Призовое место

Галина Александровна Романова
Женскую команду на лыжный кросс отделов завода так и не удалось сформировать. Главная причина заключалась в морозах, которые стояли уже третью неделю. Температура двадцать градусов ниже нуля для лыжных гонок – это слишком. Прогноз был устойчивым, поэтому кросс переносить не стали: лучше, как говорится, отстреляться и поставить «галочку» - выполнено. Некоторые отчаянные «спортсменки» и очень ответственные женщины не совсем уверенно, но всё же пообещали прийти.

Людмила Семёновна, как молодой начинающий руководитель, несмотря на всю неспортивность и, более того, болезненность своей натуры, чтобы личным примером вдохновить коллектив, твёрдо сказала, что обязательно будет участвовать в кроссе и побежит пятикилометровую дистанцию. Надо сознаться, что у неё даже лыж своих не было, но лыжи пообещали дать на базе проката. Правда, костюм из непромокаемой ярко - розовой болоньи – брюки и куртку она недавно купила в «Детском мире», соблазнившись его детской ценой. Он смотрелся неплохо. Шапку она тоже недавно связала по описанию в журнале «Работница» - синюю, как безоблачное небо, и вышила сбоку белую снежинку.

Более того, она организовала группу поддержки, которую с удовольствием возглавил Владимир Иванович, инженер из их отдела. Он был парнем сговорчивым и добрым. Это именно он подкинул идею, что в такой мороз, чтобы не заболеть, надо для «сугрева» что-нибудь предусмотреть. Лыжники мужского пола этой идее не сопротивлялись, быстро определили ассортимент напитков и закусочное меню. Женщины решили, что если даже и не бежать кросс, то в компании побыть неплохо, тоже добавили по рублику и записались в болельщицы. А что не записаться, если день рабочий?

Дома Людмила Семёновна одумалась. Она не помнила, когда последний раз ходила на лыжах. Пожалуй, ещё на первом курсе института, когда подруга Верка Селиванова уговорила её вместо физкультуры, что разрешалось, записаться в лыжную секцию. Людмила не жалела, хотя никакого спортивного разряда получить не смогла. До соревнований её попросту не допускали из-за слабости личных результатов. Но зачет по физкультуре ставили – это уже результат, смеялась Людмила. Был и ещё один личный результат. Людмила очень часто болела ангиной, а тренер сказал ей: «Отзанимайся всю осень и зиму, вдыхая приоткрытым ртом, и никогда больше никаких ангин у тебя не будет». И точно.

От этой секции, вспомнила Людмила, у неё осталось ещё два необыкновенных впечатления. Вы когда-нибудь слышали, что на лыжах можно кататься по осенней листве? Вот и Людмила не знала. Бегали они, бегали с лыжными палками, отрабатывая лыжную технику, и вот в один день, когда листва уже где-то на треть с деревьев опала и легкие заморозки с утра появились, командует тренер: «Разобрать лыжи, подготовить их и выдвигаемся в лес».

Лес начинался сразу же за стадионом, где они занимались. Оказалось, что по чуть подмёрзшей листве лыжи скользят великолепно, только надо выбирать места, где земли уже не видно. Листья шуршат под лыжами, пахнет ещё живым лесом, воздух просто дурманит. Людмила под воздействием этих новых ощущений так разогналась по кромке какой-то лесной тропы, что дыхание у неё стало перехватывать, хоть падай, но какой-то невероятный кураж гнал и гнал её вперёд. «Ни за что не остановлюсь!» - подумала она и всё хватала и хватала ртом холодный осенний воздух. Вдруг как будто гортань её стала в два раза больше, как будто лёгкие раскрылись навстречу потоку, как будто вся она наполнилась невероятной свежей силой. Людмила полетела, не чувствуя никакой усталости. Потом ей объяснили, что это открылось второе дыхание.

«Отступать нельзя», - подумала Людмила и на этот раз и стала готовиться к завтрашнему кроссу. И муж, и сын уже знали, что завтра их мать на спортивном мероприятии, но подробностей Людмила рассказать не успела.
Сын Петька, который учился в седьмом классе, как ей показалось, ехидно сказал:
- Мам, за рекордами?»
Муж, зная упорный характер Людмилы, предупредил:
- Прошу, не надрывайся. Главное – не победа, а участие.

Все собирались на стадионе, около базы проката спортивного инвентаря. Участникам кросса выдавали нагрудные номера, их фамилии записывали в протоколы. Мужчин пришло довольно-таки много, но и женщин было достаточно, чтобы считать гонку состоявшейся. Женщин было четыре. Людмиле Семёновне подобрали лыжи. На соревнования пришёл и заводской фотограф. Всех выстроили и сфотографировали. Потом женщин отдельно. Потом мужчин отдельно. Потом Людмила Семёновна попросила, чтобы команду их отдела сфотографировали с болельщиками.

