Нужно ли россиянам равенство возможностей

Аникеев Александр Борисович
      Равенство возможностей на счастливую жизнь в капиталистическом обществе,  повышать своё благосостояние и приобретать необходимую для счастья собственность, перемещаться на более высокие этажи социальной пирамиды и другие достижения заключается в том, что всё достигается в результате конкурентного отбора. Этот отбор основан не на образовании, не на позитивом духовном таланте, не от исходного положения, не от степени трудолюбия, честности, деловитости, сметливости и других свойств, а на основе наследства, на негативных духовных качествах, на везении и имеющейся возможности в силу законов капиталистической, товарной формы производства средств для жизни, иметь возможность при помощи своего капитала обирать других. Причём неважно, какой это капитал, основной, оборотныё, товарный, административный, интеллектуальный или какой-либо другой.

      Как известно, интеллигентность это не столько обладание интеллектуальным богатством, сколько стремление нести это богатство людям! А кто направляет своё интеллектуальное богатство только на личное обогащение ничем не лучше любых других моральных уродов.

      Идея равенства условий, если она направлена не на изменение общества путём экономических реформ, не на уничтожение существующей капиталистической системы неравенства, а на уничтожение людей занимающихся капиталистической эксплуатацией населения страны никогда не приведёт к обществу гуманизма, равноправия и социальной справедливости. Для этого необходимо по мере возможности постепенно уничтожать саму систему товарного производства, внедряя прямое распределение базовых средств для жизни по количеству и квалификации труда.

      Фактически стремление к гуманизму, равноправию и социальной справедливости является социалистической идеей и подразумевает осуществление программы политической и экономической революции, устраняя социально-экономические причины экономической несправедливости в обществе. Цель любой социальной революции заключается именно в уничтожении условий порождающих экономическую эксплуатацию других людей на основе смены старых, угнетающих население социально-экономических законов на новые, при которых право на труд должно гарантировать каждому человеку право на счастливую жизнь достойную труда на рабочем месте в общественной экономике страны по своей профессии и квалификации. Необходимо менять законы, которые незаслуженно позволяют богатеть одним и экономически угнетают других.

      Социальная справедливость – один из самых распространённых общественных идеалов. Его конкретное содержание менялось на протяжении истории и всегда было связано с определённой идеологией.  В современных условиях понятие справедливости приобретает особую важность. Согласно современным представлениям, реализация принципа социальной справедливости на практике включает не столько равенство прав всех граждан перед законом, сколько обеспечение гарантий жизнедеятельности человека на основе высокого уровня социальной защищенности в процессе его трудовой деятельности. В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя не только обеспечение работой каждого трудоспособного гражданина страны, но и гарантированное обеспечение его средствами для благополучной жизни от их общего производимого количества по количеству и квалификации труда, а не только зарплатой пропорционально труду. Обеспечить свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре и спорту, социально обеспечивать детей-сирот и инвалидов.  Справедливость должна на деле стать для всех понятием о должном, содержать в себе соответствие деяния и воздаяния. Справедливость должна стать важнейшей категорией социально-философского образования населения для развития  его морального, правового и политического сознания.

      Понятие социальной справедливости всегда вызывает широкие споры. Многие авторы считают это понятие внутренне противоречивым, а само определение "социальный" приложимо ко всему, что связано с ухудшением условий жизни или устранением различий в условиях жизни. На этом основании часто само слово "социальный" становится противоречивым и в России стало самым бестолковым понятием во всей нашей моральной и политической лексике.  Всякий призыв быть "социальным" обычно подталкивание нас к еще одному шагу в сторону социальной справедливости социализма, при котором право на труд каждому должно гарантировать право на жизнь достойную труда, но так ли это на самом деле?

      Известный американский политический философ Джон Ролз в книге "Теория справедливости" формулирует два основных принципа социальной справедливости.

      1. Каждый человек должен иметь равные права и свободы в отношении наиболее широкого спектра основных социальных прав и свобод выраженных в новых социально-экономических законах принятых на основе победы партии с прогрессивной социальной программой в парламентской борьбе общества для совместимости этих прав и свобод со свободами других членов общества для относительно бесконфликтного сосуществования.

      2. Социально-экономические законы должны быть устроены так, чтобы наибольшие социальные преимущества от них получали бы наиболее честные, трудолюбивые и добросовестные члены общества, а не наиболее богатые, чтобы соответствовать ответственности перед обществом и будущими поколениями по принципу справедливого неравенства, а доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе наибольших способностей и равенства возможностей быть избранным.

      Идеи Ролза обсуждаются уже несколько десятилетий и некоторые социально развитые страны приняли его предложения, но нет никакой уверенности в том, что такую эффективную теорию справедливости удастся внедрить в России с помощью всего лишь двух указанных Ролзом простых принципов. Создается впечатление, что предлагаемые им принципы недостаточно ясны, чтобы попытаться вывести из них содержательную и полную теорию социальной справедливости для россиян.

      Подход Ролза не лишен некоторых недостатков и некоторые считают главным из них в том, что он не проводит ясного различия между двумя типами справедливости: пониманием её в открытом и закрытом обществе. Ролз – несомненный сторонник открытого общества с честными и добропорядочными людьми, а закрытое общество, где стремление скрывать меру труда и меру потребления возводится в ранг государственной политики, упоминается им лишь вскользь. Это та абстрактная, но сразу же отброшенная им альтернатива, которая может стоять перед гражданами в момент заключения ими подобного общественного договора. Советы Ролза по совершенствованию общества на основах справедливости относятся только к обществу способному объединяться для честных и справедливых социально-экономических взаимоотношений большинства членов общества, которые могут разделяться по партийным признакам, но являются ли таковыми большинство граждан Россия? Ведь давно известно, что честным людям нечего бояться учёта и контроля, такое на руку только людям нечестным. Но какая может быть справедливость в закрытом капиталистическом обществе, кроме буржуазной, капиталистической справедливости жить не за счёт своего добросовестного труда на благо общества, чтобы иметь от общества необходимое для своей счастливой жизни по количеству и квалификации общественно необходимого труда, а жить за счёт других людей, используя свой капитал...