Пурга. Цикл потерянная принцесса

Виларен 2
Я осторожно выглянул из под скального навеса: ведьма лихо бежала вверх, наплевав на пургу и, видимо решив, что я безнадёжно отстал. Нет, можно было бы остановить её чем то эффектным и лихим, но что это я за инквизитор, если не могу просто так догнать малолетнюю стерву? Не, ногами и только ногами. Я рванул за ней следом: надо догонять, а то в этой пурге сгинем оба. Вот смешно то будет: ведьма — пустышка угробила молодого инквизитора. Я прикинул её путь и рванул наперерез — будет забавно, если там окажется яма. Нет, вроде пронесло — просто склон по круче, а ведьма бежала как нормальная — под углом к склону, экономя силы. Наконец то в два прыжка я догнал её и зацепил ногу крючком посоха. Ведьма грохнулась в снег, яростно завопила и опять кинула камень. Вот из кого бы вышла крутая ведьма. На моё счастье ей боги, как бодливой козе, рогов не дали. Я увернулся от камня и наконец то скрутил её. Та продолжала вырываться и даже попробовала укусить. Кстати мой наставник говорил, что немало инквизиторов так потеряли пальцы — в отчаянье женщины откусывали даже весьма крепкие пальцы. Пришлось второй рукой фиксировать её голову, захватив волосы через шапку.
 -Куда, дура, рванула? Ведь сдохнешь в такую пургу.
 - А не всё ли равно, как подыхать? Вы же за мной приехали? Значит запытаете.
 - Мне бы такую уверенность. Куда бежала? Не похожа ты на совершенно отчаявшуюся.
Девица мрачно зыркнула из под шапки. Но не стала выпендриватся:
 - Тут есть летовка, там есть пещера, где летом живут пастухи.
 - А, то есть помирать не собиралась? Ладно, пошли искать пещеру. 
 - Она тут почти рядом: шагов триста, не больше.
 - Пошли.
Пещеру мы нашли с трудом: перед входом уже по пояс высилась стена нанесённого снега, так что пришлось нырять. Но дальше было проще: сам вход перекрывала бутовая стена, так что в саму пещеру почти не задувало. В пещере была печь, запас дров и даже огромная куча соломы.
- А где держат скот?
- На той стороне есть ещё один вход, там очень большой зал, высокий и вход огромный. Его перекрывают воротами. И в эту ведёт небольшой проход.
 - Ладно, сейчас затопим печку и спать, ибо кто спит — тот обедает.

На утро завывало по прежнему: моя надежда, что ветер стихнет не оправдалась — просто вход был завален под самый свод. Вот в пещере и стало тише. Арестованная по прежнему зыркала из вороха соломы. Нда...  Надо сидеть и ждать. С другой стороны были две отличные возможности: отоспаться, хоть и с пустым брюхом, но всё же нежданный отдых и, наконец то, заняться тренировками. А давай ка допросный лист сымем с задержанной. Всё одно оформлять. Отличная идея: вроде как бы и по службе и вроде бы как бы надо. А потом то всех и делов то сдать всё по команде. Я подбросил дров в затухающую печь : нельзя позволить снегу забить трубу. Иначе нас не спасёт и большой объём пещеры. Удобно устроился на лавке я раскрыл свой планшет.
 - Ну, начнём. Как Вас зовут? Место жительства, род занятий, семейное положение.
 - Надин. Дочь Майлы. Живу в деревне Скопы. Знахарка. Не замужем.
 - Почему по матери?
 - Тоже знахарка-скотница. А отец был просто пастух.
 - Ясно. Живёте своим домом или на постое?
 - Своим. Его ещё мой прадед строил.
 - Ясно. Занимались ли Вы созданием ядов или общением с богами. Духами или душами умерших?
 - Нет. Так и скажи, что я — ведьма!
 - Вообще-то я не могу сказать про себя, что я выдающийся специалист в данной области, но по моим скромным наблюдениям, вот как минимум на данном этапе своего развития, Вы ведьмой не являетесь. Да, в местное управление Коронной стражи внутренних путей, поступало заявление от старосты деревни Скопы, достойного мастера Нолрана, о том, что некая  Надин, дочь Майлы, жительница той же общины, является ведьмой, повинной в падеже скота.  Но он так же не является специалистом в магии ведьм, так что данное обвинение является только предположительным. Со своей стороны, я тоже могу только утверждать, что всё  известное мне, не позволяет утверждать, что Вы — маг или ведьма. Поскольку я не вижу в Вас ресурсов для этого занятия. Но окончательный вердикт может быть получен только от следственной комиссии.
