Профессионал

В.Рыков
- Это э-ле-мен-тарно, Ватсон!

Фраза была пустой. В ней уже не осталось ничего. Ни былой неожиданности, ни интригующего аромата предстоящей разгадки. Подобно пресловутым "Добрый день!", "Как поживаете?" и т.п. она утратила сам смысл.
И превратилась в знакомый, уже не заставляющий вздрагивать звук. Фраза утратила все. Кроме одного. Неистребимое высокомерие. Каждый раз, до сих пор бьющее прямо в центр самолюбия: - "Какой же вы непроходимый тупица, мой дорогой друг!"
- Мой дорогой друг - октябрьское британское утро было таким же пронзительным и скрипучим, как голос Холмса. - Давайте наконец подведем итоги этой бесконечно короткой ночи. И прежде чем наш неугомонный инспектор Лестрейд в ближайшие полчаса примчится сюда, что бы отдать вам пару фунтов за проигранное пари, прольем свет на это незатейливое убийство.
- Самоубийство, Холмс.
- Вот в этом-то все и дело, уважаемый Ватсон. На одну и ту же вещь мы смотрим по разному. При слове самоубийство вы видите диагноз, я - мотив. Конечно, исключительно сво-и-ми руками несчастный сэр Генри вязал узел и двигал стул под кованную люстру позавчерашним вечером. Своими руками, но не по своей воле.
- Вы хотите сказать убийца - экстрасенс?!
- Из всех сверхчеловеческих способностей я верю только в две. Необыкновенную силу обыкновенного человеческого расчета и... Профессионализм. И тем и другим в чрезвычайной степени обладал младший брат Генри...
- Сэр Луис! Но у него же железное али...
- Совершенное преступление, это то, которое уже совершено, еще не будучи совершённым. На что вам жаловался сэр Генри, когда отчаялся найти помощь у традиционных психотерапевтов?
- Мания преследования. Он говорил, что везде и всюду он видел... Глаз.
- И когда это началось?
- Сразу после его двадцатипятилетия.
- И какой подарок подарил брат брату?...
Глаза Ватсона метнулись к телу покойного Сэра Генри, лежащему на столе для вскрытия и остановились на подносе с личными вещами покойного. Холмс подошел к телу и с почти искренним сожалением продолжал:
- Бедный богатый сэр Генри! Отец в нем души не чаял и деньги сыпались в его карманы столь же щедро, как и высыпались из них же. А младшему брату достался небольшой магазинчик оптики, катастрофически далекий от процветания. Но по настоящему богат не тот, кто имеет много, а тот, кто высоко ценит то немногое, чем обладает. Меньше чем за два года, сэр Луис превратил долги предприятия в существенную прибыль. И более того, открыл лабораторию при магазине и с головой ушел в исследования. В одиночку кустарь самоучка стал генерировать открытие за открытием и тут-же применять их на своей продукции. По слухам, за несколько лет до Джорджа Эйри он обнаружил явление астигматизма человеческого глаза и в пику цилиндро-коническим линзам последнего, внедрил в производство какие-то свои, альтернативные и остро радикальные идеи для исправления этого дефекта зрения. Но исследования требуют вложений, и не малых. И вот тут неожиданно и серьезно заболевает отец братьев, прогнозы врачей не вызывают оптимизма и автоматически возникает вопрос о наследстве, судьба которого очевидна. Тогда младший брат изготовляет эксклюзивнейшее из своих изделий и дарит старшему свой роковой подарок.
Холмс повернулся к окну, заложил руки за спину и глядя, как, уже не стесняющееся утро наливается бледным румянцем продолжил:
- Профессия, Ватсон... Талант - это божий дар. Профессия - это человеческая заслуга. Если она посажена с интересом, выращена с любовью, то в конце концов она вызревает в Призвание. Она становится вторым именем человека. И иногда заменяет первое. А это уже Призвание, вышедшее за рамки. Это Одержимость. Человек перестает открывать, он начинает творить. И готов на все.
Холмс подошел к двери. А доктор продолжал смотреть на поднос.
- Разгадка все время была перед вашими глазами Ватсон, равно, как и перед глазами несчастного сэра Генри... - Холмс открыл дверь. - Мы с мисис Хадсон будем ждать вас к завтраку, не задерживайтесь.
Дверь закрылась и тишина снова вернулась в стены полицейского морга.

Доктор не спешил. Он уже знал, что увидит, после того, как накроет простыней тело покойного, возьмет с подноса и наденет очки сэра Генри.