Магазин. Часть первая. Что это такое? черновик

Антон Болдаков 2
Предупреждение читателю!

Данная статья посвящена описанию работы и функционирования магазинов, и покажется совершенно неинтересной и скучной тем, что относится к категории покупателей.

Поэтому, если вы – посещаете магазин только ради покупок, то просим вас – не читать изложенное ниже. Оно представляет интерес только для продавцов, а не для гадов-покупателей.

Поэтому сразу предупреждаем – данный материал может показаться вам скучным и совершенно неинтересным. Если решите читать - то на свой страх и риск.

Вас официально предупредили.

Торговля существует очень давно, многие историки считают, что именно торговые отношения, пусть и далеко не такие, какими мы привыкли видеть их сейчас, положили основу человеческой цивилизации. Ибо, как ни крути, но сам принцип торговли совершенно необычен и нарушает многие законы Природы.

В древние времена наши с вами предки, выбравшись из морской глади на берег (автор статьи считает, что человек произошёл от обезьян ведущих водяной образ жизни), и, взяв в руки камни с «туебенями» (народ – это такое название дубинки в Белоруссии), начал радостно «набигать и ограблять» тех, кто оными девайсами не обладал. Так появилась война – а война:

«Война всегда – война. Ей трудно быть иною».
 
Строго говоря, война считается многими лишь продолжением борьбы за выживание, которая распространена в так называемом «животном» мире.

Вот почему торговля в этом плане абсолютно уникальна, ибо она основана не на насилии а на СДЕЛКЕ.

Принцип понятия «сделка» прост как закуска бомжа – у торговца есть товар. У вас есть то, что нужно торговцу.

Итог вы – обмениваетесь, безо всякого кровопролития (ну по крайней мере чисто теоретически).

По меркам Природы такое совершенно невероятно, ибо она привыкла только к принципам типа «дал по черепу дубиной – и всё забрал». Исключением, подтверждающим правило можно считать только так называемый «симбиоз». А основной принцип Природы – насилие, грубое насилие в отношении ближнего своего.
Торговля разрушила этот принцип навсегда, превратив его из закона поведения, в нарушение этого закона.

Можно уверенно говорить, что принципы торговли сформировались ещё в каменном веке и здорово подправили развитие человеческой цивилизации, в более привычное нам русло. Мы есть те, кто есть, во многом благодаря тому, что у нас есть привычка не отбирать силой а обмениваться.

Пробежимся по основным видам торгового эволюционного древа.

БАЗАР.
Базар является, вероятнее всего, самым первым видом массовой торговли, которую придумали люди. Принцип действия базара известен всем – в какое-то одно место сбегаются все, у кого есть что-то ненужное, но нет чего-то нужного. Затем вся эта толпа начинает меняться друг с другом всем, чем хочет. Наличие денег – необязательно. Даже на современных базарах можно иной раз «сторговаться задаром» произведя натуральный обмен.
 
Спецификой базара является то, что там нет такого понятия как специализация – человек сегодня может торговать одним товаром, а завтра – уже другим. Так же особой спецификой базара является и то, что там можно всласть поторговаться и получить значительную скидку, а при особо сильно «прокачанном» уровне «красноречия» - купить за бесценок.
 
Судя по всему, базары начинались в давние времена, когда одно племя пещерных людей уже было не в состоянии ограбить другое племя. Проще было прибежать и поторговаться с противником, получив от него всё что нужно без «порубиццо» и прочих пунктов брутального мордобоя.

По мере развития цивилизации – особенно животноводства и земледелия, базары приобрели менее хаотичный характер – например, они начали появляться в строго определённые дни – ну да, те самые «базарные дни» и в тех местах, куда могло прийти как можно больше народу – часто на перекрёстках дорог, для удобства покупателей и торговцев.
 