 - Я поняла.
 - Но Вы могли быть повинны в падеже иными методами:  например созданием яда или вызвав сознательно или не сознательно или без злого умысла, вызвав враждебную сущность.
 - Нет, я не смешивала яды и ни когда ни с кем не общалась. И падежа не было.
 - У комиссии есть заявление мастера Нолрана заверенное нотариусом города Синлы и нотариусом налоговой службы, а так же заверенное нотариусом управления Коронной стражи о том, что в мае сего года, после выгона стад на верхние пастбища, произошёл крупный падёж скота. Все решили, что это из-за ослабления стад после тяжёлой зимы. Но в августе так же произошёл падёж. В результате этих событий из двенадцати тысяч голов прошлой налоговой проверки осталось полторы тысячи. И оба раза они обращались к Надин, дочери Синлы за помощью, но особого результата не было. Указанной Надин за услуги было заплачено шесть овец и три козы. Справка из налогового учёта о поголовье есть в деле. О как. Вроде бы всё по делу. Осталось выяснить причины падежа. Но не смотря на на массовый падёж, обращения в службу Медицинской академии не было. Что мастер Нолран объяснил недостатком средств у общины. Соответственно о причине падежа можно только догадываться.
 - Падежей не было. Ни в мае. Ни в августе. Ко мне мастер Нолран не обращался. И ни каких услуг не оплачивал. Я, после смерти матери, живу сама. Своим хозяйством. И у меня огород, овца, две козы. И ещё в общинном стаде было десять моих ярок.
 - Так и запишем: задержанная отказывается подтвердить факты падежа, лечения и оплаты. Правда заявление мастера Нолрана подписано ещё десятью ещё десятью членами общины. Но это уже интересно. Да, а почему было?
 -  - Что было?
Овца, две козы и десять ярок? В хозяйстве и стаде.
 - Последние два месяца Нолран с сыновьями, как заявится с гор, так начинает орать, что я ведьма... И забрали скотинку.
 - Так, запишем: По словам задержанной указанной ей скот, бывший у неё в безусловной собственности, был самовольно изъят старостой, после неоднократных обвинений задержанной в ведовстве. Так?
 - Да.
 - Узнать свою скотину сможете?
 - В смысле?
 - Ну она же у кого то в стаде?
 - Нет. Они их зарезали на Самайн.
 - Пишем: указанный скот был использован на проводах душ для общинной трапезы, без согласия задержанной.
 - Слушай, зачем пергамент переводишь? Всё одно же убъёте меня. Так и пиши, что я отравила всё стадо черемицей.
 -  Если ты — дура, то это дело твоё, а мне моя башка дорога: после нашего приговора заявится ещё следователь из налоговой и целая орава медицинской Академии. Они будут выяснять был ли падёж, и если был, то — почему. Вскроют скотомогильник. И не дай то боги, отравила ты их не черемицей, а мышьяком, или дурманом, то если я на пару десятилетий окажусь в бессменной  страже какого либо перевала за облаками, то мне надо будет благодарить Создателей за великую милость.
 - Почему?
