Поэт из Слободы

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Исполнилось сорок лет, как ушел из жизни почти совсем забытый сейчас самобытный поэт Иван Иванович Доронин. Он дружил с Есениным, его критиковал Маяковский, о нем помнил Твардовский… Пусть Доронин не имел богатого поэтического дара, но он явно обладал неплохими человеческими качествами и, имея все идеологические возможности, не стал чиновником от литературы и грозным вершителем чужих писательских судеб, а тихо занимался в основном любимым делом – собиранием народного фольклора.

НАЧАЛО  ТВОРЧЕСТВА

В 1928 году И.И. Доронин так писал о себе: «Родился я в 1900 году в деревне Слободе, Тульской губернии и уезда (сейчас это территория Дубенского района. – Д.О.). Деревня Слобода от Тулы в тридцати верстах, раскинулась по берегам большого оврага, на дне которого протекает маленькая речушка – Исчезна. С одной стороны деревни овраг постепенно развертывается в долину, по которой извивается река Упа, с другой стороны, становясь все глубже и глубже, овраг упирается в лес. Слобода насчитывает 400–500 дворов, из которых большая доля принадлежит середнякам и беднякам. До двенадцати лет занимался обычным крестьянским трудом: пас скотину, ездил в ночное и др. С двенадцати и до пятнадцати лет я находился в обучении по цветоводству и садоводству у одного тульского купца Макеева… В первой половине 1915 года я ушел работать в 1-й Тульский оружейный завод (тогда императорский Петра Великого). В заводе работал до первой половины двадцатого года. Все время на станке в приборной мастерской. В этот период у меня появилась жажда к культуре, я стал читать все, что попадалось под руку… В этот же период я на время оставил завод и уехал в деревню для организации комитетов бедноты…»

Еще Доронин вспоминал, что писать стихи он начал в 1919 году, сначала печатался в местных тульских газетах, затем и в центральных: «Правде», «Известиях», «Бедноте». А в первой половине 1920 года Иван Иванович был командирован в Москву на краткосрочные курсы Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова. Тогда же он вступил в РКП(б) и в качестве первого серьезного партийного задания был направлен на Южный фронт, служил в политотделе 51-й Московской стрелковой дивизии литературным сотрудником полевой газеты. По возвращению с фронта Доронин трудился в агитационно-литературно-издательском отделе Ходынского лагерного сбора, в политуправлении Московского военного округа, в редакции газеты «Красный воин».

После демобилизации из армии И.И. Доронин учился на курсах Пролеткульта и в Московском Высшем литературно-художественном институте, руководимом В.Я. Брюсовым. В 1922 году Иван Иванович вошел в литературное объединение пролетарских писателей «Рабочая весна», позднее — в объединение «Октябрь». Тогда же в издательстве «Московский рабочий» вышел его первый сборник стихов «Гранитный луг», а уже через год - сборник «Стихи» в серии «Комсомольские поэты и писатели». Главной темой доронинской поэзии стала смычка города с деревней.

«ДЛИННЕЕ  ДОРОГИ  ДО  ЛУНЫ»

В поэтическом объединении «Октябрь» Доронин часто встречался с Сергеем Есениным, который в июне 1925 года презентовал ему свою книгу стихов «Березовый ситец» с автографом красными чернилами на авантитуле: «Ване Доронину с дружбой и любовью». Однако поэтические и политические взгляды этих поэтов резко отличались. Есть сведения, что Есенин сделал даже набросок стихотворения «Калитка моя…» - своеобразной пародии на доронинский «Гранитный луг».

В начале 1926 года в издательстве «Молодая гвардия» отдельной книгой вышла новая поэма И.И. Доронина «Тракторный пахарь», а сам Нарком просвещения А.В. Луначарский написал к ней предисловие, которое уже в первых строках задает общий хвалебный тон: «Всякий друг пролетарской поэзии с большой радостью встретит новые прекрасные произведения Ивана Доронина. Уже и раньше его дарование обращало на себя внимание. На этот раз мы имеем дело с новым шедевром этого поэта…» Оценка Луначарского настолько воодушевила молодого поэта, что он тут же создает поистине замечательные стихотворные строки «Ой, цвети, цвети, кудрявая рябина», которые легли в основу популярной народной песни…

