию, Чехов написал несколько сотен произведений самого разного жанра, многие из которых стали классикой мировой литературы.
Сочиняя свои юмористические, легкие для чтения, рассказы и фельетоны, он всегда помнил, что краткость – сестра таланта. В них он одной деталью, одной репликой мог сказать гораздо больше, чем иной писатель в целом романе.
Не менее талантливы его повести, комедии, очерки. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины»,  - писал о Чехове Горький. Впечатления Чехова от поездки на Сахалин легли в книгу «Остров Сахалин», над которой писатель работал несколько лет.
Созданные Чеховым пьесы – визитная карточка русской драматургии. Его пьесы «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Чайка» до сих пор с успехом идут во многих театрах мира, получая современную интерпретацию.
А для филателистов А. П. Чехов не только талантливый писатель, а ещё и коллега по увлечению, потому что на протяжении всей своей жизни собирал почтовые марки. Коллекция писателя, сохранившаяся в Доме-музее Чехова в Ялте, насчитывает около 15 тысяч почтовых марок - тридцать связанных ниткой упаковок с марками!
Писатель сам отклеивал их с приходивших к нему в большом количестве писем. Более того, Чехов даже просил родных и друзей отдавать ему марки с получаемых ими конвертов.
«Марки не бросай, а оставляй для меня», - писал он своей сестре Марии Павловне.
«И марки почтовые собирайте для меня, скажу большое спасибо», - пишет Чехов из Ялты О.Р. Васильевой.
«Ты у меня умница, - пишет он О.Л. Книппер 15 сентября 1900 года. - Пиши только подлиннее, чтобы на конверте было две марки».
«Милый Иван Алексеевич, простите, голубчик, нечаянно распечатал письмо на Ваше имя, полагая, что оно адресовано мне. Простите! Не моя вина. Я виноват только в том, что отклеил марки», — писал Чехов Бунину.
Марки Антон Павлович складывал в стоящую возле письменного стола вазу, а затем упаковывал. Как показал анализ трех пачек, в них были марки из Западной Европы, США, Канады, Японии, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, России.
Можно предполагать, что около 150 западноевропейских марок Чехов «снял» со своих собственных писем, которые отправлял родным из-за границы. Марки покупались в Италии, Франции, Австрии, где ему доводилось бывать.
Почтовая тема попала даже в рассказы писателя: «В почтовом отделении», «Мой разговор с почтмейстером», «Почта», а в его записной книжке осталась запись: «Молодой человек собрал миллион марок, лег на них и застрелился».