Про особистов

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

Для тех моих читателей, которые не знают, кто такие особисты, поясню – это офицер особого (первого отдела) представляющий Комитет Государственной Безопасности в любом подразделении нашей страны, будь то воинская часть или любое советское предприятие. В нашем случае это не просто сотрудник КГБ, а офицер контрразведки, подчиняющийся непосредственно комитету.
Знакомство у меня с ним произошло, как обычно бывает в таких случаях - вызвали по трансляции как и вызывают поочерёдно всех новых членов команды корабля для непосредственного знакомства с органами безопасности. Устанавливается вербальный контакт и, соответственно, вербовка потенциальных агентов, тут уж как пойдёт. Это я так себе представлял цели этой ознакомительной беседы.
Чем он занимается на самом деле, я понял сразу, как только попал в каюту этого нашего особиста – большими буквами на переборке красовалась надпись на плакате – «Трудно искать чёрную кошку в темной комнате, особенно когда её там нет!».
О черной кошке в темной комнате и словах китайского мудреца Конфуция практически все население СССР узнало от интеллигента Груздева, персонажа сериала «Место встречи изменить нельзя» и к тому же по сюжету без вины виноватого.
Мне же кажется, этот плакат в каюте объяснял весь план действий этого самого секретного подразделения нашего корабля.
Мне было сказано прямо – что всем на пароходе совершенно точно известно, что я рисую портреты жен на заказ. «За бутылку конька…» - попытался вставить я, но это «как бы» не было им замечено. Поэтому он тоже хочет меня «попросить» изобразить его супругу для большей чувственности его воспоминаний в момент разлуки во время этого плавания. Короче, меня практически «завербовали» для работы на КГБ. И ведь не отказаться же! До этого только Кутузов (командир «Михаила Крупского») позволял себе меня использовать без поощрения, если не считать жевательной резинки конечно, ну я об этом уже рассказывал. А тут смотрю - нехорошая тенденция намечается. Видимо особист считает себя в той же весовой категории, что и командир корабля. Ну ладно уж, чего не сделаешь ради «безопасности» страны.
Но передо мной во весь рост нарисовалась неразрешимая проблема. Заключалась она в следующем – я совершенно точно знал по одной фотографии, какова была у него жена на тот текущий момент времени, и какой она была очаровательной в молодости по другой фотографии. В творческом задании требовалось найти среднее арифметическое. Но это были буквально два разных человека!
Не то, чтобы мы в результате с ним подружились, меня бы никто не понял из моих сотрудников, но раз мне заказывался рисунок жены безвозмездно, то, получается, я работал на контрразведку даром. Иначе говоря, как бы по дружбе. Причем по пароходу в результате пошёл слух, что я активно работаю на особиста, ведь ходить мне к нему пришлось не раз и не два. Ведь рисунок категорически не получался! К сожалению, мне никак не удавалось провести аппроксимацию двух образов и получить третий. Я ведь был не опытный рисовальщик, а всего лишь самодеятельный начинающий художник, набивающий руку на портретный стиль рисунка.
Представить какая бы она могла быть между этими двумя снимками я так и не смог. С этой «ответственной задачей комитета» я не справился, о чем искренне сожалел. Хотя на наших с ним отношениях это никак не повлияло. Особисту приятно было думать, что я на него работал, хоть и не в том качестве как бы ему хотелось. Ничего больше я о нём не знал, да и не мог бы знать, служба у них такая.  Может быть, он вписал меня даже в свой отчет о проделанной работе, трудно сказать…
Хотя в их рядах бывали и очень странные представители. Я уже рассказывал о том, как нашли «черную кошку» в моём соседе по каюте, и только из-за того, что он очень любил постоянно фотографировать. Но это было уже на другом корабле - на «Молдавии». Видимо у того особиста был другой принцип работы – «не надо искать чёрную кошку, когда её нет - назначь её сам!».