И тут грянул гром средь ясного неба. В это же время Владимир Владимирович Маяковский со свойственной ему категоричностью мимоходом резанул в своем произведении «Сергею Есенину»: «…Вы бы / в день / писали / строк по сто, / утомительно / и длинно, / как Доронин/. А по-моему, /осуществись /такая бредь, /на себя бы /раньше наложили руки. /Лучше уж /от водки умереть, /чем от скуки!» Да еще потом в статье «Как делать стихи?» он так объяснял смысл этого сравнения: "Почему как Доронин, а не как расстояние до луны, например? Во-первых, взято сравнение из литературной жизни потому, что вся тема литераторская. А во-вторых — Железный пахарь (так, кажется?) длиннее дороги до луны, потому что дорога эта нереальна, а Железный пахарь, к сожалению, реален, а затем дорога до луны показалась бы короче своей новизной, а 4000 строк Доронина поражают однообразием 16 тысяч раз виденного словесного и рифменного пейзажа".

Надменно исказив название расхваленной Луначарским поэмы, Маяковский просто припечатал к позорному столбу только почувствовавшего вдохновение молодого поэта. Конечно, талант видно сразу, но надо помнить и о чувстве такта… Показательна в этом смысле запись в рабочих тетрадях, сделанная Александром Трифоновичем Твардовским много лет спустя, в 1960-х годах: «Вдруг подумалось, что и его (Доронина. – Д.О.) он (Маяковский. - Д.О.) убил, как Молчанова, Кудренко, Митрейкина (поэты, о которых также уничижительно писал Маяковский. - Д.О.). Пусть все они стоят того, но все же…»

Действительно, Маяковский написал целое сатирическое стихотворение "Размышления о Молчанове Иване и о поэзии", а в поэме "Во весь голос" посвятил поэтам Митрейкину и Кудренко издевательские строки: "Кто стихами льет из лейки,/ Кто кропит, набравши в рот -/ Кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки -/ кто их к черту разберет!"

А, по воспоминаниям, сам же Твардовский, если видел даже хилую искорку писательского таланта, то писал дебютанту: "Есть у вас 2-3 фразы, которые позволяют надеяться..."

ПОДРЕЗАННЫЕ  КРЫЛЬЯ

Скорее всего, сказались слова Маяковского, и к концу 1920-х годов стихи И.И. Доронина пользуются уже меньшим признанием. Правда, до середины 1930-х годов еще выходят его книги-сборники: «Песни советских полей», «Лесное комсомолье», «Крепкие поросли», «Первый сбор», «Хороводы», «Весенние голоса», «Моя дорога»… В 1935 году Иван Иванович посвятил родной Туле стихотворение «Кузнецы оружия». А потом у Доронина публиковались лишь некоторые стихи и немногочисленные рассказы и очерки…

Во время Великой Отечественной войны И.И. Доронин пишет стихи для песен: «Любо-хорошо», «Будет Гитлеру конец», «Московские калачи» и на музыку известного Исаака Дунаевского – «Петух», а также тексты для тематических агитплакатов: «Леша-разведчик», «Партизаны» и другие. Выходят и две его поэмы на злобу дня: «Дружинница Наташа» и «Девушка-кузнец».

В послевоенный период отдельные стихи Доронина печатаются в газетах «Известия», «Труд», «Социалистическое земледелие». Но пишет он их крайне мало. Последним его крупным поэтическим произведением стала в 1949 году юмористическая повесть в стихах «Игнат Кузьмич».

Затем долгие годы до конца своей жизни Иван Иванович работает заведующим отделом поэзии центральной газеты «Сельская жизнь». Именно в это время он собрал большое количество образцов советского письменного фольклора, появлявшегося в провинциальных газетах, стенгазетах, выступлениях кружков самодеятельности, и на их основе подготовил к печати целые сборники: «О чем поет народ Отчизны», «Родники народные», «О Родине, о мужестве, о славе», а также книгу рассказов «Сельские встречи».

Ивана Ивановича Доронина не стало в ноябре 1978 года…

Через четыре десятка лет после рождения И.И. Доронина в деревне Слобода Дубенского района появился на свет известный Олимпийский чемпион по лыжам Вячеслав Петрович Веденин. Но величиной таланта мерить память неверно… Поэтому правильно было бы связывать этот населенный пункт не только с именем великого спортсмена Веденина, но и писателя Доронина…

Декабрь 2018 г.