Индия

Вера Звонарёва
Индия

Мы поехали в эту страну в середине 60-х годов и прожили там около 2-х лет. Муж работал переводчиком. Это первая зарубежная страна, которую я увидела. До этого жили скромно – за занавеской, которая делила комнату в общей квартире пятиэтажного дома, на две половины – нашу и мамину. Поехали с одним чемоданчиком на двоих, не взяв даже самого главного с собой, того, что так ждут советские специалисты от приезжающих: черный хлеб, водка, копченая колбаса.
Каких-то 6 часов ( как от Москвы до Костромы  на автобусе) и вот уже распахнулись двери самолета,  и на нас дыхнула обжигающая жара – мы в другом мире. По громкой связи объявляют
- Мистер енд миссис Звонаревы вас ждет бордовый додж. Вот мы и иностранцы. Огромная вместительная машина везет нас в отель «Амбассадор» (Посол)
С удивлением и интересом рассматриваю дорогу. Правостороннее движение, масса беспрерывно звенящих велосипедов. На каждом по два-три человека, гудящие иномарки, которых в Москве в то время практически не было, груженые слоны, волы, прыгающие обезьяны, коровы, вальяжно переходящие  улицу, и всё движение останавливается. Велосипедные и беговые  рикши. Худенький, изнеможенный юноша на тонюсеньких ножках тащит тележку с толстым индусом и большим чемоданом.
Вдоль дороги масса деревьев, листьев не видно, а только красные, розовые, синие цветы. Вот банановое дерево, а в середине висят плоды.
Двери отеля открывает швейцар в белоснежном костюме, на голове  вывязан цветастый петух, сзади свисает длинный шарф.
У нас двухкомнатный номер и даже две ванные комнаты. Прохладно. Кондиционеры, на потолке крутится огромный фен. Полумрак. Большой аквариум с рыбками. Комнаты в зеленых тонах. Приносят соки, мороженое. В ресторане – по два обслуживающих за каждой спиной, предупреждают все желания. Теперь это называется «всё включено»
В Дели мы жили 5 дней, просто гуляли и знакомились со столицей.
Мы понимаем, что это страна контрастов. Роскошные многоэтажные особняки с садами, слугами и черные лачуги с крошечными окошками и грязными, выгоревшими занавесками  вместо дверей. Яркие дамы в шелковых сари, на руках и ногах множество украшений. Другие спят прямо у дороги, моются в каких-то лужах. Много нищих ребятишек, чумазых с белозубыми улыбками. Некоторые , особенно у советского посольства, научились говорить по-русски «кусить хосю»
Огромные магазины с цветными рекламами, огнями, манящими витринами  и шумные грязные индийские рынки, где множество фруктов, арбузы огромных размеров до 30 кг. Мясо: буйволятина, свинина, козлятина. Всё усижено мухами. Продавцы любят смаковать   сырые свиные уши, при нас очищенные от волос.
Прилавков мало, в основном сидят на земле. По-английски никто не говорит, трудно понимать цены. Потом-то мы с легкостью будем говорить: барана, дарена, чарана, рупия, научимся говорить на бытовом уровне.
Школы для бедных прямо у дороги. Дети сидят на земле, что-то пишут.
За время работы мы посетили много городов, больших и маленьких. Всюду какой-то особый аромат Индии – пахнет сандалом, пряностями, травами..
  Мадрас, Дели, Калькутта, Агра (Ах! Этот Тадж Махал , отражающийся в воде в лунную ночь). Махабалепурами, куда можно было сбежать от Мадрасской жары и поплавать в океане. Нейвели, где мы жили полгода практически на экваторе. Пондишери, город в котором школа йогов, и прямо на улицах они показывают свое искусство. Этот город еще хорош для нас тем, что в отличии от всего «сухого» штата «Мадрас» в нём можно было купить спиртное.
. Бенарес или Варанаси – город индийской старины, город 1000 храмов на р. Ганг – священное место. Множество паломников идут сюда днем и ночью, чтобы омыть ноги и напиться святой воды из этой очень грязной реки.
Одно из самых больших впечатлений – обряд сожжения индусов.
Существует ряд специально отведенных мест на набережной. Покойника приносят завернутым в покрывало (женщин в красном , мужчин – в белом) окунают в Ганг, кладут подсохнуть, затем складывают костер. Не буду описывать в подробностях, скажу только, что этот обряд не для слабонервных.

В Бенаресе мы любили бывать в волшебном ресторане « Кларк», где золотыми буквами на стене были написаны слова Жаклин Кеннеди, что лучшего ресторана в мире она не видела.


С сентября по март в Индии зима (+24-26) градусов. Ночью бедные индусы замерзают и натягивают на голову всё, что можно, а ноги остаются босые.
Июль-август – муссоны (дожди) На севере и в центре Индии жарко, но дышится  легко, даже если  44-46 градусов(в тени).
Индусы -  народ приветливый, улыбчивый, к русским очень хорошо относятся.
 Иногда нас приглашали в индийские семьи, в которых муж преподавал русский язык,  пили чай с молоком, ели всякую острую еду, муж успевал шепнуть: «вот это даже не пробуй»

Я тоже без дела не сидела. Помимо готовки, уборки пяти комнат коттеджа и вязания, обязательного для жен советских специалистов в те времена, у   меня был 1-й «А». Я учила двух мальчиков – Вову и Сашу. Каждый день в восемь утра я уже была на своей общественной работе. Сейчас этим мальчикам около 60 –ти лет. Как сложились их судьбы?  Вспоминают ли они когда-нибудь свою первую учительницу.

У индусов много разных праздников : праздник Шивы, огня, цвета и другие. Всё ярко, шумно, с ярмарками, песнями и танцами, катанием на слонах.
На дороге в город Мирзапур иногда стоял слон, перегораживая проезд. Он засовывал хобот в окно машины и требовал денег. Полученные рупии, он передавал  хозяину и пропускал машину.

В Индии очень много коров. Одна на двух жителей, а в Бенаресе – три на одного человека. Но их , конечно, не едят. Их трогать нельзя даже. На рынке она чего-то съедает у хозяина, он только руками на нее машет.
А у нас был случай. Корова все время съедала начинающие созревать около нашего коттеджа бананы . Мы с соседкой решили ее проучить, и стали хлестать ее прутами. Корова, не привыкшая к такому обращению, кинулась на забор с шипами,  повисла на нем, стала жутко мычать, вот-вот издохнет. Дело запахло нашей отправкой в Союз в 24 часа. Мы подлезли под эту тушу, тощую, но довольно весомую, и кое-как перекинули ее на дорогу. Бананов со своего участка мы так и не поели.

Повидали мы и змей, и скорпионов, и ядовитых ящериц, и массу мошкары, больших и малых муравьев – всё это вползало и влетало в наши дома, но несмотря ни на какие неудобства, эта фантастическая страна запомнилась на всю жизнь, как запоминается первое свидание и первая любовь.