 - Потому что если я сведу всё к отравлению. А это была болезнь, которая по весне выкосит все стада округи, то кто в этом будет виноват? Я. Ибо помешал Академии принять меры раньше. Или если это какое то потустороннее чудо, выкосит оно не только овец, но и их владельцев?  Отвечать то будут все: налоги надо собирать. Губернатор, мэры, наместники оцениваются по уровню налоговых поступлений. При этом налоги фиксированы: нельзя увеличить собираемость подняв уровень платежей. Так что карьера возможна только если увеличиваешь производительность территории. Так что если снизится уровень налогов, то кому то за это надо будет ответить. И одно дело болезнь или злостный отравитель — это дело не зависящее от власти, но если мы неправильно найдём причину ущерба, то тут уже придётся отвечать нам. Так что мне твое вот такое самоотверженное жертвоприношение не нужно. Мне нужна реальная причина ущерба. Потому что если я пойду лёгким путём, потом мне будет самому тяжело. Конечно ты можешь быть очень хитро маскирующейся ведьмой, но это определит или отвергнет комиссия, но если изложенные тобой факты подтвердятся, то ты представляешь только потенциальную угрозу. А вот исчезновение овец — это уже затрагивает всех: как местные власти, так и коронные контролирующие органы. Особенно налоговики под большой угрозой, поскольку вот вызвать магов - расследователей не удосужились, а написать заявление в налоговую явились аж одиннадцать человек. И только после запроса на из налоговой — кто то там чухнулся, староста написал заявление о подозрениях действий ведьмы. Поскольку вот в общине о местная власть и отвечает за собираемость налогов. Так что ты в этой истории далеко не первая, кто получит по шапке. Если вообще получишь. А я так, собираю первичную информацию. Задерживаю тебя. Доставляю в управу. Мы исключаем саму тебя как фактор. Обследуем твои запасы. Исключаем кражу, грабёж, угон, тайную продажу. Расследователи исключают эпидемию, паразитов, отравление: может на пастбище появилась что то такое нехорошее. Налоговая исключает сговор с инспектором. Потом представители всех трёх коронных служб во главе с магистратами составляют трибунал, который всё же устанавливает, что произошло и почему, и, главное, кто за это заплатит. И только тогда получаем приговор. Который уходит в архив как местных магистратур, так и в вышестоящие. И если потом  выяснится, что он не верен, то получат по шапке все члены трибунала. В зависимости от уровня налогового ущерба. Так что если ты мне не врёшь, не то что совсем, но хотя бы в основных чертах, то запросто сменишь статус задержанной на свидетеля и пострадавшую. Да, у тебя какая раса?
 - Человек.
 - Ни каких других?
 - Да откуда? Кругом одни люди. Ты первый эльф. И то не стал меня насиловать. А матушку в ведьмовстве ни разу не обвиняли. Так что у неё и шансов не было.
 - То есть ведьмовство если не исключено, то маловероятно.
 - А что, у людей ведьм не бывает?
 - Бывают. Бывают. Но намного реже. И они обычно очень слабые и не склонны к буйству. Так что их редко обнаруживают и ещё реже трогают.
 - А ты сам сколько ведьм убил?
 - Четверых.
 - Всего???!!!
 - Это зверь — редкий. Куда чаще попадаются воры и разбойники.
 - А почему инквизиция, а не стражники?
 - Потому что стражники охраняют города, пограничная стража — границы, военные — крепости, а мы — дороги. А служба Трона — короля, Трон и всё остальное.
 - То есть если меня обворуют в городе...
 - То этим займётся стража магистрата.
 - А в воротах?
 - Ворота, а также тысяча шагов от стен — зона ответственности магистрата. А вот дальше, то — мы. Да, вы говорили, что Нолран и его сыновья часто уходили в горы:как часто, насколько, с какой целью и куда?
 - Куда — не знаю. Но как раз с мая, они чаще всего жили в горах. В деревню возвращались раз в две-три недели на день. Устраивали пьянки - гулянки. Потом опять уходили.
 - С какой целью?
 - Не знаю.
 - Понятно. Что с овцами?
 - Тоже не знаю: выгнали на верхние пастбища. Да, было большое стадо — окот был удачный. Замора мало. Мне обещали десять ярок. Как положено. Замор мы с Ниссой весь пустили на пергамент. Было триста с чем то шкурок. Мы его продали достойному Туйну. Он у нас каждый год скупает пергамент. У меня и у Ниссы должны быть купчие.
 - То есть зима не была суровой? Не было падежа?
 - Нет. Иначе на пергамент пошли бы большие шкуры.
 - Да, на стадо в десять тысяч голов — триста заморышей, это даже не смешно. Но по купчей мы сможем установить размер замора. И вам выкидывать замор не с руки: хороший заработок. На оплату окотниц замор не влияет. Тем более двадцать ягнят при таком стаде — даже незаметно. Будь ведьма или просто стерва —  я бы замора ждал бы больше: и не придерёшься и доход больше. Но купчию из налоговой надо истребовать.
 - А что, я ещё и налоги должна?
 - Вы — нет. А купец — обязан. При въезде записать весь товар и подать декларацию в налоговую. И у старшины рынка записать весь товар. Да, а тогда от меня чего рванула в горы? И как узнала?
 - Нолран с сыновьями приволок вязанки и сказали, что приехал инквизитор и приказал готовится к сожжению ведьмы. Вот я и через сарай сбежала.
Так, надо составить запрос на твоё обследование, с целью исключения магических проявлений. Нужен протокол обыска домовладения. С описью имущества  и компонентов снадобий. Обследования скотомогильников. Без этого нельзя исключить отравления.
 - Я не делаю яды.
