Литература России на пороге ХХ века

Сергей Сиротин
Литература России на пороге ХХ века.
Лекции для…

1. Литературные дискуссии о роли искусства, творчества, писателей в обществе.

Двадцатый век… Ещё бездомней,
Ещё страннее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла)
А. Блок

Россия на пороге ХХ века оказалась страной многих трудноразрешимых противоречий, из которых главным было противоречие между способом производства, по сути капиталистическим, и политической системой с её полуфеодальными отношениями, сословностью, дельцами, играющими на отсталости бюрократической системы, национальным капиталом, не допущенным к определению путей и тенденций, определяющих развитие огромной и переполненной природными ресурсами страны.
В самом начале века противоречия и трения между отдельными странами стали выливаться в конфликты разного уровня. Россия на востоке столкнулась с Японией из-за притязаний обеих стран на Манчжурию и оказалась не совсем подготовлена к противостоянию ни в военном, ни в экономическом, ни в психологическом планах…
Различные российские газеты и журналы, представляющие определённые политические течения, стали катализатором как оценки войны и власти, так и развития общественной мысли и литературно-публицистического многоголосия, которое опиралось на серьёзную философскую основу, осмыслявшую прошлое и настоящее и пытавшуюся предопределить будущее многонациональной по составу и экономически многоукладной в экономике, раскинувшейся от Атлантического океана до океана Тихого империи.
Взаимосвязь многофункциональной жизни общества и её литературно-художественной интерпретации рассматривали почти все мыслители и теоретики философско-культурного думающего слоя элиты страны. От великого писателя и мыслителя Л.Н. Толстого до теоретиков малых литературных течений, различных партий и направлений, представляющих разные слои населения: все они спешили заявить о своём понимании мира изданием направляющих этико-политических статей и литературно-эстетических манифестов.
Остановимся на констатации мыслей и идей отдельных российских философов, ставших украшением мировой цивилизации ХХ века.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948гг.) Он рыцарски защищал христианский гуманизм, настаивал на приоритете развития и поддержки духа человеческого, как бы готовя общество к будущему противостоянию с тогда ещё зарождающимся врагом человечества – тоталитаризмом, позднее проявившем себя в разных формах по всему земному шару. Бердяев писал: «Творчество есть продолжение миротворения. Продолжение и завершение миротворения есть дело Богочеловеческое, Божье творчество с человеком, человеческое творчество с Богом»
Н.А. Бердяев родился в Киеве, отец его был атаманом Войска Донского, до 1917 года напечатал основополагающие статьи в сборниках «Проблемы идеализма» (1903г.) и «Вехи» (1909г.). Он изучал с позиции теории мышления творчество русских писателей Гоголя, Герцена, Достоевского, Белого.
Одним из крупных эстетов-теоретиков был первый русский марксист Георгий Валентинович Плеханов, основатель социал-демократического движения в России (1856-1918гг.) В статье «Искусство и общественная жизнь» писал: «Искусство должно содействовать развитию человеческого сознания, улучшению общественного строя». Он считал, что нет таких произведений, которые были бы начисто лишены идейного содержания…
Именно эту мысль развивал в своих работах Владимир Ильич Ленин (1870-1924гг.) в статьях «Памяти Герцена», «Партийная организация и партийная литература», где выводил зависимость содержания искусства от партийности художника, его классовой точки зрения, хотя она и не есть истина.
В литературе начала ХХ века велись политические дискуссии, а сама она для многих теоретиков лишь иллюстрацией для доказательства их собственных политических взглядов и идеологических концепций.
Вацлав Вацлавович Воровский, критик и блестящий полемист (1870-1923) заявлял, что необходимо отбросить все интеллигентские мифы и перейти к ясному и понятному классовому зрению при анализе произведений искусства.
Ему противоречит русский писатель и мыслитель Василий Васильевич Розанов (1856-1919гг.), предложивший подчинять не жизнь мысли (теории), а мысль жизни, он предсказал в будущем эпоху «железного занавеса» для России как государства и над русской историей, писал, опираясь на свой опыт противостояния догматикам: «Нет ничего непонятнее и даже малоизвестнее, чем часто произносимые слова, которые выветрились, потеряли душу и теперь представляют собой то же, что паспорт без человека, т.е. паспорт покойника». Именно Розанов стал в русской литературе и публицистике родоначальником жанра литературного портрета.
Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920гг.) отмечен в истории философской эстетики тем, что пытался ввести в политику понятия «этики, совести, достоинства», он: «Общественное движение сбилось с пути и сдвинулось с пути и сдвинулось со своих нравственных основ… зверь, пробудившийся в революции (речь идёт о революции 1905-го года) родил звероподобную реакцию. Интеллигенция занялась зверопоклонством вместо народопоклонства. Её демагогия и лесть упразднили всякую грань между свободой и анархией, между социализмом и грабежом, между демократией и деспотизмом».
Многие русские философы и мыслители: Флоренский, Федотов, Ильин, Зайцев, Булгаков, – каждый по-своему говорили об испытаниях, ждущих Россию в ХХ веке, но мало кто прислушивался к пророкам в своём Отечестве…

