Верность Умки

Димитрий Крылов
Некоторые считают, что чувства у людей могут кончиться. У собак они не заканчиваются никогда. Автор.


Глафира Матвеевна была невысокой сухонькой, но еще очень подвижной старушкой. Правда 97 лет от роду и одинокой, но одиночество ее не угнетало. Муж погиб подо Ржевом в войну, а больше она замуж так и не вышла, хоть и звали неоднократно. Своих детей у Матвеевны не случилось, а детдомам она не доверяла. Вполне искренне полагая, что задача любого детдома – сломать психику маленького человека. А положить жизнь на исправление чужой психика она оказалась не готова.

Нельзя сказать, что ее жизнь протекала в одиночестве. Всю свою нерастраченную любовь и нежность она отдавала своим собакам. В жизни Глафиры Матвеевны  их было цельных шесть. Последняя ее собака,  белый кабель Умка,  был обычной дворнягой уже 8 лет от роду. «Общительный» до безумия. Матвеевна сначала пыталась с этим бороться, но со временем с его собачьими «романами» примирилась. Тем более этот белый клубок шерсти всегда ночевал дома, свернувшись на коврике у кровати старушки. Мыть его и расчесывать стало для хозяйки целым ритуалом.  Как и ежедневные разговоры перед прогулкой. Старушка теперь ходила в зависимости от времени года в двух вариантах обуви. Зимой в валенках. А все остальное время в давно вышедших из моды сапожках или просто в галошах.

И вот садясь в прихожей обуваться, Матвеевна обычно выговаривала своему любимцу: «Ну вот сейчас пойдем, погуляем Ирод ты мой пушистый, побегаешь хоть вволю. А потом я тебя по твоим собачьим амурам до обеда отпущу. Но к обеду жду. Даже чуть раньше. Нам ведь еще в булочную. Любишь ведь ты Ирод крендельки с маком. Так свежих прикупить надо.» А Ирод у нее выходило с такой лаской в голосе, что пес понимал – его Хозяйка вовсе не ругается, скорее хвалит. И кобель возвращал внимание сторицей, беззаветно любя свою хозяйку и ходя за ней  по пятам безо всяких поводков и намордников.


Поэтому то, что случилось, трудно было ожидать. Старушка в светлое время суток возвращалась домой с булочной, что была через дорогу. Маршрут был выверенный, можно сказать ежедневный. Умка всегда сопровождал хозяйку и терпеливо ждал ее выхода из булочной, сев на землю недалеко от дверей. И другим ходить не мешает и зорко следит за выходом. Вот его хозяйка вышла и неспешно двинулась в сторону пешеходного перехода. Умка затрусил следом. То, что потом случилось, его собачья душа так и не смогла понять. И потерял ведь ее из вида всего на мгновение, а будто жизнь собачья его в этот миг и кончилась.
 
На дороге Глафиру Матвеевну сбила легковая машина. Старушка отдала Богу душу прямо на месте. Виновник сего смертоубойства с места скрылся и его так и не нашли. Камер наблюдения поблизости не было, а немногочисленные свидетели номер толком не запомнили. Старушку увезли, а пес остался ждать ее возвращения. Жизнь собак всегда подчиняется инстинктам. Инстинкт же в этой ситуации требовал от пса замереть в ожидании Хозяйки, которая за ним обязательно вернется. Надо просто подождать.   Вот это было понятно и привычно и предопределило все дальнейшее течение жизни верного животного.

 Теперь на обочине той дороги Умка сидел каждый день несколько лет, пока не помер. Надо думать от тоски. Его подкармливали, пытались забрать к себе жить. Он отбегал в сторону, заливаясь возмущенным лаем, а когда люди расходились, всегда возвращался на свое место на обочине. Ложился на землю, клал лобастую голову на передние лапы и ждал хозяйку. Ежедневно. Собаки ведь не люди, они любят Хозяина просто потому,  что Он у них есть, для любви собакам не нужны обстоятельства. А раз Хозяин есть, значит, вернётся и не бросит. И поэтому у собак верность – она навсегда.

а в качестве иллюстрации всего этого картинка работы моего брата казака, Константина Викторовича Степанова. За что автор ему безмерно благодарен.