 - Яд можно и купить. Важна причина падежа. Да и сам факт надо установить. Что ещё? Надо установить куда староста мотается: может они тайную деревню построили и там скот держат? Типа сыр, творог, валенки без акцизов?
 - А это тоже вам искать?
 - Нет. Валенки без НДС — это забота налоговой. А вот тайное поселение — это к нам. Слушай, тут точно  из еды ничего не припрятано? А то так жрать охота.
А почему бы тебе не открыть портал?
 - Потому что на них нервно реагируют. Я не обговаривал, что так вернусь. И это моя ошибка. Так что придётся ждать окончания метели.


  Утром я рискнул выглянуть наружу. Правда для этого пришлось шарами проплавить снеговую баррикаду. И шары пришлось сильно изменить: что бы температура поменьше, а размер — побольше. Почти получилось: защитная стенка  почти не пострадала. А в намёте у входа образовался аккуратный проход. Из которого сразу потянуло свежим морозным воздухом, который был сладок как мёд, после спёртого воздуха пещеры. Я с наслаждением вдыхал его. Да, зря не додумался про портал управы. Не пришлось бы завтракать воздухом. Но и возвращаться в деревню не стоило: пусть думают, что ведьма сгинула и на неё можно валить всё. Что то мне не нравится всё это. Хотя может быть это та самая знаменитая профессиональная деформация — везде видеть подвохи. Хотя нельзя было и исключать Надин, хотя у неё меньше всего возможностей гадить. Но лучше всего её изолировать. А пещеру снова завалить. Тогда будет возможность определить входил ли кто внутрь или нет. Осталось добраться до города. По снегу... Хотя погоди... Чего это я разнылся? В пещере полно ивовых прутьев — видимо заготавливали корм для коз на случай непогоды. Котёл — есть, дрова есть. Вода — есть. Через два часа у нас будут снегоступы. Тут до тракта —  два часа хода.  Почти наверняка к этому времени протащат волокушу.  А там может и попутный транспорт попадётся. До вечера доберёмся. По пути есть целых два трактира. А это еда и лошади. Так что не ныть! Жизнь прекрасна и удивительна.



За столом сидела вся следственная комиссия: то есть  то есть я, налоговый инспектор и дежурный целитель. И чинно так, за трапезой и пивом обсуждали план следственных действий. Вообще то я своё расследование считал почти оконченным: ведьмы — не было. И собственно на этом дело можно было закрывать. Собрать трибунал или тройку, съездить в эти самые Скопы и надавать там всем по головам. Но вот налоговики и медики не могли похвастаться такой ясностью, а магистрат настаивал, что надо решить вопрос с размыванием налогооблагаемой базы. 
 - Так что там у нас в этих Скопах? Точно инспектор не сговорился перенести запятую за пару барашек в бумажке? А то ведь и такое могло быть?
 - Не могло... - налоговик с ненавистью посмотрел на меня.
 - И почему?
 - Потому, что после первого отчёта мы отправили другого. И тот тоже самое
 -  привёз.
 - То есть овцы реально тю-тю?
 - Овец в деревне нет, либо они в другом месте насовсем.
 - То есть остаётся кража, тайный сбыт, но тогда на что жить собираются?, и
 падёж.
 - Какой падёж????  - целитель горестно вскинул руками: - я поискал в архива. Был в Скопах падёж одиннадцать лет назад. Сдохло полторы сотни овец. Так тот же Нолран сам в город прискакал. Сразу. А тут передохло всё стадо за два раза — и молчок. Явно овцы были проданы прямо перед снегом.
 - Ну значит не придётся скотомогильник вскрывать.
 - Вот за что я не люблю живодёров, так за любовь копошиться в трупах — налоговик схлынул с лица.
 - Ага. То есть любую смерть надо записывать  как по естественным причинам?
 - Но не за столом же!
 - Так я и говорю — не будем.
 - Да при таком массовом падеже и помощь должна быть весьма немалой! И для этого надо было просто доехать до города и написать заявление.
 - И сказать что не знали — не можем. Ибо уже так делали.
 - Инспектор должен был об этом напомнить, даже если забыли.
 - Так. Значит примерная версия. Где-то в конце ноября они продали скот, скорее всего живым весом и сами.
 - Не, у старшины нет записей.
 - Наш рынок не единственный. Разошли запросы.
 - Разумно.