Несмотря на свою архаичность, базары существуют, и по сей день – самой известной модификацией оной торговой точки является фондовая биржа, суть работы которой ничем не отличается от работы базара. Тот же шум, крики, и торговля разными видами товара. Наиболее «кошерное» описание фондовой биржи можно найти в книге «Незнайка на Луне» Носова – по своей лаконичности и информативности описание биржи «горлодёриков» не имеет себе равных, по сей день.

РЫНОК.
Рынок является тем же базаром, но уже со своими «свистелками и кричалками» - в отличие от базара, рынок уже имеет более упорядоченный вид. Товар там продаётся в так называемых «торговых рядах» и аккуратно разбит по классификации. То есть – в ряду с мясом продаётся, как ни странно, мясо, а в ряду с тканями – ткани. Отсюда и поговорка: «Со свиным рылом, да в калашный ряд не лезут» - то есть нельзя лезть торговать свинятиной в ряды где торгуют тканями.

Данные торговые ряды впоследствии переродились в то, что мы называем – «торговые отделы магазинов». Название изменилось, но вот суть осталась та же.
Рынок появился тогда, когда появились деньги – то есть появился переход от бартерной торговли, к финансовой – появились деньги, которые приобрели ценность в глазах ВСЕГО населения. А там уже и начался переход от обмена товарами к обмену товара на деньги. Объясняется это тем, что базар, как ни крути – это стихийная торговля. А на рынках уже стали формироваться постоянные – «профессиональные торговцы» - купцы, торговцы, ростовщики. Так и началось формирование торговых гильдий, цехов и прочего, что стали поставлять товар покупателям уже на стабильной основе.

В России в 90-е рынки иногда достигали совершенно невероятного масштаба. Московские рынки славились своими невероятными размерами и уровнем обслуживания не только покупателей. Но и продавцов. До сих пор можно встретить байки о том, что на знаменитом «Черкизоне» продавцы могли жить ГОДАМИ, не покидая территорию, так там всё было обустроено для их личного счастья.

На рынке, как известно, торгуют всем и вся, отчего в 90-е годы в лексиконе России появилось несколько оскорбительное выражение «рыночник» - человек, что ради денег готов продать что угодно.

Современные рынки существуют, и по сей день, причём словосочетание «мировой рынок торговли» так и называется – рынок, ибо там торгуют ВСЕМ. Самым разным товаром.

ЯРМАРКА.
Ярмарка это тот-же рынок, только с «блэкджеком и шлю… простите – непотребными девушками». Своего рода ярмарку можно считать элитой торговли под открытым небом, ибо ярмарка предлагает своим посетителям не только товар, но и развлечения – а именно, «право-славные» столбы с яловыми сапогами и скоморохами. В США данный список дополнял «деревенский бурлеск» (более известный как «стриптиз») исполняемый девушками (которые сами по себе были товаром) и карточные игры. Впоследствии ярмарка сумела мутировать в так называемые «казино», где «блэкджек и шлю… непотребные женщины» - первостепенный (а зачастую единственный) вид ходового товара. Дамы, правда, как товар не предлагаются, но «из-под полы» в  любом казино можно снять хоть сотню, ибо проституция это как ни крути ТОЖЕ торговля.

У большинства населения «ярмарка» ассоциируется не сколько с торговлей, сколько с весельем. То есть это на ярмарку можно сходить не только за покупками, но и с целью отдохнуть, повеселиться и как следует отдохнуть.

Все вышеуказанные места торговли являются так называемыми «стихийными» - часто они появляются только в определённые дни недели или месяца. Кроме того торговля там часто тоже стихийная, и случай, когда вместо одного продавца появляется другой – вполне обычное и мирное дело.

Объяснение тут простое – все указанные выше торговые точки распространены преимущественно в сельской местности. Это накладывает определённый отпечаток на их функционирование, поскольку большая часть покупателей в деревнях, сёлах и фермах занята работами по дому или в поле, а на базар-рынок-ярмарку может вырваться только в выходные дни. Недаром «базарный день», «ярмарочный день» у нас ассоциируются с отдыхом.

