Троечники поэзии

Воловой-Борзенко
"ТРОЕЧНИКИ ПОЭЗИИ"
Критика стихотворения Григория Берковича

В школе поэзии в храме Мусейон, как и во всякой школе есть старательные ученики, а есть сопливые, вечно опаздывающие и невыполнение домашние задания ученики. Как правило, закончив кое-как свое поэтическое обучение и получил аттестат, состоящий из сплошных троек, они резво кидаются в сочинительство. Но ошибки, которые они не исправили в школе поэтических муз, начинают пышно произрастать в их стихах. Они порой создают талантливо, но все это сделано кое-как, с досадными просчетами и огрехами. А ведь поэзия это самое высокое словесное творчество, не терпящее несовершенства...

В старой церкви старая бабка,
сумасшедшая, сразу видно,
перед старой-старой иконой
опираясь на палку стала.

На иконе Христос распятый -
боль с любовью одновременно -
смотрит прямо в лицо бабусе –
вроде хочет её послушать.

Написано простыми рубленным образами, без особо художественности, но неплохо и нам здесь уже не так интересна поэтическая ткань, как сюжетная. Мы захвачены действием и ожидаем что-то интересное. Преобладание сюжета над поэтическим мастерством вполне приемлемо, но при условии, что сюжет окажется интересным.

А старушка ему моргает
и рукой приветливо машет.
Поправляя на шее крестик
говорит, слегка заикаясь:

«Кто ж тебя так устроил, милый?
Что за изверг, ирод проклятый?
А такой молодой, красивый!
Я могла бы быть тебе мамой,

Само собой не без сентиментальной слезы, особенно в последней строчке, банально, но вполне вписывается в сюжет. В целом у нас уже есть чувства сочувствия к бабке, мы понимаем, что она действительно невменяема, и этом мастерство сюжета, поэт нас в этом убеждает, и мы готовимся к дальнейшему развитию сюжета.

я спасла бы тебя, хороший,
и от всяких ран полечила...
А хотя.., что мелю я, дура,
своего-то спасти не вышло...»

Вот перед нами начинается раскрываться драма этой старухи. Мы узнаем, что у нее был ребенок, и что она его потеряла, это вызывает сочувствие, и мы готовы выслушать горестную историю этой старой женщины, чтобы понять трагизм ее присутствия в старой церкви, перед старой иконой, на которой Иисус Христос... Но напрасно читатель приготовился выслушать историю женщины, ведь перед нами недоросль в поэзии, ученик, который слушал вполуха каноны поэзии, который не знает, что если на стене в первом акте пьесы висит ружье на стене, то в третьем акте оно должно выстрелить. Но "поэтическое ружье" не то что не выстрелило в третьем акте, а вообще третьего акта нет... Стихотворение обрывается и поэт с важным видом удаляется, полагая, что можно оборвать историю на половине и больше к ней не возвращаться.

А ведь какое богатство вариантов дает такой сюжет. Если женщина сумасшедшая, то после ее рассказа, она могла бы услышать голос ожившей иконы и Христос бы утешил безутешную мать, потерявшую сына... Но нет - кто получил в школе поэзии тройки, тот и пишет стихи на тройку.

(Г.В.)