 - К ним заглянул инспектор и удивился. И они занервничали. Соврали про падёж. Но в деревне есть лекарка — скотница. Думаю, что первый что просто не додумался спросить.
А второй?
 - Не знаю. Надо инспекторов допросить.
 - Может сослались, что умерла? Надин то молодая.
 - Узнаю. Осталось понять, как они жить то собираются.
 - А что?
 - Ох, вот хорошо быть горожанином. В конторе сидеть. Бумажки перекладывать. А не овцам хвосты вертеть. На эту деревню полторы тысячм голов — мало. Это нищенствовать и травой питаться. Если дотянут. А они настолько уверенны в завтрашнем дне, что что даже о материальной помощи забыли. Уважаемый, у них неучтённый источник дохода. И куда больший, чем овцы. У тебя же нюх должен быть. Так что доход казны мало того, что сохранишь, может даже увеличишь.
 - А ведь живодёр верно баит.
 - В ухо дам.
 - Так я же — любя.
 - И я — тоже. Так. Давайте ищите, где они овец толкнули. Допрашивайте инспекторов. И с этим ворохом едем туда. Они более чем уверены, что ведьмы и инквизитор в пурге сгинули. Тогда будут всё валить на ведьму. Скоро будет таять. Так что заставим показать мазарки. Возьмём щупы., что бы зря не копать. Думаю мазарок нет. Проводим трибунал о нарушении закона о ведовстве. Там явный грабёж. А потом я ищу куда же староста в горы мотается. Там что то есть.
 - А как ведьма?
 - В общем три мага. Все твердят, что нет даже намёка. Так что девку просто решили моими руками убить. А я не люблю когда меня держат за дармового киллера.


 
Старый Кмайл кряхтя вылез из полости в санях, проклиная можжащие кости, с трудом поставил ноги на снег, оттолкнувшись посохом встал и неожиданно лихо по хромал к Площади Скоп. Драгуны службы трона прошлись вокруг села с барабанами, скликая всех на Площадь. Быстрее всех появился староста. Я стоял в толпе инквизиторов и особо не высовывался. И точно: Норлан его не узнал.
 - С чем пожаловали, ваша милость?
 - С трибуналом.
 - Мы тут не причём: мы предупреждали инквизитора о пурге. Но где там: как гончая за зайцем рванул. И всё. Сгинули.
 - Покажите дом ведьмы.
 - Так то счас: вон домик. Ни ко не решается жить в нём.
 - А с каких это пор кто то может завладеть имуществом без суда?
Так и я про тож... Староста явно занервничал, что не угадал настроение хромого начальника.


Мы всей дружную толпой подошли к дому Надин. Кмайл окинул взглядом постройку.
 - Секретарь, готовь протокол. Инквизитор осматривал домовладение? Где протокол?
 - Так нет: он же не дошёл до сюдова.  Парнишки как увидели, что ведьма в горы бегить, так ему и сказали. Он за ней. Мы про пургу, а он не слушал.
 - Ясно. Пиши: на стенах строения явные следы попыток пробить стены. Углубились... - Кмайл достал линейку. Инквизиторы натянули шнур. - углубились на шестьдесят сантиметров. Хорошо старались.Кладка бутовая из гранитного валуна на известковом растворе. До восточного угла строения... Три с половиной метра. Это кто сделал?
 - Так мы ж ведьму пытались...
 - То есть о том, что ведьму запрещено провоцировать Вам не ведомо? А ведь тут лично Вы, староста и несёте полную ответственность за правопорядок.
 - Виноват.
 - Так, через два метра ещё одна попытка пролома... Дверь. Полотно в следах взлома. Так не пойдёт. Марин. Давай ка сынок возьми второго секретаря, двоих понятых и опиши наружность дома.
 - Да, учитель.
 -Так, Лирн. Будешь вторым секретарём. Осматриваем сарай. Ворота сломаны. Калитки загонов — тоже. Судя по помёту в сараях содержались коза и овца. Где скот?!

Все молчали...
 - Староста, где скот?
 - Ну так хозяев нет, кормить некому... Забрали, что бы не голодали.
 - Где и у кого?
 - Зарезали.
 - Пиши: скот украден общиной.
Так ведьма же!
 - Это не даёт права грабежа. За преступление отвечает община. Пошли на сеновал.
Общинники как то сникли. К сеновалу шли не так весело и смело.
 - Так, Амирель. Ты у нас деревенский. Сколько не хватает сена?
 - Думаю возов восемь.
 - Насколько это мелкого рогатого?
