Как я провел лето

Татьяна Кравченко 3
   Как жаль, что сочинения на эту тему нам уже не зададут никогда…  а  ведь я помню, что когда нам его задали, я решительно не знала о чем писать…

   Но возвращалась к этой теме время от времени.

   Мы закончили первый класс. Идем домой с подружкой Надей. Весёлые и счастливые. Помахиваем пустыми портфелями. Таисия Алексеевна, наша учительница, сказала,  что  ничего приносить не надо, ни ручек, ни чернильниц, только учебники, которые мы сдадим. Взамен нам выдали табель успеваемости, где было выведено: - «Переведена во второй класс».  И выставлены годовые оценки успеваемости.
 
   Сегодня мама дома. И я решаю пошутить. Напускаю на себя очень грустный вид и на вопрос - почему я такая грустная, отвечаю : меня оставили на второй год.
   - Ну-ну, покажи-ка табель!
 
   И вот тут и есть задуманный триумф - я давно уж представила, как обрадуется мама,  увидев одни пятерки!

   Что такое любовь ребёнка? Наверное, это когда хочется поделиться с мамой своей радостью. И пятёрками, и беззаботным летом, которое ещё всё впереди!
 
   Для нас, сегодня людей почтенного возраста, жизнь представляется моментами, которые запомнились навсегда. Года пролетели, как песок, между пальцами (нет лучшего сравнения), но отдельные моменты всплывают из глубин памяти, как яркие странички акварели…

   Мы идем с бабушкой пешком на смолокурку.  До неё 17 километров, и часть пути мы проехали на автобусе.  Вечереет. Меня отправили «к бабушке на молоко»,  подышать свежим воздухом и отдохнуть от младших братьев, которым шесть и четыре года.  Еще у нас есть младшая сестренка Ниночка, которой только два годика.  Дома целый детсад! Да еще соседские ребятишки, и за всеми надо смотреть, как бы чего не натворили. А у всех мам – дел по горло. Вот бабушка и забрала меня отдохнуть.

  – Худущенькая, пусть поживет у нас с дедом на смолокурке!

   С бабушкой идем сначала по дороге, но потом, бабушка забеспокоилась, как бы дождь не начался.

    – А давай через лес пойдем, тут где-то тропинка есть, незаметная, прямиком к домику и выйдем!
 
    Я радуюсь, понимаю, что это короче, так как устала уже шагать по краю дороги и комары донимают. Отмахиваемся веточками ольхи, но что для комаров это за напасть, они ведь пить хотят… и я хочу… водички.

   - Скоро придем,-  видя, что я устала,  говорит бабушка! - Коровку подою, молочка попьешь и… спать, под пологом тебя положу, чтобы комары не заели!

   Полог у бабушки беленький, с весёлыми розовыми цветочками. За пологом – солнышко, а в домике - тишина. Никого нет. Дед на работе, а бабушка предупредила, чтобы я никого не боялась, и что она с тетей Женей уехала за осмолом. Это они на телеге огромные пни возят. Чтобы смолу варить. Ведь это место называется смолокурка. Смолу курят.
 
   Вчера я сразу уснула, едва до домика добрались и, кажется, ничего не видела. А утром  сразу вышла во двор!  Прямо от крылечка начиналась широкая поляна, поросшая травушкой - муравушкой!  Чуть подальше - высокий сосновый лес, тропинка с белым песком и следами от телеги, а вправо – тропинка к речке. По ней я и пошла, так хотелось посмотреть на эту речку со смешным названием – Каратурка.  С одной стороны от  тропинки – картофельное поле, а с другой - лес стеной! А тропинка всё круче, вот и ступеньки у самой воды и маленький мостик с перильцами. Вода переливается, катится в далёкое море, и рыбки резвятся на солнышке. Речка не широкая, кажется можно её перейти, если юбочку подобрать,  но вода холоднющая, я попробовала краешком пальчиков  ноги, какая она – эта вода. Брр, холодно! И еще пахнет чем-то незнакомым, как потом объяснил дед – скипидаром и смолой! А еще - черёмухой и незрелой смородиной. Я  попробовала её, куст прямо рядом с мостиком.  Прохладно!  Свежо! Радостно! И вдруг приходит понимание, что это и есть наша Родина, о которой мы говорили в школе, и которую надо любить и беречь!   Я легла на мостик животом, опустила руки в речку, и не было ничего лучше этого утра, его маленьких радостей, этого солнца,  переливающегося в воде  и понимания, что я – частичка этого мира, природы и таинства, которое зовётся жизнью. 
Возможно, когда - нибудь, я бы написала об этом в сочинении на тему-  «Как я провел лето…», но прошло много-много лет, прежде  чем  я решилась написать…

   
   - Танюшка! Таня!
Это бабушка зовет меня. Вот она спускается к речке с ведрами на коромысле. А потом мы медленно поднимаемся в гору, к домику. В ведрах плещется вода.
 
