Генетический банк - клад для селекционера

Андрей Бухаров
Генетический банк — клад для селекционера.

Ядро коллекции находится в хранилище НПЦ по земледелию в Жодино. Генетический резерв лесных растений с начала века формировали коллективы ученых-селекционеров Института леса НАН Беларуси. По числу образцов и их разнообразию Беларусь вошла в тройку лидеров среди стран СНГ. А сама коллекция фонда сегодня имеет статус национального достояния.
В хранилище генетического банка лесных растений, расположенном в Институте леса НАН Беларуси, семена растений готовятся к путешествию во времени: многие из них будут извлечены из холодильных камер и посеяны лишь через десятки лет. Немало коллекционных образцов хранится в генетическом резерве Института леса краткосрочно, в рабочей обстановке. Это семена, с которыми ученые ведут текущие исследования, либо только что поступившие экземпляры.

— Над созданием генетического резерва лесных древесных и кустарниковых видов на протяжении десятилетий трудились целые поколения селекционеров, — рассказывает директор Института леса НАН Беларуси Александр Ковалевич. — Благодаря коллективным усилиям наших ученых сегодня Институт леса НАН Беларуси имеет самую обширную на территории СНГ коллекцию культур клеток лесных растений, которая включает более 80 клоновых форм 24 видов древесных и кустарниковых растений.

Сегодня учеными Института леса НАН Беларуси созданы генетические культуры для изу­чения географической изменчивости, испытательные культуры для изучения наследственных свойств отобранных плюсовых деревьев и насаждений. На участках испытательных культур площадью 71,3 га проходят проверку почти 1340 таких деревьев, а всего на селекционных участках изучается около 30 тысяч растений из 74 лесхозов. Учеными отобраны настоящие элитные деревья. Сегодня на основании всех этих исследований они завершают создание лесосеменных плантаций второго поколения.


В результате реализации мероприятий по сохранению генофонда лесов было выделено и паспортизировано 17 лесных генетических резерватов на площади 4828 га. В их составе ученые берегут наиболее ценные в генетико-селекционном отношении популяции сосны обыкновенной, ели европейской, дуба черешчатого и ясеня обыкновенного. Для сохранения селекционного фонда плюсовых деревьев на площади 23,9 га созданы архивы клонов, в которых представлено 502 клона плюсовых деревьев.

По словам специалистов, реализация мероприятий по сохранению генетических ресурсов основных лесообразующих пород позволила начиная с 2000 г. увеличить площади создаваемых лесных культур селекционным материалом на 60 %. В настоящее время все лесохозяйственные учреж­дения Минлесхоза перешли на использование селекционного материала при посеве и посадке леса.
Так, коллекции семян плюсовых деревьев и насаждений и ДНК-банк лесных древесных видов, которые сохраняют, поддерживают и пополняют ученые Института леса НАН Беларуси, не только гарантия сохранения биоразнообразия для последующих поколений, их активно используют ученые для текущих исследований.

— Один из перспективных проектов — получение березы со сниженным уровнем синтеза лигнина — вещества, которое придает древесине прочность, но при этом сдерживает рост, — приводит пример Александр Иванович. — С меньшим содержанием лигнина деревья растут быстрее, кроме того, их древесина является более удобным сырьем для целлюлозно-бумажной промышленности, так как требуется меньше затрат на очистку целлюлозных волокон.

Сейчас гомельские ученые работают над поиском деревьев, имеющих модификации этого вещества, чтобы упростить процесс его расщепления без ущерба прочностным характеристикам древесины. При этом такие изменения никак не долж­ны повлиять на здоровье и рост дерева. Еще один уникальный эксперимент: ввести в дерево ген устойчивости к радиации, чтобы получать на загрязненных территориях чистую древесину. Но это пока «бумажная» разработка. А вот клонирование растений — уже многолетняя реальность. Селекция сегодня проходит на уровне клетки. По подсчетам генных инженеров, из одного древесного листочка за год можно вырастить более 10 тысяч небольших саженцев. Кстати, клонирование позволяет без вмешательства в генный мир производить отбор и «закалять» растение на клеточном уровне. Так селекция ускоряется на десятилетия. Раньше биологам необходимо было ждать не один год, чтобы выяснить, как будут вести себя экспериментальные деревья в условиях загазованности, засухи, повышенной солености в придорожной полосе. Теперь такой «экзамен» проводят для клеток.

Сегодня сохранностью генетических ресурсов озабочена вся мировая наука. Беларусь стала членом европейского генетического банка AEGIS, налажен обмен с международными научными центрами. Сегодня наша страна участвует в совместной европейской программе генетических ресурсов растений ECPGR, которая открывает оте
               
Телефоны редакции: +375 17 365-47-01, 365-48-01.
Адрес редакции: 220121, г. Минск, ул. Матусевича, 23.РУП "Белорусская лесная газета" © 2018. Все права защищены