Такое положение вполне обычно для сельской местности, однако как легко понять, для торговцев такое дело не «айс» ни с какой стороны, ибо лишает их значительной части прибыли. Поэтому само собой разумеющимся было появление так называемой «разносочной торговли».

КОРОБЕЙНИКИ.
Коробейники – это бродячие торговцы, что ходят по сёлам-фермам-деревням и предлагают товар, который, который носят с собой. Данную категорию торговцев хорошо описал Джеральд Даррел в книге «Моя семья и другие животные». Коробейники (или лоточники) живут по принципу – «если покупатель не идёт к торговцу, то торговец идёт к покупателю» и идут на покупателя с товаром наперевес.

Коробейники, как ни странно, широко распространены в США – там они называются «коммивояжёры» и спасу от них нет даже в самых тихих городах и деревушках. Впрочем, мало  найдётся народу, которые смотря американские фильмы-сериалы-мультфильмы, хотя бы раз не видели сценку, когда главному герою стучат в дверь «представители фирмы» и, сияя тысяче-ламповой улыбкой – «втюхивают» доверчивому американцу тонны совершенно ненужного тому товара.

В Европе такие личности тоже встречаются, хотя не в таком большом количестве: сказывается густота населения в городах и обилие торговых точек.
В России пик появления «коробейников» пришёлся на 90-е в годы, когда советская торговая система была разнесена в клочья, а российская ещё не наладилась. В те годы блуждающих по домам торговцев, что предлагали самый разный товар, можно было встретить даже у дверей особняков «новых русских». 

Кроме того «коробейники» занимались распространением всякой «интересной гадости» - типа «гербалайфа» или «волшебных таблеток из помёта беременного шамана лечащих от всех болезней». С развитием торговли и «этих ваших Интернетов» такие «коробейники» (то есть конкретно – те, что ходят по квартирам и предлагают всякие чудодейственные «припарки») начали вымирать, и сейчас занесены в Красную Книгу, как вид, который в скором времени может исчезнуть.

 В настоящее время «коробейники» встречаются в глубинке или «берут штурмом» средства массового передвижения потенциальных покупателей – эти ваши метро, электрички, поезда и прочие средства передвижения или места скопления народа ждущего этих средств.

Так-же «коробейниками» можно считать наших любимых почтальонов, которые часто растаскивают товары по домам пенсионеров – причём важно знать, что для почтальона это не просто «левая подработка» а вполне легальный вид торговли – товар он получает на почте, продаёт своим «клиентам», а не проданное (как правило) возвращает назад вместе с деньгами, вырученными за проданное. Поэтому не жмотьтесь покупать у почтальонов что-то.

ЛОТОЧНИК.
Наполовину вымерший тип торговца. От коробейника отличается тем, что не бегает по домам и квартирам, а ловит покупателей в местах их передвижения – то есть ставит свой скромный лоток там, где ходит множество народа и предлагает им свой сомнительный товар. Чаще всего встречаются в подземных переходах, в метро и прочих местах массового скопления народа.
 
Интересно, что количество лоточников является своего рода «лакмусовой бумажкой» благосостояния общества – чем хуже и хуже экономика и товарооборот, тем больше лоточников на улицах. В случае улучшения экономической системы – лоточники начинают «вымирать». Объясняется это просто – когда экономика государства не в силах удовлетворять потребности населения из-за разного рода проблем, то народ начинает покупать то, чего нет в магазинах у лоточников, что и порождает их появление. Также лоточники часто являются обычными людьми, что не профессионально занимаются торговлей, а просто пытаются заработать денег, чтобы выжить самим.
Как только условия жизни в государстве выравниваются настолько, что можно прожить и на зарплату, то лоточники немедленно идут работать, бросая свой бизнес. Да и люди, как правило, перестают покупать у них товары, поскольку куда проще купить то что нужно в ближайшем магазине.

