Большой сеанс. Развитие фигур

Алексей Ратушный
Позиция из сеанса одновременной игры зимой 2018 года в Урае.
Чёрными играет тренер Югорской шахматной академии.
Белыми – воспитанник детского сада №10 «Снежинка».
В этот момент ребёнку не позволили сделать ход!
Сеанс затягивался и детей просто подняли и увели на обед, после чего им предстояло укладываться спать.
Сеанс давался на тридцати досках и один ход – а это один круг сеансёра! – занимал 2-3 минуты: исходя из 5 секунд на одну позицию.
То есть первые десять ходов уже превысили все мыслимые сроки для детей пяти-шести лет.
Помимо сеанса первые тридцать пять минут длилась викторина, во время которой дети отвечали на вопросы по истории и теории шахмат.
Для шестилетних это было достаточно сложное испытание.
Во время викторины для детей была проведена физкультурная пауза, занявшая примерно три минуты.
Поэтому весьма поучительно оценить позицию ребёнка, которой он добился к моменту прекращения игры.
Чтобы Читатель не расстраивался, сразу скажу, что ребёнок намеревался здесь пробить ферзя ферзём, и после такого размена «детский мат» на h2 уже не получался!
Дело в том, что дети обмениваются во время сеанса своими идеями друг с другом и малыш продемонстрировал соседу, какой именно ход он будет делать.
Попытаемся оценить итоги разыгранного белыми начала.
Во-первых: они не проиграли материала.
Фигуры белых достаточно хорошо развиты.
Да, у чёрных преимущество двух слонов, но оно потребует достаточно долгой реализации.
После естественной активизации белых ладей мы вправе ожидать упорного сопротивления.
Во-вторых: белые успешно рокировали и при аккуратной игре чёрным предстоит решать много достаточно сложных вопросов.
В-третьих: конь белых развит на хорошую позицию в центре и стесняет игру белопольного слона чёрных.
Наконец, ладьи белых могут очень активно войти в игру в ближайшее время и чёрным придётся защищать свои собственные слабости в центре и быть готовыми к внезапной жертве качества со стороны белых.
При этом белыми играет далеко не самый сильный в детском саду воспитанник.
Это, скажем прямо, игра «середнячка».
Сравним эту игру и позицию с заданиями в учебнике Игоря Сухина для школьников.
Успешное знакомство дошкольника с шахматами не вызывает сомнений,