  - Сейчас печурку растоплю и чаёк вскипятим - говорит бабушка. Поди-  ка, веточек насобирай. 
Сама суетится у сложенной на полянке печурки.   Вскоре из трубы пошел дымок, и закипел чайник. 

  - Какая сосна огромная у нашего домика. Там веточек много. Можно еще насобирать.
 
  - Ох, боюсь я этой сосны. А ну как молния в неё попадет, да рухнет она на наш домик. Она ведь в десять раз выше домика. И толстая, многовековая! Спаси и сохрани, Господи!
 
   Приходит с работы дед. От него пахнет скипидаром. Он пытается пощекотать меня своей отросшей бородёнкой. Доволен, что я приехала.
 
   - С тобой-то веселее будет! А то с бабкой-то не поговоришь. Всё поругивается, что самогоночку  с её братом попиваем! Выгнали маленько, «дак  што её беречь»?

  - Так вот дети приедут, пригодилась бы!

   - Еще нагоним.

   Дедушка - участник войны и коммунист, спина его вся изранена, вся в швах и на плохую погоду осколки шевелятся, не дают ему покоя! Он плотник, но по ранению служил конюхом на станции скорой помощи. Возил врача. Но дали машину и деду пришлось уволиться. Теперь бы сказали, попал под сокращение за ненадобностью, но тогда мы слова этого не слышали. Вот и нанялся дед на смолокурку на лето. Коровку им с бабушкой дали, по договору. Чтобы  за лето для неё сена поставили.  И в старенький домик поселили, на другой стороне речки, за мостом.  С нашей стороны я видела, что за речкой - с другой стороны,  бегают и играю дети. Там в бараке жил бабушкин брат с семьёй. Он был как-бы начальником на смолокурке. На работу приходили двое мужиков из деревни. Вот и весь штат. Да бабушка и тетя Женя, жена дяди Коли – осмол возили. Подрабатывали. Производство не хитрое, но плановое. Раз в неделю приезжал грузовик за готовой продукцией.

   Чтобы пойти к детям дяди Коли, надо было спуститься вниз, к реке, перейти мостик, и подняться высоко в гору, а там, на  такой же,  как у нас большой поляне  – барак на две семьи.  За бараком - высокий еловый лес. Темный и страшный!  А от поляны в поле ведёт дорога. Нам в поле бегать не разрешали.

   - Медведица с медвежонком ходят - сказал дядя Коля. Утром следы видел на дороге.
 
  - Хотела бы я с маленьким медвежоночком поиграть!
  - Нельзя. Медведица задерёт! – сердится дядя Коля. – От дома - никуда!

   А нам  итак весело. Оседлаем коней и вперёд! Кони -  это ветки большие, держим их меж ног, а сзади хвост из тонких веток и листвы. Это Сашка придумал таких коней. А мы, девочки, слушаемся его. Он – мальчик.

   И всё бы ничего, да в комнату залетела пчела. В одном оконце  избушки не  было стекла. Оно было затянуто марлей. Пчела жужжала, жужжала и я решила её выпустить. Взяла её, чтобы вынести на улицу, а она меня цапнула за пальчик.  Как это больно – не передать! Я долго ревела, а бабушка, видя что я не могу успокоиться, сказала: - Видно ты по дому соскучилась!  Отправлю завтра тебя с водителем. Он за готовой продукцией приедет.

   И мы ехали с шофером до города, разговаривали,  и я называла деревни, которые мы проезжали.
 
   - Вот  дорога на Новосёловку, а это – Большая Пустынь,  скоро  Михайловка, а дальше - Малая Пустынь и наша Тавда!

   - Молодец,- сказал водитель. Наверное,  отличница в школе?
   - Да! - сказала я. - Переведена во второй класс!