В советском автобусе

Теймураз Твалтвадзе
Вспомнил, как в советские времена пассажиры входили в салон автобуса, кидали в кассовый аппарат пятак, крутили ручку, тащили билет, отрывали его…я любил смотреть, как пятаки, когда крутишь ручку, движутся по ленте и пропадают в узкой щели – падают в емкость. Были еще пассажиры, которые покупали проездной, и поэтому билета не покупали – не нужно было. Для того времени, этот как сейчас расплатиться за покупку картой или приложить телефон, а не тащить из кармана наличные. Люди заходили в салон, вытаскивали этот проездной и говорили другим пассажирам: «Проездной». А еще на стекле автобуса была надпись: «Совесть – лучший контроллер». Однажды я тоже купил проездной, но, войдя в автобус, не предъявил его, потому что верил надпись про совесть, а также полагал, что пассажирам она тоже, как и мне, нравится. Не проехали и нескольких метров, как одна советская гражданка громко сказала мне: «А вы почему не предъявляете проездной? Или билет купите или предъявите». Гражданку поддержали другие пассажиры. Знать бы ее имя – ведь оно историческое. Эта женщина разрушила СССР. Она не поверила в мою совесть, в мою честность. Я увидел кругом людей сплошь подозрительных, и проклял в душе государство, которое сделало их такими. Проездного, к слову, не показал. Ответил всем, что покажу его кондуктору – мол, ваше дело пассажирское. Люди оскорбились, но только упрекали меня в антисоветчине. До рук или милиции дело не дошло. Если бы дошло, не только государству мало не показалось бы.