Объяснили, где старт, где финиш, как проложена лыжня, по каким флажкам и указателям ориентироваться женщинам, которые побегут пять километров, по каким - мужчинам, лыжня для которых была длиной в два раза больше. Мужчины стартовали первыми, один за другим. Потом женщин запустили. Две из них были совсем молодые лыжницы, так и рванули со старта. Третьей стартовала Татьяна Аркадьевна из конструкторского бюро, с которой они договорились, что пойдут в щадящем режиме, а Людмила Семёновна - за ней.

Одно плохо – морозно уж очень. Мороз так и гонит. Шапку Людмила до самых бровей надвинула, шарф на рот натянула. Вспомнила, как в лыжной секции учили руками с лыжными палками работать, как - то на одну лыжу, то на другую ногу вес переносить. Идёт и идёт себе по лыжне, только смотрит за указателями, где куда повернуть. Назад не оглядывается. Пару раз передохнуть остановилась, отдышаться. Вот и финиш виден. На финише толпа болельщиков стоит, кричат, руками машут – коллектив дружный, азартный. Тем более женщин «раз, два – и обчёлся».

Перед финишем Людмила не спешит: что торопиться, если последней вышла, последней и будет. А ей кричат что-то. «Жми! Жми! Давай!» Она для виду взбодрилась, энергичней руками замахала, финишировала. Как полагается настоящим спортсменам, палки воткнула в снег, а сама в них подмышками упёрлась, голову опустила, дышит, отдыхает.
Тут к ней подходят и говорят: «А вы - третья». Людмила Семёновна удивляется: «Не может быть. А где Татьяна Аркадьевна?»

Пока то да сё, из леса показывается и четвёртая участница лыжного кросса. Оказывается, с лыжни сбилась, в лесу проблуждала. Теперь и итоги можно подводить.

Вручили Людмиле Семёновне грамоту за третье место в лыжной гонке на 5 километров и подарок – коробку с чем-то. Посмотреть тут недосуг было: подскочили болельщики, отдельские лыжники из мужской команды. Жаль призового места на мужской дистанции не смогли взять, но зато победу Людмилы Семёновны отметили «на полную катушку».

Владимир Иванович сказал: «За мной!» - и повёл всех в здание лыжной базы. Там сдали лыжи, а у кого свои - к стеночке поставили. «Минуточку, я сейчас. У меня тут полный порядок», - весело произнёс ответственный за неофициальную часть мероприятия и нырнул в раздевалку. Из раздевалки Владимир Иванович вышел с двумя сетками – авоськами. Одна была полностью заполнена зелёными четвертинками с длинными горлышками, а вторая – пакетами и свёртками. Все засмеялись:
- Что это?
- Да больше нигде нет ничего, а это вино плодово-ягодное. И пить удобно – каждому по бутылке.

Мороз был сильный, победа была первой спортивной победой Людмилы Семёновны, рабочий день ещё не закончился, поэтому – не всё ли равно, что выпить. Зато закуска была отличная! Да потом и вино лучше пошло. Вдруг кто-то вспомнил про подарок: «А подарили-то что?» Коробку открыли. В ней лежал тренажёр из каких-то металлических деталей и резиновых толстых жгутов. Инструкцию по креплению и использованию в такой обстановке изучить не представилось возможным.

Домой Людмила Семёновна вошла гордо. Щёки её горели от победы, плодов и ягод. В одной руке – грамота, которую она сразу же передала сыну, сказав: «Равняйся на мать!» В другой – коробка с тренажёром, которую Людмила отдала мужу со словами: «Осваивай!»

Как она стала призёром, Людмила не рассказывала месяц. Терпела, пока сын не выдержал и пристал так, что не рассказать было нельзя:
- Колись, мать, как дело было. Ну, не могла ты в призёры попасть.

Тренажёр так и не был освоен. Сначала лежал в кладовке в квартире, потом его отнесли в гараж, потом отвезли на дачу, где его и обнаружил внук Славик. Он-то и захотел узнать, что это такое. Так и вспомнилась эта история первой и единственной спортивной победы Людмилы Семёновны. Надо ещё сказать, что грамота Людмилы Семёновны висела у неё в кабинете на работе. Гордилась ею Людмила Семёновна- то ли в шутку, то ли всерьёз - больше, чем грамотами за работу. В домашнем фотоальбоме у них есть карточка, на которой Людмила Семёновна стоит - молодая, с лыжами, грамотой и подарком. Номер тринадцать – на груди. Жаль, карточка чёрно-белая и не видно, какой у Людмилы Семёновны ярко – розовый лыжный костюм.