Сила улыбки

Павел Калебин
Помнится, как-то в декабре принял я участие в модном психологическом тренинге. Помимо всяких наставляющих лекций и письменных тестов, проводимых внутри арендованного помещения, предсуматривались там и практические занятия на свежем воздухе. Типа как пройтись по улицам с букетом гвоздик, вручая каждому встречному-поперечному по цветочку. Причем, для выполнения задания требовалось раздать весь букет! Не знаю как кому, но мне для этого явственно требовалось переступить некоторый психологический барьер. Порою и дорогу-то у прохожего спросить стесняешься, опасаясь вторгнуться в его личное пространство. Кто знает, что этот человек думает в данный момент? Может преступление какое замышляет, а может, складывает в голове стихи для любимой! Внезапно вдруг ты пред очами его возникаешь как тот черт из табакерки! Или, например, человек ничем не может тебе помочь – он не местный; и вопрос твой заставит его еще и расшаркиваться пред тобой в извинениях.
А тут тебе необходимо не только привлечь внимание прохожего из толпы к своей персоне, не только протянуть ему цветок, но еще и заставить взять его! Ладно бы в моих руках была пачка рекламных листовок – для улицы дело привычное. Раздал бы в два счета. Но цветы?
- Возьмите... Нате... – неуверенно лепетал я, чувствуя, как меня то поглощает жар стыда, то сковывает мороз отчаяния. В лучшем случае испытывал  ощущение неловкости.
Кто-то из прохожих молча, и бровью не поведя, брал цветок и с прежним угрюмым выражением лица шагал дальше; кто-то  улыбался и подносил его к носу; кто-то замирал на месте и погружался в философское изучение бутона. Много было и таких, кто отмахивался, матерился или даже с ужасом в глазах отшатывался от протянутой ему гвоздички, словно ожидая кровавой провокации.
Непредсказуемость людей, спешащих навстречу мне по тротуару, заведомо заставляла опасаться их. Я пытался просчитать, спрогнозировать, заглядывая в глаза каждого: благожелательно ли  встретит тот протянутую мною гвоздику или среагирует как-то иначе? Но увы, я не психолог. Люди шли, обтекая меня, а букет в моих руках так и не таял. Лица всех без исключения прохожих уже начали казаться мне враждебными, озлобленными, а вскоре вообще слились в безликую биомассу, дышащую этой самой озлобленностью.
Как вот выдернуть из такой мерзкой субстанции хотя бы одного человека, который с улыбкой бы принял от меня цветок?
Неожиданно где-то из глубин подсознания всплыло:: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Как я хочу... Да, да, это древняя истина! «Золотое правило нравственности», так говорили нам на тренинге.
Но... А как я хочу?
Да совсем немногого! Просто поселить на губах спешащих навстречу мне людей теплые улыбки. И в ушах сей же миг явственно зазвучала песенка из мультфильма «Крошка-енот»: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!»
Неужели так просто? Я улыбнулся уже от одной этой мысли, машинально протянув вперед руку с цветком.
- Спасибо! – тут же услышал девичий голос. Симпатичная девушка остановилась возле меня и, улыбаясь, взяла гвоздичку.
Я, словно заразившейся этой ее улыбкой, метнулся к проходившей мимо женщине:
- Сударыня, а это вам!
- Но к чему мне ваша гвоздика? – нахмурила брови дама.
- К вашему хорошему настроению! – сказал я.
И было довольно любопытно видеть потом, как это хмурое лицо пред мною светлеет, а губы даже тронула легкая улыбка:
- Спасибо!
А я уже устремился к шагающей под ручку парочке:
-  А это вам! – протянул я цветок девушке.
Парень ее растерянно поинтересовался у меня:
- Это какая-то реклама?
- Разумеется, - смеясь, ответил я, - разумеется реклама! Реклама хорошего настроения, счастья и любви!
До сего момента как-то и не предполагал, что во мне живут такие слова! Теперь же я буквально низвергался подобным праздничным словопадом их. От недавней моей «заныканности» не осталось и следа. Я превратился в героя фильма «Маска» с Джимом Керри,  и со сверхзвуковой скоростью скользил с тротуара на тротуар, с бульвара на бульвар, с площади на площадь, сверкая белозубой улыбкой, одаривая всех цветами.
Две последние оставшиеся гвоздики вручил двум подружкам-школьницам, сняв с себя шапку и комично помахав ею перед ними на манер того, как это делали в средневековой Европе при встрече с монаршими особами.
- Но почему? – удивленно спросила одна из девчушек.
- Праздник что ли какой? – осведомилась другая.
Я ответил:
- Просто ради ваших улыбок, девчонки! Вот представьте, если каждая девчонка на улице сейчас улыбнется, то какой праздник придет в город!
- И вы всем девчонкам дарите цветы?
- Всем! – с гордостью возвестил я.
И сей же миг рядом с нами зажглась гирлянда на еще не открытой городской елке. Видать, то было первое, пробное подключение. Огни пробежали по ней волной, высветив слова:
«С ПРАЗДНИКОМ!»
- Ой!!! – одновременно вымолвили мои юные собеседницы, недоверчиво глядя на цветы, что я им вручил, такими глазами, будто не обыкновенные гвоздички то были, а самые настоящие волшебные «цветики-семицветики».