 - Думаю голов двадцать — тридцать.
 - И зачем ей столько?
 - Ну, она же на окоте работала. Окотницам по обычаю платят десять - пятнадцать ягнят. Кроме того ей за за лечение платили скотом. Вот и заготовила.
 -  Староста, где оплата?
 - Так пали же.
 - За овец отвечает пастух... То есть и оплату украли? Сколько обещали?
 - Двадцать на двоих.
 - Вот, сколько у ведьмы было?
 - Две козы и овца.
 - Тоже хорошо. А сколько  за лечение обещали?
 - Шесть овец и три козы...
 - То есть в итоге имеем имущества: пять коз и семнадцать овец. И восемь возов сена.
 - Так куда ей дохлой то!
 - У неё есть наследники.
 - Кто?!
 - Государство. Всё выморочное имущество отходит к казне. Так что вы Государя обокрали.
 -Мать твою...
 - Вот-вот. А заодно налоговое мошенничество. Вы же не заплатили налог на передачу имущества.

 Тут появился Марин.
 - Учитель. Стены дома снаружи описаны полностью.
 - Молодцы. Вскрывайте дверь и приступайте к внутреннему осмотру. Амирель, опиши хозпостройки и не забудь погребицу. Я всё до медяка стрясу с этих мародёров.

 Деревенские присмирели: похоже им уже не казалось всё таким весёлым и забавным: оказалось инквизиторов куда больше интересует имущество Надин, чем её бренное тело. Наконец инквизиторы вскрыли засов. Тут же к ним присоединились медики и стали описывать внутреннее состояние дома.  Кмайл остался снаружи. Подозвал старосту.
 - Я внимаю, мой господин.
 - Вот тут у меня было заявление, подписанное Вами, уважаемый. О том, что было два крупных падежа. Было?
 - Было. Мы ведьму приглашали лечить, но как то мало помогло.
 - С ведьмой дело тёмное: ни кто не приводил ни одного деяния, что можно трактовать как наличие ведьмы. Проще говоря, падёж — единственная основа обвинения. Но я хотел бы осмотреть захоронение павших животных. Кто участвовал в захоронении в мае и августе?
 - Ну я, с сыновьями копал.
 - Отлично. Теперь вы должны указать место, где осуществляли захоронения.
 - Так всё же замёрзло!
 - Так у меня одиннадцать магов. Может не самых лучших, но место они расчистят. А нет, так есть лопаты.
 - Мне надо посовещаться с сыновьями.
 - Нет. Допрос каждого будет вести отдельный следователь и потом так же отдельно вы будите указывать места захоронений. Так где расположены мазарки?

Староста долго молчал, а потом грохнулся на колени прямо в подтаявшую слякоть.
 
 - Господин! Простите! Тёмный попутал! Не было падежей. Отару просто продали и поделили деньги. А тут этот, с налоговой, всё стал докапываться: где, как, кто?Почему не вызвали? Вот и пришлось соврать про ведьму.  Помилуйте!
 - То есть Вы сознательно возвели клевету на члена общины?
 - Да.
 - Вы сознательно утаили налоговые платежи.
 - Да.
 - Вы лжесвидетельствовали инквизиции?
 - Да.
 - В результате поставили под угрозу жизнь члена общины и инквизитора?
 - Да, но мы не желали.
 - Вы желали только, что бы инквизитор убил ведьму?
 - Да.
 - И в этом участвовала вся община?
 - Да. Помилуйте господин, за детей малых...
 - Да тут и с милостью на колесование тянет. Амирель! Обвиняемый сознался. Ищи, ради чего же он тебя без трепета на смерть послал.


Когда я вылез из погреба старосты, рот у меня сам собой растянулся до ушей. Что нельзя было сказать о деревенских, стоящих притихшей толпой у забора старосты. На самом старосте лица не было. Я небрежно бросил к ногам Кмайла увесистую кожаную
 - суму.
 - Что это?
 - Серебро. Рудное. Они в горах нашли серебро и затеяли рудник. Вот и продали овец для закупки инструмента и оборудования. Пляши, Мирхам. Пляши. Скоро на повышение пойдёшь.

   Я с Надин стоял перед конторкой Мирхама. Тот старательно выписывал цифры в огромной книге.
 - Михрам, не тяни. Давай заканчивай и я сдаю дело в архив.
 - Амирель, не нуди: финансовая отчётность не терпит суеты. Тем более в таком сложном деле.