2. Основные темы реализма начала века: традиции и новое.
Представители реализма, их творчество как отражение явлений жизни России.

Эпохи упадочные, сопровождающиеся высоким уровнем развития культуры, отличаются вообще господством философии эпикуреизма, наслаждения жизнью в её утончённых, облагороженных формах.
С.Н. Булгаков

Русский критический реализм начала ХХ века – явление сложное, интересное и многомерное. Писатели-реалисты, вынося приговор современному им мироустройству, в то же время не приняли саму идею социальной революции как единственной возможности переустройства жизни. К такому пониманию они пришли через напряжённые раздумья над судьбами народными, художественный анализ трагедии обнищания и вырождения народа. В то же время они видели порочность деятельности революционеров, разгула восставших масс, чему противопоставляли общечеловеческие ценности бытия. Писатели, хорошо зная Россию, оперировали документально точными материалом, по сути они делали в своих произведениях точные социологические срезы общественных, экономических и социокультурных явлений: изучалась природа поведения той или иной социальной среды или группы.
Об этом повествуют произведения А. Куприна, В. Вересаева, В. Короленко, А. Толстого, И. Бунина, Л. Андреева, М. Горького…
Традиционным для русских писателей-реалистов начала ХХ века было глубокое сочувствие судьбам народным, думы о будущем родины, гуманизм в отношении к человеку, защита «маленького человека», неприятие «мерзостей жизни» мещанского, крестьянского и пролетарского быта в многомерном российском пространстве, порицание тупиковой жизни интеллигенции, разуверившейся в идеалах молодости.
Новым стало появление на страницах книг социальных типов эпохи развитого российского капитализма. Писатели видели весь трагизм расслоения в крестьянстве и начала упадка русской деревни, они стремились объяснять, иногда и потусторонними воздействиями происхождение социальных катаклизмов, разрушительных и диких народных бунтов. Поиски новых форм подачи художественного материала иногда приводили к чисто формалистическим просчётам и объяснениям происходящего, но всё это двигало русскую литературу в направлении глубокого образного осмысления современной авторам жизни, к познанию истины.
Критические реалисты младшего поколения унаследовали от русской литературы «золотого века» непримиримость к общественному злу и насилию, продолжили эстетический поиск в оценке развития цивилизации, предупреждая о фатальности для человека небывалого и неконтролируемого прогресса, а веру в будущее России черпали в любви к родной земле, её природе, как неиссякаемым источникам духовной мощи народа. К сожалению, этот поиск был прерван в 1917 году насильственной унификацией идейного и творческого потенциала народа, когда литературное творчество было поставлено на службу утилитарным идеологическим и догматическим целям одной политической силы…

3. Чувство надлома, безысходности и трагичности происходящего в произведениях младших реалистов. Социальные типы литературы начала ХХ века.

