Мир Кастанеды

Леонид Терентьев
В "таинственной беседке"




В джунглях



- Необычная книга мне в руки попала. Про то, как  Белая Девушка в джунглях Южной Америки обитала.

- Без загадок давай. Ты о чем? Что за книга? Что за девушка?

- Флоринда Доннер из группы  Карлоса Кастанеды. Оказалась она
однажды в магической глуши, мире волшебства и силы древних обычаев.
Целый год провела среди людей  каменного века, которые выполняют странные ритуалы, излечивают недуги, призывая духов, верят в освобождение души от тела после смерти, что душа поднимается в  мир красоты и магии... 
 
- Среди нндейцев? Брр, там так страшно, наверное...

– Да не были они ни ужасными, ни свирепыми, как нам, европейцам, кажется. Но, конечно, и там знания о  целительстве и шаманстве  открываются только   посвященным. 
  По сей день каждый шаман  убежден, что его человеческое тело в момент волшебного ритуала преобразуется  в нечто   сверхъестественное, после чего он вступает в контакт с лесными духами.

- На самом деле шаманизм, как и везде в мире, у них одушевленные  стихиями природы   психохимические законы вершат?

- Может быть...

- Для меня он  - понимание тела как суммы пережитого опыта.
 
- Странные, даже  эксцентричные методы шаманизма постепенно становились для Флоринды все более  понятными.
Шаман — избранник духов, умеющий общаться с ними и излечивать болезни.
  Особенно мне запомнилось, как те маги пытались    заболевшую девочку исцелить.

- Подробнее!

- "Я знаю, что Тешому околдовали" -  произнес вождь племени, чья репутация шамана оберегала  деревню от злых хекур, насланных вражескими колдунами.
 
- Кого-кого? Ты нас решил совсем индейскими словечками запутать?

- Хекуры – крошечные человекоподобные духи.  Шаманы вступают в контакт с ними, вдыхая   порошок  эпену. При помощи   заклинаний приманивают  хекур и подчиняют  своей воле.

- Про какой порошок ты поминал?

- Эпена – нюхательный галлюциноген. Его из коры дерева эпена изготовляют.

- И там без наркотиков - никуда!

- Велел колдун вдуть зелье ему в ноздри и запел заклинание, время от времени  высоко подпрыгивая и  крича на злых духов, чтобы те оставили Тешому в покое. Затем стал осторожно массировать девочку - голову, грудь, живот, то и дело высасывая хворь из тела,
встряхивая руками и сбрасывая из нее злых духов. Несколько мужчин при том всю ночь пели заклинания.
  Увы,  напрасно они затерявшуюся душу искали   - не стало Тешоме лучше. Тогда маг позвал  несколько ее маленьких приятелей,  так же разукрасил их лица и волосы и поднял на помост. 
"Внимательно осмотрите землю сверху. Отыщите душу!"
  Дети ветками разметали воздух, но и им не удалось отыскать потерянное.
  "А откуда известно, что душа ее где-то недалеко?" - спросила Флоринда.     "Просто известно, и все, – был ответ.
  Состояние девочки не менялось, она лежала неподвижно, пустыми глазами уставясь в пальмовую крышу. Явно какой-то могущественный вражий шапори-колдун выманил ее душу...
  "Позволь мне попытаться", – сказала тогда Флоринда, - вспомнила, как когда-то родная   бабушка делала.
  "Я призову  хекур помочь тебе," – объявил вождь. – И приму эпену вместо тебя."
  Белая Девушка намочила  разрезанное одеяло в горячей воде, выжала,  обернула малышку и накрыла  пальмовыми листьями.
  Почти светало, когда Тешома вдруг открыла глаза, села и улыбнулась со словами: "Хочу пить!".
  "Колдун  заманил ее душу обратно, – произнесла Белая девушка. – А горячая вода переломила ее болезнь."
  Еще меня поразило, до чего важны для индейцев, как ни странно, песни и танцы. Знают: если  не будут петь и плясать, в племя не придет удача, а отправившиеся в лес охотники вернутся без добычи. 

- Флоринда Доннер пришла в джунгли, чтобы изучать шаманов? 

- Вообще людей, в том числе шаманов, - ей интересно понять было...   
- А как та книга называется?

- "Шабоно. Истинное приключение в магической глуши южноамериканских джунглей
". То первое слово - название поселения индейцев в виде кольца из хижин с открытым пространством посредине.

- Я тут покрутил в Интернете... Любопытно: Флоринда Доннер последние лет шесть еще и супругой Кастанеды  была! А в 1998 году, вскоре после его смерти,  исчезла. Полагают,  вместе с другими соратницами ритуальное самоубийство
совершила...



Во славу
мескалито



- Да кто он такой, тот Кастанеда? Слишком много про него разговоров, а что он такого сделал? Всего лишь беседы с индейцем записал, за чужой счет прославился!