 - сложное? Этому жмоту две королевские десятины глаза застили: это же какие деньжищи отваливать да ни за чих надо. Не жадничал бы, сейчас сам бы на серебре ел и пил. А теперь вся община будет горбатится на этом самом руднике, только принадлежащего городу. Так ты скоро?
 - Всё, всё. Вот выписки для тебя: не забудь заверить у нотариуса. А вот это для пострадавшей. Это — компенсация по потери имущества, это — на дом. В принципе можно узнать в магистрате и просто обменять судебный приказ на акт регистрации собственности. Вполне возможно поселиться в городе или в пригороде. А у старшины рынка наверняка есть место для знахарки — скотницы. Всё.
Дело закрыто! С меня пир! Не каждый день город получал рудник на шару!


Весёлая посиделка в корчме перевалила зенит: все присмирели, отодвинули тарелки и чинно так, со вкусом потягивали тёмное пиво. Наконец Михрам решил, что я достаточно подобрел, что бы начать расспросы. Это уже традиция: наш налоговый инспектор каждый раз кормит нашу ватагу, что бы вот до конца уяснить историю: с удебные дела инквизиции закрыты для всех. Остаётся нас умасливать.
 - Ну, Амирель, хватит томить. Как понял, что это не просто решил общину обокрасть? Ведь ни где серебро не светилось. Не уж то магия?
 - Магия не спасает от отсутствия ума. Наш староста погорел на жадности и на том, что следы стал прятать слишком поздно. Как известно в мае он заявил о падеже. Но вот по документам он заключил два договора на выпас: на общинное и частное. Причём с чужим пастухом и сыроделом, которые должны были выпасать частное стадо. И заверен он был в городском нотариате. Там оговаривался район выпаса, качество сыра, ответственность за падёж. И в этом стаде падежа не было.
 - А кто хозяин? Староста?
 - Не только он. А ещё десять нобелей общины. Как раз теми, кто подписал все заявления.
 - То есть исчезло только общинное стадо?
 - Да.  В нём так же была доля наших одиннадцати нобелей, но она была не столь велика. И вызвать магов — медиков они не смогли. А вот приехать всей толпой — да запросто. А от помощи отказались. Хотя это прямые обязанности старосты. По прошлой налоговой записи было записано двенадцать тысяч голов. И частного стада не было записано. То есть община платила и за нобелей. Так что откуда взялось эти четыре тысячи голов, что указаны в договоре — не известно. И вопрос к тебе.
 - А я откуда знаю?
С тебя копчёные колбаски!
 - Сейчас будут. Хозяин! Колбасок к пиву! Ну?
 - Одиннадцать лет назад был падёж. Налоговая выписала помощь общине в виде пяти племенных баранов и ста овец. Которых нобели и присвоили. Вот это как раз и стало тем самым частным стадом.
 - Вот пройдоха.
 - Это не пройдоха, а полное отсутствие контроля. Но идём дальше. Весной, вот как бы три четверти стада передохли. При этом все шесть пастухов оказались сидельцами в общинных лавках на рынке. Хотя ни каких документов о лавках в общине нет. При этом ваши инспектора систематически выписывали вменённый налог общине.
 - Но староста...
 - Староста выбирается на пять лет. В конце каждого должен прибыть инспектор и отчитаться о всех доходах общины. А там этого не было ни разу.
 - Я разберусь.
 - Так я о чём говорил?
 - О лавках...
 - Точно. При этом все шестеро вышли из общины ещё осенью. То есть по закону ответственности не несут. А договора — не было. То есть староста сознательно нанимал посторонних, выдавая их за членов общины.
 - Но сход же согласился.
 - А почему нет?Общинник несёт полную ответственность перед общиной безо всякого договора. И даже если он потом выйдет, всё одно выход отложен до полного завершения нарока. А вот такой ситуации в законе не описано.
 - Погоди, но ведь выход не может произойти помимо старосты?
 - Нет. Но можно ли возложить на старосту ответственность — это я не в курсе.
 - Я тоже. Но не думаю, что законники не найдут путей.
 - Как вы сами установили, скот был продан в Думлане, в количестве девяти тысяч восьмисот шести голов. С одной стороны не осторожно, но с другой — не пошли вы запрос, не факт, что бы нашли. И не будь с запросом очень заинтересованный инспектор, не факт, что бы нашли бы с запросом. Так что концы он как бы спрятал. Ущерб понесла община, а староста как бы не при делах.
