Ячменные колоски

Рита Аксельруд
 
  История эта произошла в голодном 1947 году.
  Колхозный водовоз четырнадцатилетний парнишка Савка   солнечным летним днём возвращался с поля вдоль посадки. В голодном желудке булькала вода, пустая деревянная бочка подпрыгивала на ухабах, а старая лошадь, на боках которой выпирали от голода все рёбра, еле тащилась.
   Вдруг лошадка заржала и потянулась мордой влево от дорожки,  к зелёному островку травы.  Зоркий глаз Савки сразу заметил среди придорожной травы два стебля ячменя. Савка оставил поводья и спрыгнул с  облучка. Совсем рядом с дорогой, на повороте картофельного поля выросло несколько колосков  ячменя.
 
  Серо-зелёные колоски  притягивали голодный взгляд. Савка огляделся – вокруг тишина и никого не видно. Он быстро вылущил в ладони зёрна двух колосков, залез на сидение своей бочки, дёрнул поводья  и стал жадно жевать ещё не совсем спелые зёрна. Не успел он проехать и нескольких метров, как услышал грозный окрик объездчика:
- Стой, пацан! Что это у тебя?

  От испуга Савка чуть не подавился. В одно мгновение в его мозгу пробежала страшная мысль: «Заметил! Это конец! Теперь тюрьмы не избежать!» И  сразу же подумалось, что будет с матерью и младшими сёстрами. Он ведь был теперь единственным мужчиной в доме, кормильцем семьи. Отец погиб на фронте в конце войны.
 
   Все давно знали злополучный закон о трёх колосках. За такое могли и расстрелять. Савка вслед за объездчиком молча въехал в село и остановил лошадь возле правления колхоза. Понурив голову, он вошёл в кабинет председателя, снял вылинявшую кепку и остановился у дверей в ожидании приговора.  Председатель Василий Степанович, инвалид войны – левый рукав его вылинявшей гимнастёрки был заправлен за ремень – тяжело поднялся из-за стола, подошёл к Савке, заглянул ему в глаза и сказал:
- Что ж с тобой делать, хлопче?
 
   Через несколько минут в комнате стало тесно и шумно. Это сбежались женщины- колхозницы. Они говорили и кричали все вместе. Савка от волнения ничего понять не мог. Тут он заметил в дверях свою маму,  такую же бледную, как её платок на голове, и молча заплакал.
Председатель Василий Степанович отдал какие-то распоряжения двум своим помощницам, а Савкиной матери сказал:
- Забирай пока своего героя.- И добавил: На этот раз дело уладим.
 
   Вечером к ним в хату заглянул соседский мальчишка, Савкин товарищ Гриша:
- Айда все в клуб! Председатель велел!
 В клубе длинные скамейки были расставлены вокруг дощатых столов, а на столах дымились миски с ячменной кашей. Это по решению правления в считанные минуты убрали  оставшиеся колоски и сварили на всех жидкую кашу из недозрелого ячменя.

Послесловие.
Те злополучные колоски Савелий Филиппович помнит всю жизнь.Он стал ученым- селекционером, всю свою жизнь посвятил выведению новых сортов пшеницы и ячменя, чтобы в стране всегда было вдоволь хлеба и чтобы никто никогда не страдал от голода.