- Недавно в нашем русском Интернете новый призыв появился:
"Сколько лет ты еще готов думать о Кастанеде, прежде чем перейти к практике?"
  И про некий  реальный шанс прикоснуться к миру Дона Хуана. Со  странным названием призыв: "Турбо-Суслик". И с долгой скучной агитацией...

- Понять бы, кто такой тот американский последователь... 

- Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда - автор 12 томов книг на 17 языках общим  тиражом 28 миллионов экземпляров.
Про эзотерическое  учение некоего индейца дона Хуана Матуса.
 
- И чем он дался тем миллионам?

- Кастанеда - 
ярчайший мыслитель-   мистик!

- Рядовой  студент факультета антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе готовил   
магистерскую диссертацию и 
летом 1960 года отправился на
Юго-Запад Америки. Где случайно  встретил седовласого старого индейца
дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Он был «брухо», что значит одновременно врача, колдуна, мага.

- Старого - это сколько?

- Родился в 1891 году, значит, тогда почти 70 ему было. На автобусной остановке вдруг про  лекарственные растения разговорились. Через год дон Хуан сообщил Карлосу, что избрал его своим учеником в постижении
тайных знаний.
Несколько  лет, до 1965-го, парень учился у него. В 1968-м появилась на свет книга - «Учение дона Хуана». В 1998-м ее в 30-й раз издали! Сможешь так свое сотворить?

- Немало сомнений в
достоверности описанных им  событий...

- Читала я ту книгу. Начинала, потом надоело. Ярое прославление местного галлюциногена- наркотика, мескалито называется.
Из пейота делают.

- Что за пейот?

- Маленький кактус без колючек. С древности на севере Мексики и на юго-западе Америки в религиозных ритуалах  использовали. Его жуют или   опьяняющую жидкость готовят. Для зрительных  галлюцинаций 5 граммов  сухого растения надо или полграмма  мескалина - и на 12 часов    эффект обеспечен. Для получения удовольствия,
достижения   экстаза.

- Как дон Хуан говорил, "состояния необычной реальности  для достижения мудрости".

- Для них мескалито –  уникальная сила, энергия, защитник, Учитель. Вот как Карлос свой первый опыт описывает:
застывший,   часами он лежал на полу, двигал ртом, стучал головой об пол, дрожал и вздрагивал,
пыхтел и стонал, вскрикивая, подпрыгивал,
снял с себя всю одежду... Потом, по-собачьи громко лая и завывая, раз двадцать  обежал дом кругами...

- Он тогда   призрачную чёрную собаку увидел. Потом в ворону превращался.
  Дон Хуан убеждал  Карлоса, что истинное познание начинается со страха, благоговения и решимости.

- Страха? С какой стати вдруг? Нет, на мой взгляд, познание интерес рождает!

- Чуть позже  у Кастанеды   случилось психическое расстройство, по словам   дона Хуана - «потеря души», которую похитила ведьма.

 - Такая его фраза мне запомнилась: "Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе."

- Нет, все то гораздо глубже. И интереснее.
Опыт Карлоса Кастанеды    реален и  доступен каждому, кто имеет сверхспособности, интересуется 
магией, не вполне нашим серым бытом удовлетворен...

- Я еще из разных томов выписал, что понравилось.
Или удивило:

 "Приобретение знания — труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться."

 "Всю личную историю следует стереть для того, чтобы освободиться от ограничений, которые накладывают на нас своими мыслями другие."

- А вот тут не согласен: другие люди, даже не самые разумные, и несут нам те знания и опыт, к которым мы стремимся.
 
- Еще мысль неожиданная:
  "Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире — это его персона, он никогда не сможет по-настоящему ощутить окружающий мир, он не видит в нем ничего, кроме самого себя."

- Все нас окружающее Кастанеда считал  неизмеримой загадкой, которую мы должны пытаться раскрыть.

- Каждый из нас и сам - одна из загадок.

- "Трудности   человека в том, что интуитивно он осознает свои скрытые ресурсы, но не отваживается воспользоваться ими."  От природы у нас четыре  коварных врага - страх!

- С этим не поспоришь! Хотя только что мы про страх совсем другое говорили! 

- ...Ясность! 

- Что???

- Она рассеивает страх, но и ослепляет, даёт уверенность в себе. Если кто-то  поддастся своему мнимому могуществу, - он побеждён.

- Что-то есть в этом, подумать надо...
 
- Третий враг: Сила! Она превращает нас в жестокого и капризного.

- Разумно!

- Последний враг: Старость! Её нельзя победить, можно лишь оттянуть своё поражение. Это пора, когда    овладевает нами непреодолимое желание лечь и забыться. Если дать убаюкать себя, то враг превратит нас в старое ничтожное существо.
 
- Явно про то он уже под конец жизни стал задумываться. Перед тем, как умер 27 апреля 1998 года. 



Ужас или чудо?




