О 1-м томе моста из истории

Диана Доронина
Это фрагмент из истории журнала "МОСТ". Он посвящён самому первому тому. Планирую рассказывать вот так понемногу о каждом томе, вернёмся немного назад, так как уже будем готовить 72-й том, а 71-й сегодня забираем из печати. Журнал выходит 12 лет, так что есть уже, о чём поговорить.
Прикрепляю фотографии, которые имеют отношение к рассказанному.

Конечно, выход первого тома стал для меня эпохальным событием. Я была счастлива, ведь у меня появилось своё дело. Правда, я ещё проходила обучение, и была большая зависимость от руководителя «Века искусства». Но никто мне не диктовал, что и как должно делать. Наоборот, я получала помощь и поддержку.
Помню, как была рада моя мама, когда привезли первый том «МОСТА».
Да, была большая радость, но не было ещё какой-то конкретной направленности в действиях. Тем более, ещё не сложилась концепция издания, даже никаких особых идей не было. Как уже писала, главным было удержаться. Ведь очень и очень многие люди, начавшие выпускать журнал, делали три-четыре-пять номеров – и «сдувались». Некоторые хотели сорвать куш и уйти в сторону, а некоторые, окрылённые первоначальным успехом, не понимали, что нужно работать и работать – новое издание обычно привлекает авторов на три-четыре номера, а потом авторы прекращаются, их нужно искать и приглашать. А это работа на целый день, требующая усидчивости, терпеливости, умения общаться с разными людьми, решать иной раз непростые задачи.
Но у меня была надежда на успех, так как журнал «Край городов» выходил уже три года.
Итак, поговорим о самом первом томе! Вот снова я вытащила его на свет, он такой солидный – потому что в нём 158 страниц. У нас будут потом ещё толстые тома, но первый превзошёл их все. В 2006 году почта ещё была относительно недорогой, поэтому рассылка тяжёлых бандеролей не была слишком накладной. И взнос составлял 240 рублей за страницу (включал и рассылку по всему миру!).
Первый том больше похож на книгу, в принципе – на альманах тоже. На журнал – менее всего.
По всей обложке растянулся Большеохтинский мост. Фотография чёрно-белая. Тогда мы решили, что полноцветную обложку делать дороговато, да и не было ещё практики вывода на печать обложек в цвете, всё делалось только в PM 6.5. В нижнем правом углу стоит большая единица. По-моему, выглядит хорошо, как-то по-питерски. Минималистично. Как и сам мост. Альманах создавался недалеко от Большеохтинского моста. Не хотелось давать никаких надписей, фотография сама за себя говорила. Однако сейчас я понимаю, что это нам она говорила, а неискушённому человеку ничего говорить она не могла. Но зато красиво, что могло привлечь. Обложка сделана «на льне», то есть она такая шероховатая. Эта фактура тоже хорошо играет, особенно когда минимум цветов используется.
Я иногда думаю, не выпустить ли такую серию обложек снова.
Чтобы не тратить лишнюю площадь, выходные данные помещались прямо на первой странице. Никакого редакторского предисловия не было.
В основном этот том верстал Александр Титов, я была ученицей. Поэтому он по-мужски прост, без всяких загогулин и изысков. Тем не менее на свет выходит определённая непричёсанность – рубрики идут не по алфавиту, одна публикация не отделена от другой (не начинается с новой страницы). Иллюстрации есть, но в таком толстом томе их могло бы быть и больше. В целом же: шрифт и все его вариации (кегль, начертание, интерлиньяж) гармонируют и давно выработан «крайгородовский» стиль, размещение материала аккуратное.
Открывает первый том рубрика «Связь времён». Для меня она всегда была исторически важна, она одна из моих самых любимых. Мы опубликовали кратенькую статью о петербургском поэте Константине Михайловиче Фофанове (1862-1911), она называется «Между 80-ми и 90-ми». А следом поместили рассказ «Секрет» Сергея Фофанова – правнука поэта. Во-первых, всё благодаря нашей дружбе с С. Фофановым. Во-вторых, поэт петербургский, поэт отличный, но уже позабыт многими. Я хотела отобрать вот таких значимых, но полузабытых в истории литературы людей или для современных читателей и показать, что они живут и влияют на нас, становятся нашими находками. А главное – они в памяти своих потомков (родственников), ими дорожат. Я люблю людей, которые помнят своё родство.
И ещё открывают том стихотворения Ирины Батый, посвящённые Санкт-Петербургу. У поэтессы добротные стихотворения, они не раз ещё будут публиковаться в «МОСТЕ».
А что мне ещё запомнилось? Научно-фантастический рассказ Вадима В. Куняева «Вопрос Эволюции». Хороший автор из Питера.
Рассказ «Ванечка» совсем тогда юной питерской писательницы Алекс Аск. Очень давно я о ней ничего не слышу, как-то была на её страничке на «Проза.ру» - не обновляется. Она ещё хотела написать какой-то роман про всех этих то ли лесбиянок, то ли гомосексуалистов, даже давала почитать. Тогда же это была ещё модная тема, да и грант можно было выклянчить на такую тему. Но я забраковала. Мода – мимолётна, не стоит творить конъюнктуру. Да и вообще я не в этой теме.
И наш друг воронежец Евгений Кисляков Публиковался в первом томе. Тогда мы и познакомились. И после было несколько совместных интересных проектов, окончившихся изданием коллективных сборников современной поэзии. И дружим до сих пор. В 70-м томе давали новости о первом музыкальном альбоме Евгения «Клятва на крови». Рекомендую к прослушиванию, на хорошем уровне всё сделано, есть просто песни-шедевры!
Запомнилась в рубрике «Сценарии» объёмная повесть «О чём поведал Ёж» Евдокии Лаврецкой из Перми. О чём, не помню. А вот о длине помню.
Такая же модная текстовка от Эстер Элькинд из Москвы – на тему однополых отношений. Сейчас я бы ни за что не приняла такой текст к публикации. Да ещё оказалось, что девушка наркоманка, и окончилась её жизнь печально в молодые годы – то ли самоубийство, то ли передоз.
Вот что запомнилось. Кто ещё участвовал в томе, можно посмотреть на нашем сайте в указателе авторов. Сами тексты с сайта удалены.
Первый том «МОСТА» в редакции купить уже нельзя – не осталось экземпляров. Так что он уже стал раритетным. И даже потерялся макет, поэтому в виде PDF-файла его получить невозможно (но, кажется, есть такой файл на сайте). Если когда-нибудь будет у меня своя библиотека, добро пожаловать, в архиве редакции пара-тройка экземпляров есть.

Если хотите в "МОСТ", свяжитесь со мной: lado_d@mail.ru