Турецкий вопрос

Геннадий Юдин
В начале девяностых, когда начался развал страны, был развален и Аэрофлот, громаднейшая и единственная государственная авиакомпания в нашей стране на то время. И появилось множество авиакомпаний. И каждая авиакомпания начала выживать в этом диком бардаке как может. А поскольку внутри страны заработать стало крайне тяжело, то некоторые авиакомпании начали заключать контракты и отправлять самолёты и экипажи за рубеж, в основном в Турцию, Иран, Индию.
Вот и наша авиакомпания отправила самолёты и экипажи в Турцию, работать под флагом турецкой авиакомпании Green Air.
Вспоминая, как всё это происходило, удивляюсь, как в таком бардаке и при такой отвратительной организации полётов руководством компании не произошло никаких неприятностей. Экипаж, улетая в командировку, не знал практически ничего об условиях размещения в гостинице, о медицинской страховке и обслуживании, как летать и как отдыхать. Кому подчиняться и с кем решать возникшие проблемы. Поэтому, конечно, возникали всякого рода коллизии. Иногда смешные, иногда не очень. Вот один из таких случаев при полёте в Англию нашего Ту-154.

Случай первый – взятка мороженым
Прилетели из Стамбула в Хитроу, высадили пассажиров, в кабину зашёл представитель Green Air, радостно улыбается, обнимается, угощает экипаж мороженым.
Командир, глядя на эту радостную встречу, насторожился и высказал мнение, что, наверное, готовится какая-то турецкая пакость.
Он угадал.
Оказывается, надо взять на борт восемь пассажиров сверх 158 кресел имеющихся в самолёте.
Командир поинтересовался, а где же они будут сидеть?
Наша турецкая проводница радостно сообщила, что поскольку они всё время обслуживают пассажиров, то они посидят на местах проводников.
Тогда капитан спросил, а во время посадки проводники лягут на пол и привяжутся верёвочкой к полу?
А ежели кто ударится и пострадает от толчка во время посадки, он, командир, должен будет платить пострадавшим компенсацию?
Турецкий представитель и проводница, радостно улыбаясь, кинулись объяснять, что никто не пострадает, всё будет просто хорошо и замечательно.
Задумчиво глядя на тающее мороженное, командир высказал мысль в слух – это что, он за какое-то мороженное должен идти на нарушение правил полётов?
Представитель быстро выскочил из кабины, и торжественно вернулся с бутылкой виски.
Командиру уже надоел этот балаган, и он попросил меня узнать у турка, сколько стоит билет Хитроу - Стамбул.
Наш улыбчивый представитель аж поперхнулся. Конечно, поперхнёшься, билет четыреста баксов. Восемь неучтённых пассажиров…
Забыл сказать, всё это время в кабине находился супервайзер аэропорта Хитроу, чистокровный рыжий англичанин, который с интересом наблюдал всю эту интермедию и не вмешивался ни во что.
Капитан повернулся к нему и объяснил, что на борту могут находиться только пассажиры по своим билетам и местам, строго в соответствии с количеством кресел, никто из пассажиров не должен сидеть на местах бортпроводников или лежать на полу.
Англичанин расхохотался, пожал нам руки и попросил представителя увести лишних пассажиров. Лишних пассажиров увели, второй пилот вышел, проверил салон, документы оформили, супервайзер ещё раз забежал в кабину пожать руки и показать большой палец – молодцы! И мы порулили на взлёт…