- Не слишком ли для достижения просветления Кастанеда на прием мескалито и прочих наркотиков  напирал?

- То в молодости. 
После на приобретение духовного   опыта переключился.

- Меня  хуано-кастанедовские представления про Путь воина привлекают. В принципе мы действительно сами выбираем, быть обычным человеком или...

- "Путь воина" - это что такое?

- Из мира привычек - к полной свободе,
стать Человеком Знания.

- Если иначе - от бессознательного к просветлению, или
искусство  равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
   
- Та система взглядов на жизнь,  "мудрости шамана", очень уж новую религию напоминает.
 
- Свои теории они во многом  из магического учения индейского племени тольтеков почерпнули. Про связь человека с духами-покровителями.

- Тольтеки? Где-то попадалось такое слово...

- С VIII века нашей эры они жили на территории  нынешней  Центральной Мексики и создали там крупное  государство
Тула. Потом их вытеснили воинственные ацтеки, еще позже -
испанцы. К тому времени тольтеки  стали народом легендарным,   им приписывали все былые достижения.

- В противовес надоевшему коммерческому пониманию жизни  Кастанеда познание мира  на мистическую базу поставил, тем и привлек многих. Среди главных
принципов Пути - чтобы изменить себя, Воин должен стереть свою личную историю и, очистившись от чужих  представлений, создать себя заново. Воин должен научиться сдвигать свою «точку сборки».

- Еще неясное что-то...

 - «Точка сборки» - важное   понятие учения дона Хуана.  «Сдвиг» ее –  цель воина, достигнуть которую можно лишь благодаря многолетним духовным практикам.

- То, как  человек ощущает мир, зависит от положения его «точки сборки».  Подвижная, она позволяет воспринимать сразу несколько миров и выходить за пределы известного. 
Чтобы научиться сдвигать ее,   практикуют сталкинг -  изучение самого себя, даже свои  страхи и тайные желания. И скорее стереть чувство собственной важности - оно делает человека  тяжёлым, неуклюжим, пустым.

- Как же без самоуважения?

- Да, чувство своей важности - сердцевина  лучшего в нас, но одновременно и «внутренней гнили» причина - обид и раздражения. Именно оно рождает чрезмерное возвеличивание своих идей и поступков.

- Важно, считал Кастанеда,  всегда помнить о смерти - иначе жизнь  станет хаосом.
Жизнь - ступень к   смерти. А смерть – наш единственный мудрый советчик, именно к ней  стоит обращаться за советом в трудной   ситуации. Только в смерти воин может быть по-настоящему уверен, потому что она всегда рядом, мысль о ней дает возможность оценить главное.   

- Жить ради смерти? Нет, не хочу! Жить надо ради жизни, нынешней и будущей!

- ...А безупречности можно достичь, только чувствуя  ответственность за каждое совершаемое действие. То есть, повторюсь, помня о смерти...

- Чепуха! Такие мысли лишь к потере интереса и  желания жить приводят! Или к пьянству...

- Бесконечный контроль над  собой провозглашать? Не согласен! Предпочитаю  просто жить и радоваться - вот в чем наша сила!

- Отсутствие привычек, считает дон Хуан, открывает  новые возможности, дарит шанс...
  Воин не должен  сердиться на себя -
внутренняя битва мешает выиграть внешнюю. Сила наша не в деньгах и вещах - в свободе и  самодостаточности. Воин  живет не думанием -действием, которое не ради выгоды совершает - ради Духа.

- "Воину нет ни до кого дела и его ничто не волнует,
все равнозначно - как и он для других людей" - не мои слова, Кастанеды. И кто из вас что обо всем этом думает?

- Любопытно, конечно... Но может, не дорос я еще?
Не понимаю, как удалось Кастанеде столь чрезмерно  прославиться и так долго сохранять популярность у тысяч последователей. Не вижу в его теориях, чужих нам и чуждых, ничего особо стоющего. Мне кажется, Кастанеда просто придумал дона Хуана - и всю жизнь в свое удовольствие провел!

- Не так категорично! Выделить бы разумное...

- Ни Кастанеды, ни тем более его наставника   на свете давно уже нет. Отчего же их никак не забывают?

- Современный  вариант   шаманского способа жизни продолжают и развивают их ученики и последователи  из более 30 стран, включая Россию.
  Параллельно с нашим, убеждены те люди, существует невидимый мир разумных существ, дающий человечеству расширенный взгляд на жизнь. А   наше тело и дыхание  связаны с  состоянием   сознания. Ну да это отдельный большой разговор, я сам еще не все в тех теориях понимаю... 
 
- Современные шаманы входят в корпорацию Cleargreen...
 
- Если буквально перевести -  "ясный" и "зеленый"?

- Точнее,   "прозрачно-зелёный", самый благоприятный для нас оттенок цвета сердечного центра...


Леонид Терентьев.  e–mail: 
terentiev45@mail.ru
http://www.proza.ru/avtor/terentiev45