Размышления о Творении

Аркадий Костерин
Предуведомление.
   То, что я здесь излагаю, конечно же не претендует на статус конечной истины, и тем более, откровения. Это просто частная модель понимания и объяснения действительности Мироздания, построенная в рамках Святоотеческого Предания. Если читатели имеют отличающиеся модели объяснения, то я охотно вступлю с ними в диалог и обсуждение.

                *  *  *
   Премудрость Божия неисчерпаема. Но человек не зря наделён разумом – благодаря этому он способен, возрастая, бесконечно познавать Мир Божий и Славу Творца. – Это, собственно, и является сутью развития человека. В моём представлении, этой же задаче человеческого разума соответствует и высшая цель науки. Поэтому наука, правильно сориентированная в картине мира и осознавшая свое место, задачи и рамки, не может противоречить религии. Наука и религия – это просто разные разделы духовного возрастания человечества, решающие свои задачи с помощью различных средств.
   Однако, представления, порождённые научным мышлением, могут быть полезны и для создания моделей понимания Промысла Божьего. Разумеется, это становится возможным лишь в том случае, когда эти научные понятия и представления будут расширены духовным содержанием, то есть, подняты на должную высоту ассоциаций. Вообще-то, в этом нет ничего необычного, поскольку мы очень часто используем понятия мира материального для изображения духовных состояний. Например, мы говорим о духовной близости двух людей. Или неразрывной связи каких-то душ. И никого это не удивляет, потому что материальный образ расширяется здесь до духовного уровня. Считая стремление разума к познанию естественным и закономерным, и уповая на снисхождение Божье, рискну привести здесь свои размышления о Творении, которые опираются на доступные мне научные и религиозные знания и мой опыт.

    Начну с утверждения, что Царство Божье является Венцом Мироздания, воплощающим Абсолютную Полноту Совершенства. Совершенство – это законченная гармония всего и всех, оно является итогом Творения, который видит Творец, но которого не можем видеть мы. Мы, существующие во времени, являемся свидетелями и участниками становления Гармонии. В совершенном, т.е. в завершённом Царстве Божием отсутствует категория временных отношений, но путь к нему идёт через вечное развитие. Человеческому разуму невозможно ни понять, ни представить бытие Божьего Мироздания. Однако разум наш всегда строит модели понимания, руководствуясь которыми он мог бы приблизиться к Промыслу Божьему о человеке и понять своё предназначение в Домостроительстве Божьем. Это необходимо, ведь, по Промыслу Божьему, человек должен стать соработником Самого Бога.  (2 Кор. 6, 1).

    Итак, из утверждения о полноте завершённого Царства Божьего можно было бы сделать вывод, что оно неизменно, поскольку к нему нечего добавить, и убавить тоже нечего. И это, безусловно, верно для того завершённого Царства Божьего, пребывающего в Вечности, которое видит Бог.  Однако Мир Божий содержит также огромное количество преходящих, т.е. конечных во времени элементов и их отношений. Поэтому я рискну предположить, что при всём при этом Царство Божье описывается и как динамичная качественная бесконечность, которая соединяет все реальности, выбираемые людьми и другими созданиями на пути бесконечного познания Бога. Это может означать, что хотя к Богу неприложимы временные категории (в Нём нет, и не может быть никаких изменений), но Его Царство существует также и как бесконечно развивающийся во времени Проект. – Это тот аспект, который описывается словами Спасителя «Царство Божье в головах ваших есть».

     Поскольку речь зашла о выборе созданиями Божьими своей реальности, то нужно сказать о том, каким я представляю Мир Божий, то есть, Объективную Реальность, общую для всех созданий. – Всё, что существует в мире создано Богом, Он единственный Творец и Создатель, других нет. Человек только выбирает своё состояние в том мире, который создал Бог. – Наверное, тут сразу последует вопрос – разве Бог сотворил недолжное состояние этого мира, разве Он творит Зло? – Единственный ответ, который приходит мне в голову такой. – Бог, даровав Своим созданиям свободу, создал и все возможные варианты их выбора. – Ведь Он Всеведущ. – Он попускает злой выбор созданий, но не благословляет его. Скверные варианты жизни, выбираемые людьми, лишёны благодати, они обречены на погибель и исчезновение. Эти варианты действительности можно сравнить с временными строительными лесами, или с мусором, которые сопутствуют всякому строительству, но обречены на исчезновение. – Так Творец, как бы, воспитывает Свои создания, и отбраковывая ошибки, приводит их к покаянию и к свободному выбору добра.

   Вероятно, многим читателям трудно представить ту Объективную Реальность, которую, как я полагаю, сотворил Бог. – То есть, всеобщую совместную неразделённую действительность, которая доступна каждому действующему субъекту и их общностям лишь частично, в единственном для них конкретном варианте. Однако представления о такой неразделённой действительности существуют в квантовой механике, а она, в принципе, применима ко всему Мирозданию. (Имеется в виду представление о квантовой суперпозиции*.) Не думаю, однако, что существуют бесконечные варианты осознаваемого нами мира, в которых действуют всевозможные наши двойники. – Хотя всем нашим духовным состояниям соответствуют определённые материальные формы, но всё же, полагаю, большинство наших «воплощений» реализовано лишь в биохимических состояниях нашего мозга.