Так что лоточники это не совсем профессиональные торговцы – это просто люди, которые пытаются подзаработать продавая разные товары.
Под лоточников обожают маскироваться всякие криминальные элементы типа наркоторговцев низшего звена (которые толкают наркоту уж совсем пробитым наркоманам) или «напёрсточники», которые ставят на свой стол с напёрстками пару недогрызенных крокодилами Чуковского галош, вешают на них ценник и под таким «прикрытием» «разводят на бабки» доверчивых людей.

ЛАВОЧНИК (Ларёчник).
Самый распространённый тип частного предпринимателя в истории человечества - торговец, который накопил денег на то, чтобы торговать уже не просто под открытым небом, а в специально сделанном для этих целей месте – лавке. Более модифицированная версия называется ларьком (от слова «ларь» - склад).

Лавка, это уже более серьёзное заведение, чем тот же побитый дождями и снегом лоток, ибо там товар прикрыт от непогоды и, как следствие, имеет более «товарный вид». Кроме того лавка уже гораздо более «стационарна» и никуда не девается на ночь. Переехать она может, но не быстро, поскольку количество товара хранящегося в ней часто нуждается в использовании гужевого транспорта или автомобиля.

Вероятнее всего лавки появились в крупных населённых пунктах – городках, сёлах и прочих местах компактного обитания людей. Это было вполне логично, кстати, ибо жителям города куда сложнее бегать за хлебом и капустой в деревню. Проще купить всё у разбившего своё «гнездо» под окнами вашего дома лавочника. Который, в свою очередь, покупает и доставляет всё из той-же деревни своими силами.

Именно это обстоятельство – то, что лавочник должен тратить свои силы, время и деньги на закупку, доставку и сортировку товара и влияет на такое явление как «рост цен». Все торговцы накручивают цены на покупаемые ими товары, чтобы компенсировать свои траты на хранение и сортировку товара (ну и что бы получить для себя лично прибыль). Вот почему в деревнях и сёлах продукты гораздо дешевле, чем в городе. Причём иногда настолько дешевле, что те из покупателей, что находят силы оторвать зад от стула и сгонять в ближайшее село, за продуктами, экономят серьёзные деньги. Но такое встречается редко.

Лавка – это просто склад из самого разного материала (от картонных коробок, до бронированной стали) внутри которой находится товар и продавец. Также в ЛЮБОЙ лавке есть витрина, на которой выложен товар, дабы покупатель мог выбрать себе товар по своему личному вкусу или вообще – просто увидеть, что сегодня есть в лавке, а что нет. Также в лавке присутствует и собственно продавец, который выдаёт или товар или зуботычины (последнее – частое явление, кстати) в обмен на деньги.

Несмотря на свою архаичность и вытеснение магазинами, лавки до сих пор не потеряли актуальности и скорее всего не выйдут из моды ещё очень долго.

Вышеописанные торговые места объединяет одна специфика – а именно – мобильность. Говоря грубо, лоточник и ларёчник, не говоря уж о коробейниках, при резкой нужде могут собрать свой товар и «мигрировать» на новое место (ларёчники могут перевезти свой ларёк).
 
С тем, что описано ниже такой фокус уже не «прокатит».

МАГАЗИН.
Магазин – это уже следующая эволюция лавки. В отличие от ларька, магазин обладает новой мутацией – а именно – торговым залом. Покупатель рассматривает вожделенный товар, уже не стоя на улице, а зайдя в сам магазин, под крышу.

Само название «магазин», как считают историки, идёт от названия военных складов «магазинов», закупавших для военных провизию у местного населения. Население продавало товары военным интендантам, а те уже снабжали армию этими товарами, обеспечивая относительный порядок в таком явлении как «снабжение».

В отличие от ларьков, у магазинов есть очень интересное нововведение – так называемые «отделы», в которых товар сортируется согласно своей «видовой принадлежности». То есть в одном отделе продаётся один товар, а в другом – другой.