 - Не хорошо.
 - Не то слово: всех обокрали и ни кто не виноват. И это непонятно: не уж то староста такой знаток законов?
 - А почему нет?
 - А потому, что договора составлял посторонний. И он бак бы организатор. Но пока он не найден и не установлен.
 - Я вот не пойму, зачем оно всё это было?
 - И я всё ни как не понимал. И вот после летней стрижки — второй падёж. Остался один маленький табунок. Меньше тысячи. Вот они то как раз всё общинное стадо. И это, как сам понимаешь, очень плохо. И что общинник делает, когда плохо?
 - Идёт на заработки.
 - Именно. А эти дома сидят. Только почти все из общины вышли. В ноябре.
 - Как?
 - А вот так. Вышли. И членами общины остались наш староста, наши нобели и … ведьма. Остальные — кто в батраки к общинникам подались, кто к старосте для проведения земляных работ.
 - Мать твою...
 - Ага, только мою — не трогай.
 - Это что же получается, все угодья общины, кроме как  под жилой застройкой, собственность старосты и компании?
 - Почти. Они как бы — общинные. Но община может подписать договор о разделе. Который есть. Только он не подписан ещё одним членам общины. Ведьмой.
 - То есть они поняли, что привлекли излишнее внимание властей и тихо отравить её не получится? И решили, что лучший вариант будет убить её руками инквизитора? Разбойники не подходят?
 - Разбойники тоже по нашей части. А ведьма им показалась отличной причиной всё правдоподобно объяснить.  По этому и не убили.То есть договор вступает в силу?
 - Да, подельники делят земли и угодья. И из зажиточных общинников становятся землевладельцами.
 - Ладно. Это объясняет разорение деревни. Но откуда серебро то????
 - Староста и своих подельников решил объегорить. Заяви он о жиле — рудник был бы общинным. И даже провернув всю сделку с развалом общины — всё одно пришлось бы делить на всех подельников. Пришлось бы объяснять про падёж и прочие фокусы. По этому и умолчал. А потом делить то пришлось по жребию. И не известно кому бы достался бы этот участок. И наш прохвост сделал гениальный ход: построил там сыроварню. На свои. И вот этим он объяснил подельникам, почему ему должен достаться именно этот кусок пастбища. А потом не захотел делиться и с казной. Решил вести тайную добычу. Но всё оформить по закону. Да и заявлять то опасно: подельники решат же, что он их надул. А богатство вот оно. Карман жжёт. И вот решил он обменять дома в деревне на дома где то в других пенатах. В некоей другой долине, где они должны выполнять некоторые земляные работы. За что обещал сдельную оплату, вспоможение скотом, и бесплатный выпас. Но в ответ требовал не разглашать условия договора.  Но новое селение не заявил. То есть деревня — тайная. Вот и смотри: тайная деревня, определённый участок, зависимые батраки... Ну ясно же - что то нашёл в земле. Хотя я думал, что там железо или медь. Но где то должны быть образцы — не наобум же он рудник затеял. Значить знал, что там. А откуда? Не к рудознатцам же пошёл — те или бы заложили или в долю бы втёрлись. Значит где то сам сумел выплавить металл.
 - И где? Что томишь то?
 - В кузнице. Кузнец — единственный кто получал землю и дом в собственность. Я заглянул в кузницу. Но ни где не нашёл криц. Значит металл — цветной. И стал искать тигли. И в одном из них я нашёл остатки плавки. И глазам не поверил: серебро. Не медь, не олово, а серебро. Но не оставит же он кузнецу улики? Тот бы быстро рванул в город, получить свою долю малую. Значит руда у старосты. Вот  и всё. Ни какой магии. Только логика и документы в нотариате.
 - Погоди. Но если раздел незаконный, поскольку все владельцы или преступники или вышли из общины, то рудник не городской, а выморочный? Мы таскали каштаны для казначейства...
- Не все: в общине остался один законопослушный член. Так что не выморочная. И по прежнему находится в юрисдикции города.
 - Ведьма?
 - Она. Она теперь единственная владелица. Правда вступить в права сможет только после полного завершения разбора дел прежнего руководства. И заключим договор на разработку рудника.
 - Амирель, да тебе на ней надо срочно жениться, пока она не осознала своего счастья.
 - Мне не положено без разрешения гениалогической комиссии. И для предотвращения глупостей — наложено заклятье. Так что нужен я ей, как собаке пятая лапа. Так что это тебе стоит попытать счастье.