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами;
И нет преград меж ей и нами:
Вот отчего нам ночь страшна.
Ф.И. Тютчев

Любое произведение искусства – это «микрокосм», в котором как в капле воды отражено общественное бытие, т.е. художник в знаках своего творчества моделирует такую структуру мира, которая соответствует его опыту понимания человеческой жизни, помогает осознать свою роль в историческом процессе и спроектировать образ собственного мира: в этом основной стимул любой творческой деятельности личности.
Именно в начале ХХ века «концы и начала» сложной общественной жизни России разошлись, и перед литераторами встала задача создать произведения, а может быть и развязать узлы противоречий, опутавших жизнь человека. В литературу, как и в начале ХIХ века приходят совершенно новые персонажи, герои начала ХХ века: пролетарии, бродяги и люмпены, мастеровые и инженеры, дельцы и социопсихопаты, выродки и революционеры.
Одним из крупнейших представителей нового поколения реалистов был прозаик, врач по образованию, Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) (1867-1945гг.). Особое место в его творчестве занимает повесть «Без дороги». В ней изображён тот духовный тупик, в который зашло народническое движение к началу ХХ века. Разочаровавшиеся в возможности изменения жизни, герои Вересаева испытывают неудовлетворённость собой, они испытывают в полной мере пессимизм и безверие. Главный герой, земский врач Чеканов, подумывает о самоубийстве. Сам же Вересаев в авторских ремарках настаивает на необходимости подвижничества интеллигенции, как основы осмысленного существования.
В произведении «Лизар» писатель как бы излагает мнение простого мужика о причинах развала сельского бытия, на фоне красочной и богатой природы. Считая, что причина нищеты и несчастий деревни в высокой рождаемости (по сути в некотором роде, перепев теорий Фрейда и его последователей) Лизар предлагает «сократить человека», а болезни, эпидемии, голод – это, по герою-повествователю, благо, он даже предлагает придумать специальные капли, способствующие сокращению людей. Автор видит выродочность теории «сокращения людей» среди расцвета живой природы и заканчивает произведение саркастическим выводом: «И среди этого таинства неудержимо рвущейся вширь жизни – он, сжавшийся в себе, с упорными думами, о собственном сокращении! Царь жизни»…
В рассказе «На эстраде» Вересаев говорит об извечной проблеме ответственности творца за то, что н создаёт, о противоречиях, заложенных в основе творчества, между несуетностью самого процесса создания нового и суетностью известности, славы, о раздвоенности души любого художника и бремени такой раздвоенности.
Александр Иванович Куприн (1870-1938гг.) Герои писателя представители мелкой буржуазии, среднего слоя обывателей и интеллигенции, офицеры, босяки, проститутки, артистическая богема, деклассированные элементы, промышляющие кто чем может. Куприн был любимым автором читающей России начала ХХ века. В его рассказах о жизни заводского работного люда одним из самых удручающе страшных и провидческих рассказов стал «Молох» (1896г.) о божестве ужаса эксплуатации человека буржуазной цивилизацией. Высокие художественные достоинства рассказа «Поединок» поставили писателя в ряд известнейших российских писателей. Как бывший офицер автор умело и правдиво вскрыл бессмысленность и оглупляющую пустоту армейских порядков, отрицающих любые гуманные отношения среди людей разного армейского уровня, без учёта рангов и званий, материального и общественного положения. Он создал целую галерею армейских типов: поклонник палочной дисциплины, грубый и невежественный Слива; высокомерно отрицающий любые возможности общения разных по званию офицеров полковник Шульгович; Бек-Агамалов, с его звериными инстинктами, кровожадный, со своей системой порабощения солдата, Осадчий; писатель показал предательство Николаева, ближайшего друга главного героя Ромашова и мягкую подлость Петерса; в рассказе действуют: пьяница, мот и картёжник Веткин, офицер Брем, изучающий животных и ценящий их выше подчинённых солдат; маразматически опустившийся Лещенко – всё это персонажи, введённые в литературу А.И. Куприным, сказавшим правду о развращающей обстановке насильственного подчинения человека человеку под предлогом защиты Отечества. Ромашов не принимает правила игры этого паноптикума, именно его глазами видит читатель мир казарм, где вешаются солдаты, до идиотизма замученные, забитые, теряющие от множества наказаний и издевательств человеческий облик. Теме офицерства посвящён и рассказ «Штабс-капитан Рыбников».