Так же магазин, по своей сути является домом, а значит снабжён всеми «плюшками» цивилизации – канализацией, светом, кондиционерами, а в последнее время и этими вашими Интернетами. В переводе на «человечачий язык» это значит что в магазинах есть все условия для долгого хранения товаров – холодильники, склады и пр, значительно повышающие вероятность того, что покупатель уйдёт или уползёт (последнее актуально для вино-водочных магазинов) вполне счастливым.

СУПЕРМАРКЕТ.
Супер-рынок – собственно тот  же самый базар, под крышей, главная же его особенность в том, что покупатель выбирает и забирает товар сам, а не стоит в очереди. То бишь гуляет со специальной тележкой по магазину, задумчиво перебирая товар и складывая в упомянутую телегу то, что больше по вкусу придётся, а потом подкатывает к кассе и отбивает товар у кассира. От магазина супермаркет отличается главным образом тем, что покупатель там сам берёт товар с полки и тащит его к кассе – в магазине это делает продавец. Так-же супермаркеты – это огромные комплексы, которыми часто владеет не один человек, а корпорация или компания (для более точной информации отправляем читателей в книгу «Незнайка на Луне» в  главу «Большой Бредлам» - там принцип корпораций и «совета директоров», описан простым и вполне понятным языком). Обычному частному предпринимателю настоящий супермаркет просто не потянуть. Супермаркеты – природные враги обычных магазинов, поскольку там частенько есть такое явление как «скидка» - то есть сильно залежавшийся товар продаётся с весьма даже серьёзной скидкой, чего не каждый магазин себе может позволить.

Почти все супермаркеты объединены в единую торговую сеть и подчиняются торговой политике своих «бредламов» (советов директоров).
Так-же супермаркеты породили особую касту преступников, что специализируется на воровстве из супермаркетов разных полезных (и не очень) вещей. 

ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР.
Хтонический центр торговли, поражающий воображение жалких человечишек своим во-истину монструозным размахом. Элита торговых заведений на момент написания этих строк (2018 год) по всему миру. От всех этих ваших ничтожных магазинов и суперпмаркетов отличается прежде всего размерами. Если магазинчик часто ютится на первом этаже жилого дома, а супермаркет занимает первые этажи всего дома, то торговый центр занимает ВЕСЬ дом. А чаще всего под него строится отдельное строение – огромное здание, со своими «свистелками и перде»… (пардон) кричалками», а так-же «блэкджеклм и шлю… простите – «непотребными девушками». В общем, это не просто магазин, а целый город в миниатюре, где можно купить всё, или провести время на выходных со своей семьёй.

Недаром в фильмах о Зомби-апокалипсисах, когда на мир обрушиваются толпы жизнерадостных зомби, выжившие домохозяйки и юристы, часто прячутся в торговых центрах и живут там долго и счастливо, ибо такие торговые точки рассчитаны на обслуживание тысяч людей, а соответственно и количество товара там такое-же.

Торговые центры принадлежат только очень мощным «купеческим гильдиям», кои могут себе позволить не только весь этот праздник жизни, но и способны компенсировать потери от него, если народ, по каким-то причинам, не станет ходить в него.

Супермаркеты и торговые центры считаются своего рода «лакмусовой бумажкой», демонстрирующей уровень финансового развития населения. Если население начинает жить нормально (вопреки всему что пишут СМИ), то начинается появление упомянутых торговых мест – строятся супермаркеты и торговые заведения. Если же уровень финансового благосостояния резко падает, то и супермаркеты и торговые центры закрываются или, как вариант, оптово «сдаются в найм».

ПОЧТОВЫЕ РАССЫЛКИ.

С распространением почты, а так же упорядочивания рассылок корреспонденции, появился несколько необычный вид торговли –  торговля по каталогам.

Суть проста и известна всем – привозится каталог с описанием того или иного товара, покупатель выбирает оный и заказывает через почту, оплачивая прибывший товар прямо там-же. