Мой бог у меня в душе!

Виктор Тарасенко
     Недавно позвонил своему детскому другу, с которым уже долгое время не общался. Поговорили о том, о сём, вспомнили родную школу, учителей, друзей, знакомых, некоторых из которых уже и нет на земле. Да и то правда, шутка ли сказать, уже 38 лет минуло с выпускного. Практически все одноклассники женились (некоторые и по нескольку раз), вырастили детей, у многих уже и внуки. Так вот после таких воспоминаний захотелось что-нибудь важное сказать ему о Боге, о вере, пригласить в церковь, тем более, то, что я уже давно стал верующим, не для кого из моих друзей, никогда не было секретом.
     И если в 1989 году, в эпоху развитого социализма, такой поворот в мировоззрении молодого человека воспринимался как что-то ужасное, то сегодня понятие «быть верующим» стало общепринятым и признанным в нашем обществе, и многие мои одноклассники стали прихожанами исторической православной церкви. На моё удивление, мой друг категорически отказался прийти не только в ту церковь, в которой я (это ещё было бы понятно, потому что для многих слово «баптист» почти ругательное, и наши церкви продолжают незаслуженно называть сектантскими), но и в историческую – православную церковь он «не ногой», хотя теперь считает себя верующим человеком.
     «А зачем мне идти в церковь?» - был его ответ, «Мой бог у меня в душе!» Сказать по правде подобный ответ я слышал и раньше, от многих людей которых Бог посылал мне на моём жизненном пути, но в этот раз я серьёзно задумался, насколько правильный этот ответ тех, кто оправдывает себя и не идёт в церковь Христову, будь она православной или иной христианской деноминации. Вот об этой, многим знакомой фразе, или, я бы даже по-другому сказал, об оправдании своего неверия в истинного Бога, утверждении себя самого, своих представлений и желаний мерилом правильного хождения перед Богом мне и захотелось немного порассуждать.
     Итак, это утверждение или даже убеждение многих: «мой бог у меня в душе!» на первый взгляд и не представляется чем-то странным и неправильным. Ещё великий немецкий философ Эммануил Кант провозгласил о двух вещах, которые он не мог познать, и которые его восхищали: это звёздное небо над головой и внутренний нравственный закон, который даётся каждому человеку.
     Да, и верующие люди, по сути согласны с этими высказываниями знаменитого философа, и современные богословы придают ему просто другую форму, говоря об общем откровении Бога людям (сотворённое небо, галактики, природа, устройство земли, макро и микрокосмос) и частном – данном каждому человеку – его совести.
     Нет сомнения в том, что если пытливый ум, всматриваясь во внешний мир мироздания, или рассматривая свое внутреннее состояние, организацию жизни, будет искать ответа на вопросы: «Как же так всё это устроено?» «Кто это всё создал?» «Кто положил, заложил законы и принципы жизни всякой твари и всему творению?», то несомненно он придет к пониманию Бога – Творца, который и создал всё по Своему Слову.
   Но, во-первых, не так много тех, кто действительно желает разобраться в вопросах бытия, а во-вторых, сегодня принимать Бога только как Творца Вселенной недостаточно. Современные богословы к рассмотренным нами двум откровениям Бога людям: общему и частному, добавляют ещё особое – специальное откровение.
  Это специальное откровение Бога людям – Его Слово – Священное Писание – Библия. Это то, особенное, что Бог желает рассказать нам о Себе, о сотворении, о возникновении греха, о жертве Своего Сына – Иисуса Христа, который и пришёл на нашу землю для искупления грешников.
     Без принятия верою слов Бога, без веры в Иисуса Христа, Бог нас не примет никогда!
     «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» - Деян.4:12 и ещё: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» - 1 Тим.2:5.
