Зверёк

Владимир Тунгусов
    У меня был друг,  который  почти профессионально занимался кино и фотографией, по специальности он был шофёр и работал на автомобиле в какой то строительной организации. До перестройки оставалось не так много времени, но уже чувствовался всеобщий развал, пустовали многие производственные помещения. В одном из таких зданий с пустующими помещениями, ему разрешили устроить кино-фото мастерскую, я даже как-то посетил её, в своё свободное время.


   Он действительно хорошо фотографировал и даже снимал фильмы на чёрно-белую  плёнку 16 мм, я снимал на любую плёнку 8 мм. Фотографией с ним мы занимались по-разному, я старался поймать и зафиксировать интересный момент, но не всегда это получалось, а хорошо проявить плёнку и качественно напечатать фотографии, не получалось никогда. В отличие от меня Сергей, так звали моего друга, делал всё качественно, у меня даже сохранились три фотографии одного памятника, других его снимков я или не видел или просто забыл.


    Когда-то мы вместе защищали диплом в автодорожном техникуме, он учился на вечернем отделении, а я на заочном, по одной специальности  «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей».   Вся жизнь Сергея была связана с автомобилями, можно сказать он всё своё детство провёл в кабине грузовика, отец работавший шофёром, брал его с собой, когда ребёнка не с кем было оставить. Жизнь без автомобиля мой друг, представить себе не мог.


     В отличие от него, меня не очень тянуло к автотранспорту, я видел все недостатки в организации его работы, и как никто другой понимал, что исправить эти недостатки не под силу не только мне, но и целой стране. Мои сокурсники, родились в этом неустроенном мире, плохих гаражей с отсутствием нужных запчастей и инструментов, которые, если и были, быстро приходили в негодность в кривых руках плохих автослесарей.


   Само устройство автомобиля довольно сложное, и решить проблему его обслуживания и ремонта, не так просто. Это я понял ещё во время своей службы в армии, которую проходил далеко от дома, в большой авторемонтной мастерской, больше похожей на целый завод. Из меня бы получился хороший механик, по ремонту чего угодно, но после рассказов моих товарищей о ремонте автомобилей, заниматься этим мне уже не хотелось.


     Мы с Сергеем, отлично защитились, получили свои красные дипломы, он продолжил и дальше крутить рулевое колесо, а я поступил в политехнический институт и сделал три попытки его окончить. Легко проучился пару лет, но оставил эту затею по двум причинам, постоянно болела жена, а мои двое детей и кооперативная квартира требовали вложения не малых денежных средств. Вторая причина была в том, что, уже работая конструктором, я не видел смысла получения второго диплома. Знаний у меня хватало, я постоянно их пополнял, сохраняя привычку заочного обучения, а стать руководителем я просто не хотел.


     Свою дружбу с Сергеем мы оба хотели продолжить, но наши жёны, были очень заносчивы, казалось бы, простые девчонки были в молодости, а выросли ни дать ни взять, английские королевы. Вы можете представить себе, существование и общение двух английских королев одновременно? Наши дороги, определяемые нашими королевами стали расходиться, хорошо ещё, что не резко, а медленно, как в море корабли. Иногда мы случайно встречались, даже интересно общались, как правило, он заезжал ко мне, его королева была более воинственная.


   Однажды он приехал ко мне со своим другом и предложил поехать в  «Дом учёных» Академгородка,  В нашем городе столько много учёных, что пришлось открыть второй «Дом учёных». Одни учёные работали в ВУЗах нашего города, а другие в Академических НИИ, этим другим, не хотелось ради культурного общения ездить далеко.  Моему другу захотелось присутствовать на показе не коммерческих кинофильмов с какого-то московского кинофестиваля, ему так же хотелось узнать моё мнение об этих фильмах. Я не заставил себя долго ждать, так мы оказались в маленьком помещении, смежным со столовой для учёных.


     Мы немного опоздали, но этого никто не заметил. Показ вела одна женщина средних лет, с расплывшейся фигурой и не прибранными длинными волосами, которые казались ещё и немытыми. Она сопровождала показ, своими комментариями, о ценности которых сегодня мне трудно судить, прошло много времени, к тому же, её затрапезный вид, сводил всю ценность на нет.


    Как мне объяснил мой друг, по дороге, на этот показ, не коммерческие фильмы, порой снимают известные режиссёры по своему усмотрению, на свои деньги. Этим они ничем не отличаются от любителей, только уровень их произведений гораздо выше, а профессиональные продюсеры не желают участвовать в таких авантюрах. Режиссёры народ не бедный, и могут себе это позволить, но это было тогда, когда видео камеры были  дорогой редкостью. Мы смотрели трижды переписанные копии, на видеомагнитофоне, с довольно большим экраном монитора.