Куприн хочет найти очищенный от удручающих социальных пут и обстоятельств естественно народный характер, он находит таких персонажей среди балаклавских греков-рыбаков и изобразил их в очерке «Лестригоны». Прославил автора и рассказ «Гранатовый браслет» о большой любви разных по социальному положению людей.
В 1908 году Куприн начинает работу над повестью «Яма», которую завершил уже в 1915 году, во время Первой мировой войны. Это художественное исследование раскрывает некоторые причины такого социального явления как проституция. Автор с сочувствием относится к женщинам, оказавшимся на дне жизни, его героини достоверны и вызывают сочувствие и понимание. В этой повести отчётливо проявилось скептическое отношение писателя к борьбе за гуманистические идеалы, он также показал, что есть множество причин социального, психологического, случайного характера, ведущих людей на дно жизни. Сам он, как и его главный герой Платонов, возмущён откровенным поруганием самых прекрасных людских чувств.
Особое место в русской литературе занимает Леонид Андреев (1871-1919гг.). Это один из даже сегодня современных по тематике, форме, содержанию и мастерству литераторов начала ХХ века. Творчество Андреева, сложное и противоречивое, его признают уже век все ценители и знатоки литературы, хотя и относятся неоднозначно к его произведениям. Первый рассказ «Бергамот и Гараська» вышел в 1898 году, но известность автору принесли рассказы яркой социальной направленности «Жили были» и «В подвале». Вообще в произведениях Андреева основным стало то, как писатель показывал психологически точно и тонко самый острый и трагический момент прозрения своих героев, когда в один миг, часто последний, когда всё поздно исправлять, его отверженные персонажи прозревают, прикасаясь к истине и понимая, что прожили жизнь впустую. Известнейшие и философски глубокие произведения Леонида Андреева: «Жизнь человека», «Царь-голод», «Иуда Искариот», «Тьма», – все они показали, что он писатель серьёзных философских вопросов и обобщений. В 1908 году им написан как отклик на события первой русской революции 1905-го года и последующую реакцию правящих кругов «Рассказ о семи повешенных», где писатель показывает не презрение к смерти и несгибаемость революционеров, чего от него ожидала фрондирующая публика и социал-демократические круги, а силу любви к ближнему в качестве основы мужества: акцент поставлен на общечеловеческие переживания осуждённых, хотя в рассказе есть и сильный и общегуманистический протест против смертных казней революционеров.
Позже Андреев пишет о трагической гибели прекрасного в обстановке эгоизма и пошлости – это проявлено в произведениях: «Он», «Смерть Гулливера», в них перемежается реалистическое с элементами фантастики. Отношение самого автора к своим героям разное: от тёплого сочувствия до иронии и сарказма. Сложное творчество Леонида Андреева сложно классифицировать, его нельзя в полной мере отнести к какому-либо направлению литературы того времени, ибо он был и реалист, и романтик, и философ, и авангардист, сам он говорил о себе, что стремится «…открыть мир не фактов, а найти глубоко гуманистические мечты и идеалы…».
Ставший впоследствии «классиком» советской литературы Алексей Николаевич Толстой (1863-1945гг.) начал свой литературный путь стихами, первый сборник вышел в 1907-ом году, но широкую известность ему принесли рассказы, составившие цикл «Заволжье». В нём яркими красками писатель нарисовал обобщённый тип уездного предводителя, барина Мишуки Налымова, инициатора диких дебошей и бесчинств. Алексей Толстой верно нащупал пульс дворянской жизни начала последнего века тысячелетия, когда обитатели дворянских поместий вырождались, а проявления вырождения сказывались и на некогда опоэтизированных моральных установках и повседневных привычках русского барства. Эти противоречия маразма и аристократической спеси, высокомерия и низменности замыслов, изображенные писателем, позволили ему гротескно осветить потаённые, глубинные истоки заката дворянской поместной культуры и вырождение дворянского сословия.
Все писатели реалисты последнего периода Российской империи сами пережили судьбы, достойные пера романиста. Слава, гражданское противостояние и метание между разными силами, изгнание, мытарства на чужбине, косые, недоверчивые взгляды в своей стране, унижение достоинства, а часто и отказ от принципов собственного творчества. Но все они были людьми, принёсшими своей Родине известную долю славы. И сегодня их произведения служат глубокому пониманию и познанию России…

















С. Серотян 1998. Напечатано 07. 12. 2018гг.