     Заметьте, что и мой друг, и другие люди, которые говорят эту фразу: «мой бог у меня в душе» никогда не говорят об Иисусе Христе, или о том, что Иисус у них в душе. Они могут вам много рассказать о недостатках церкви или изъянов служителей, о строгих церковных правилах и т.д., но они ничего не могут рассказать вам об Иисусе, просто потому, что они не знают Его, не знакомы с Ним лично. Потому, что Христос пребывает там, где двое или трое собраны во имя Его (Матф.18:20), а это место и является церковью: домашнею или поместною.
     Так почему же свой грех неверия в Иисуса Христа, неисполнение слов Бога и Его заповедей люди прикрывают этой красивой фразой: «мой бог у меня в душе». На мой взгляд ключевое слово в этой фразе не «бог», а слово «мой», или даже само понятие «мой бог». А каждый, как говорят, в меру своей испорченности, или, если сказать более дипломатично – в меру своей образованности, даёт для самого себя, а иногда и для других свое собственное – глубоко субъективное представление о Боге, Его требованиях и т.д.
     Можно сказать, что многие наши современники уподобили Всемогущего Бога – некоему карманному божеству, которое они носят при себе. И если это «их бог», то и не удивительно, что, говоря о Боге, они не живут по Его заповедям, не верят и не прославляют Бога, сотворившего небо и землю и всё, что в них (Пс. 120:2, 129:8, 145:6, Ион.1:9).
     Они с легкостью лгут, воруют, прелюбодействуют, и делают много других непотребных и недопустимых вещей, потому что со «своим богом» они могут легко договориться, он их не осуждает, ибо он не Бог, а Его противник – диавол, который, к слову сказать, может принимать вид и ангела света (2 Кор.11:14). Этот противник Божий и затмевает разум наших современников, низводя на нет все заповеди Бога, подвергая их сомнению. Его тактика не изменилась со времён Эдемского сада, он продолжает сеять сомнение в словах Божиих и люди (такие же как Адам и Ева) нарушают заповеди Божьи, переводя свою личную ответственность за нарушенное на кого-то другого (Адам на Еву, Ева на змея, современный человек на «плохую» церковь или её служителей и т.д.)
     Почему все же важно идти в церковь? Может всё же достаточно жить по совести?
Давайте, вначале, поразмышляем над ответом второго вопроса, тем более, что он очень хороший, и не вызывает лично у меня, никакого неприятия. Я бы даже сказал так, что к жизни по совести и призывает нас сам Бог, это Его закон, заложенный в каждом из нас (так изумлявший великих философов). Проблема в том, что жить по совести мы не можем в полной мере по причине своей греховной испорченности – нет праведного ни одного (Рим.3:10-12), все согрешили и лишены славы Божией (Рим.3:23).
    Другими словами, сами по себе, даже осознавая, как нужно праведно жить – жить так самостоятельно, без помощи от Бога, мы не можем, ибо все мы много согрешаем, как об этом писал апостол Иаков (Иак.3:2). Кроме того, есть люди, которые постоянно заглушают свою совесть, и бывают, как говориться в Писании, через лицемерие сожженными в своей совести (1Тим.4:2)
     Что же нам делать? Идти в церковь, где звучит живое Слово живого Бога: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, состава и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» - Евр.4:12.
    Именно там, в церкви, мы особым образом чувствует свою греховность (под воздействием живого слова – проповеди Библии), но там же находим и бальзам для своей души – искупление от всякого греха посредством крови Господа нашего – Иисуса Христа. Это происходит тогда, когда мы имеем с Ним общение, и когда имеем общение друг с другом, как об этом писал апостол Иоанн: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» - 1 Иоан.1:7-9.
     Да благословит и вас Господь жить по совести -  по Его заповедям, посредством веры принимая Его драгоценную жертву искупления. Мой Господь – Иисус Христос- вечное живое Слово, через которое и веки сотворены! (Иоан.1:1-5, 9-14) Через которого мы и получаем свободный доступ к Богу, и Он у нас не только в душе, Он у нас и в сердце, и в разуме, Он всё во всём, Ему дадим отчёт!
Аминь.

ТВГ, г. Барнаул, декабрь 2018 г.