   Вообще, все наблюдаемые во времени состояния Мироздания – это частные реальности, выбираемые созданиями Божьими, которые способны, не в целом, а только в частности, воспринять Промысл Божий и действовать в соответствии с ним. Если они стремятся к познанию Божьего Промысла, то выбираемые ими частные реальности приобщают их, в большей или меньшей степени, к вечному бытию. Реальности же, далёкие от Промысла исчезают довольно быстро. Говорить же о выборе реальности возможно потому, что деятели наделены от создания свободой воли. Последовательный выбор созданиями, которых я называю деятелями, своей реальности означает их причинно-следственное существование во времени, то есть, выбор создаёт «стрелу времени», характерную для материального мира. Думаю, что такое понимание вполне соответствует Святоотеческому Преданию.

   Наблюдая и осмысливая картину Мироздания, мы видим, что оно иерархично. Из наличия иерархии, при динамичном и преходящем характере бытия созданий Божьих, следует вывод, что существует эволюция. То есть, наблюдаемая нами в мире иерархия является продуктом активности созданий Божьих и порождает идею об эволюции. Что же может быть целью эволюции? Как понять Замысел Бога? – Рискну предположить, что Ему, создающему бесконечное и совершенное Царство Божье, было благоугодно бесконечное творчество его соработников – людей, созидающих с Его помощью безграничное и гармоничное многообразие. То есть, человеческое творчество, устремлённое к Промыслу Божьему – это составляющий элемент Божьего Царства, а человек – это одушевлённый инструмент Творения. Так я представляю себе место и назначение человека в Мироздании.

   Эволюция неразрывно связана с представлением о свободе деятелей. Она не может быть механически детерминированным усложнением системы Мироздания, потому что такое, формальное развитие может породить только повторение пройденного, дурную бесконечность, а не бесконечную гармонию. То есть, эволюция – это процесс творческого развития свободных деятелей, обладающих правом выбора и правом на ошибку. Эволюция связана с конкуренцией и даже с некоторой конфронтацией деятелей. Но в то же время, свободно протекающая эволюция осуществляет Промысл Божий, то есть, она происходит в определённом направлении и в некоторых рамках. Таким образом, свобода деятелей ограничена, и широта этих границ связана с развитием деятелей, с их сложностью и местом в иерархии. Чем совершенней деятель, тем больше его свобода.

    Следовательно, исходя из нашего, временнОго восприятия, допустимо считать, что Господь созидает Своё Царство через эволюцию Мироздания, которая охватывает все уровни организации материального и духовного бытия. Естественно, поскольку эволюция инспирирована Богом и Его Промыслом, то такая сквозная эволюция носит направленный характер. Это значит, что низшие уровни бытия формируются под влиянием высших. То есть, Божественный Промысл распространяется через это влияние с бОльших масштабов Мироздания на меньшие: от небес духовных на человечество,  далее, на живую природу, и далее, на весь материальный мир. Такая «редукция» Божьего Промысла идёт от будущего к настоящему, и в силу этого, каждый последующий во времени уровень бытия создаёт в предшествующем настоящем условия для своего возникновения.

   Можем ли мы, хотя бы гадательно, представить себе Цель Творения? Думаю, что Цель Творения показана нам, как на примере, в Образе Святой Троицы и в тех отношениях, которые существуют между Её Лицами. Поскольку отношения эти донесены до нас в словах Евангелия, в богодухновенных писаниях Апостолов и Святых Отцов Церкви, то в них невозможно сомневаться. Напротив, христиане воспринимают их, как высший пример для всех людей, указывающий направление к развитию наших душ. — Образ Святой Троицы являет нам отношения наивысшего возможного согласия, совершенной любви и полного взаимопроникновения. И все это при сохранении индивидуальности (неслиянности) и раздельной действенности каждого Лица. Тогда Царство Божие должно явить собой неизмеримо сложную и богатую картину идеальных отношений всех его обитателей.


   Сформулируем некоторые выводы из проведённого мысленного исследования.

1. Тварный мир имеет два статуса:
1-й – Абсолютный статус. – Мир, сотворённый Богом во всех временах и пространствах, всеобъемлющий, включающий в себя все возможные отношения всех объектов и тварей.
2-й – относительный статус. – Это мир, выбираемый тварями Божьими, мир, сущий в одном пространстве-времени, мир, определяемый взаимоотношением и взаимодействием тварей Божьих.

2. Важно отметить, что универсальным принципом созидания Мироздания является иерархичность. Иерархия означает «вертикальную» структурированность Мироздания и эволюцию составляющих его элементов.

3. Эволюция мира – это направленное развитие Мироздания, в соответствии с Промыслом Божьим, а эволюция Разума – это познание Славы и Премудрости Божьей.
4. Можно предположить, что в вечном Царстве Божьем соединены все благие духовные состояния, прошлые, настоящие и будущие, выбранные созданиями Божьими, участвующими в Абсолютной Гармонии. Путь к такому состоянию немыслимо сложен, но, тем не менее, он в некоторой мере сопрягается с духовным опытом каждого христианина. Обобщая, можно сказать, что это путь уменьшения мирской составляющей** (мирского смешения) в жизни человеческой души. При этом повышается значение духовной составляющей в жизни людей.


      
*) Речь здесь идёт о квантовой суперпозиции всех возможных состояний квантового объекта. Конкретное состояние объекта реализуется при появлении наблюдателя.

**) А. Костерин. Мирское смешение.  http://www.proza.ru/2016/10/24/1234

Декабрь 2018