    Фильмов, мы посмотрели, сколько успели, они были разные, как по национальным, так и по эмоциональным признакам, были страшилки с элементами современных увлечений. Был даже один короткометражный фильм с философским уклоном, содержание которого я запомнил надолго. Вот о его содержании, и моём впечатлении, оставшемся от его просмотра, я и хочу рассказать. Мне кажется, это будет интересным, потому, что я долго искал его копию в интернете и ничего не нашёл, значит не могу сделать ссылку, ни на кого кроме себя.


    О чём или о ком этот фильм, читатель может понять сам, если мой пересказ окажется довольно подробным, соглашаться с моими рассуждениями о ценности и моральных выводах сделанных мной совершенно не обязательно. Пусть каждый человек решит сам, для себя, как оценить, не мои взгляды, на этот фильм, а только на то, как я его сумел, или не сумел описать словами.


   В этом фильме три героя, и только один из них живой, да и то не человек, а зверёк. Поэтому я так и назвал свой рассказ, - «Зверёк», можно было назвать его как-то по-другому, более точно, но было бы длинно и слишком умно. Например, недавно мне пришлось писать сочинение, помогая внучке, по произведению А. С. Пушкина, - «Метель». В этом от части «своём» школьном сочинении, я написал, что главным героем является метель, без неё, не было бы приключений остальных героев. Всем понятно, что я не Пушкин, зря почём умничать не буду, мне скромность не позволяет.


   Зверёк был мне не знаком, но точно из грызунов, если так можно сказать: «По специальности». Его мордочки, так точно можно сказать, было не понять, а по спине с коротким мехом, нельзя было понять вообще, что это за зверёк, да и не в этом суть. Всё действие этого фильма разворачивалось на фоне решётки какой-то клетки. Камера, снимающая этот фильм, практически не двигалась. Зрителям  видно было, только зверька со спины, и довольно толстенькие прожилины деревянной решётки. Прожилины стояли, как столбики, совершенно вертикально, на небольшом расстоянии друг от друга.


    Бедный зверёк, попробовал сначала протиснуться между прожилин этой решётки, причём испытывая такую возможность, не только, в одном проёме. Сколько было проёмов, столько было и безрезультатных попыток. Сообразительный зверёк попробовал даже двумя своими лапками приподнять, каждую из шевелящихся прожилин, но и в этом занятии он не получил желаемого результата. Даже когда старался осуществить подъём с помощью своих острых зубов.


   Деревянные прожилины, были прочными, но острые зубы грызуна, легко в них впивались. На несколько секунд зверёк задумался, он как будто вспомнил, что он в принципе, - грызун, конечно, он не такой грызун как бобёр, но всё-таки, - грызун. Это примерно, как я не Пушкин, но пробую писать. Зверёк тоже стал пробовать перегрызть одну из прожилин, причём делал он это с умом. Зверёк стал перегрызать прожилину на уровне своей мордочки.


     Сообразительности этому зверьку отказать трудно, его решение, можно было обосновать только удобством, которое гарантировало ему быстрейшее перегрызание деревянной преграды. То есть, он выбрал самую производительную технологию, своего кратковременного занятия. Грызун – технолог, не просто тупо грыз деревянную прожилину, своими лапками он её ещё и поворачивал, время от времени.


     Сразу было видно, что ему не часто приходилось заниматься перегрызанием таких толстых деревянных конструкций, но он старался. В конце концов, зверьку удалось перегрызть, одну из прожилин, верхняя её часть  свободно и косо, упала на нижнюю часть. К великому счастью зверька, её можно было откинуть в сторону, что он и сделал, оставив на месте короткий заострённый нижний огрызок, который не помешал ему перепрыгнуть. Зверёк оказался не только старательным грызуном, но и отличным прыгуном. Зрители, в том числе и я, были восхищены стремлением к свободе,  обыкновенного зверька, он мог бы служить примером для каждого из нас, если бы фильм на этом и заканчивался, но …


   Но фильм на этом не закончился, он продолжился, только на несколько секунд. Ранее неподвижная камера, вдруг отъехала от клетки, и мы увидели всю картину происходящего, гораздо точнее, по смысловому её содержанию. Оказывается, у зверька было желание не вырваться на свободу, а наоборот попасть в клетку, там для него была приготовлена еда!


    Еда, так же как и метель у Пушкина была главным героем фильма, не надо сбрасывать со счетов и клетку, без неё тоже ничего бы не было, а того, кто это всё задумал и снимал?? Этот фильм поднимал сразу много вопросов, уже тогда, когда о перестройки ещё и не говорили и не думали, это было ещё при Л. И. Брежневе. Теперь же, когда мы пережили так называемую, - «перестройку», и  польстились на кусочек колбасы …


    Пусть каждый подумает, и сам для себя  окончит этот, мной только начатый, рассказ.