Три идеи Третьего Рима, послесловие

Михаил Обрубов
               

От автора:

Россия, как Царство, Империя, СССР, Российская федерация, по стечению обстоятельств до сего времени пребывает в идеологической парадигме «Москва – Третий Рим». Можно по разному относиться к пафосу этой идеи, но пока это единственная идея «глобализации» по-русски. Думаю, что фундамент, на который легла эта идея был ещё сыроват в 17 веке, но основной посыл проходит через века и не теряет своей актуальности. Основную идею можно сейчас упростить до тезиса: Мир – это семья народов. Тезис этот звучит более достойно, чем тезис глобалистов: Мир – это свободный рынок. Семья народов выглядит более достойно и в сравнении с идеей многополярного мира.

Образ Третьего Рима, конечно, только образ идеи вселенской гармонии, образ неоднозначный, в чём-то утопический, но имеющий свойство феникса – возрождаться.  Слышал от А. Девятова в одном интервью, что «Москва – Третий Рим» - приказала долго жить как идея, и теперь актуальна идея новой Орды для усмирения Дракона. Мысль тоже интересная, тем более, что он интерпретирует Орду как семью народов. Все дороги ведут в главный город вселенной, каким он будет, время покажет: Вашингтон, Пекин или Москва. Одно можно сказать однозначно: наша идея на порядки более человечна, чем идея глобализма или идея китайского Дракона с медленным поглощением жертвы.   

Российская Империя вышла в мир, потеряв первоначальный импульс объединения вселенского Православия под своим крылом, и была воспринята как "жандарм Европы". СССР внёс в мир призыв "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!", и был воспринят как "красная угроза". РФ несёт в мир идею объединения здравомыслящих людей перед угрозой глобализации, и воспринимается тем же западом как угроза номер 1. Мир не принимает Россию ни в каком обличие и ни с какими идеями. Идеологическая война, которую ведёт коллективный запад с Россией, направлена на создание противостояния между сторонниками трёх идей и внутри России. Но есть ли повод для вражды?

Многообразие цивилизаций, идей и мнений не есть повод для взаимного истребления, в этом заложен единственный положительный смысл так называемой толерантности, как политического термина. Если это единственный термин, которым может оперировать Запад, то мы призываем к толерантности, поскольку русская поговорка «В семье не без урода» (в современном истолковании) имела такой же посыл.

И в заключение хочется во избежание разногласий уточнить, что идея «Москва – Третий Рим» имеет множество толкований и имеет своей альтернативой автаркию, которая иногда тоже бывает полезной и даже спасительной. Кроме того, некоторые политические карлики пытаются использовать идею «Москва – Третий Рим» в своих корыстных интересах для прихода к власти.

Что же означает образ Рима, как первенствующего города вселенной? Означает это -  первенство чести, которое даёт право задавать тон в мировой политике, но и обязывает первым встать в проломе стены, когда враг рвётся в город.

Имея в виду Рим, мы не связываем этот образ с разлагающимся Римом Калигулы, а представляем Рим обновлённый, светящийся духом высокого подвига и нравственного поиска. Первенствующие города вселенной вставали и падали, но на века определяли движение человечества. Претензии на первенство предъявляли разные страны и народы, но не всем было дано право чести. Обретёт ли это право Россия, и станет ли Москва Третьим Римом по праву духовного первенства – вопрос открытый. Но нужно помнить, что это не великодержавные амбиции и гегемония, а право чести, которое более обязывает, чем даёт преференции.