Нарушители и штрафные санкции
Сижу в штурманской лётного отряда, проверяю лётные задания. Заходит командир эскадрильи и начинает «радовать». Вот, турки прислали письмо, что наш экипаж в Амстердаме нарушил ограничения по шуму на взлёте и надо разобраться.
Почитал телеграмму, поинтересовался, а где сообщение из Амстердама, с расшифровкой показаний мониторов? Где претензия аэропорта Амстердам?
Комэска почесал затылок и заявил, что это всё, что есть.
Так это всё мусор – выкинь в корзину.
Как же, выкинь, генеральный приказал разобраться! Турки заявили, что не будут платить за рейс и все расходы на нашей компании.
Ну, тогда надо задание на полёт, все документы по рейсу и расшифровка, а также командировка в Стамбул и разбор всего этого дерьма на месте. Кстати, пусть экипаж объяснительные напишет, что было, чего не было.
Всё равно, пошли к гендиректору, объяснишь ситуацию.
В общем, через пару дней заходим в офис Green Air в Стамбуле.
Традиционное турецкое гостеприимство – чай, кофе.
Не откажемся.
Попили кофейку, поулыбались друг дружке, всё так мило и дружелюбно.
Ну, мы всё-таки по делу.
Вот от вашей компании претензия к нашему экипажу, нарушение по уровню шума в Амстердаме.
Ой, да что вы, ничего серьёзного, не надо экипаж наказывать.
Да вы понимаете, нам сначала надо разобраться, что произошло, а уж потом решим, что с экипажем делать.
В общем, просим предоставить претензию властей аэропорта Амстердам, где написано, где, когда, как и кто нарушил покой мирных голландцев.
Да что вы, что вы,какие пустяки, ничего не надо, мы уже и забыли про это нарушение.
Нет, нет, несите, несите это ужасное письмо. Мы очень в нём нуждаемся, наш генеральный директор нас ругать будет.
В общем, через час поисков, выяснилось, что письма нет, совсем нет.
Какой пассаж!
Так вы нам тогда напишите письмо, что это всё какое-то трагическое недоразумение, и ничего такого не было.
 Да зачем вам это письмо! И так понятно!
Что вы, что вы, нам же генеральному директору надо письмо, какое никакое показать, он нам просто так не поверит.
Ой, да ведь обед уже, гости дорогие, вы же голодные, давайте пообедаем!
Давайте, мы действительно проголодались.
В общем, съездили в ресторан, пообедали.
Турки почему-то решили, что мы забыли про письмо. Пришлось напомнить. В итоге получили письмо, что ошибка вышла, не наш это экипаж и не в Амстердаме. И претензий никаких к нашей авиакомпании нет.
На прощание обнимались как армянские родственники. Мир, дружба, жвачка и взаимопонимание между народами.

Опять двадцать пять
Через месяц ситуация повторилась.
Заходит комэска в штурманскую со словами: турецкий ребус пришёл, генеральный дал команду, ехать с тобой, к туркам на разборку.
Вот тебе раз, а что на этот раз?
Задержка рейса в Амстердаме по вине экипажа.
Минуточку, минуточку, а когда это произошло?
Да неделю назад!
О как здорово! Задание уже посмотрел?
Ещё не успел.
Я тебя порадую, на этом рейсе я был.
О как! И что же там было?
Турецкие бортпроводники в нарушение приказа командира, ушли во фри-шоп, из-за них и задержка получилась.
Голландский супервайзер с удивлением наблюдал как проводники покинули борт самолета, не смотря на указание капитана. Даже спросил – почему, как так? Объяснили ему: экипаж – русский, работает по фрахту, а турецкие бортпроводники не понимают, что такое дисциплина и порядок на борту.
Поэтому супервайзер с удовольствием всё это записал в задании на полёт, по наше просьбе, и заверил подписью и печатью. Так что пошли, задание из архива возьмём.
Ну и хорошо. Завтра в Стамбул и полетим.

Утром, в офисе Green Air горячая встреча.
Причём, увидев мою физиономию, турки почему-то сразу замахали руками и начали говорить: no problem, sir, all ok, sir, no claims, sir!
Слушай, как ты им понравился, просто неотразимчик какой-то – рассмеялся комэска.
Картина повторилась, но по слегка укороченному сценарию.
Чай, кофе. Краткие поиски старшего менеджера, имеющего полномочия для решения сложных вопросов, торжественный обед и составление письма, что это не мы и не в то время.
Получив письмо, отправились на отдых в отель, нам ещё сегодня ночью в Гатвик лететь.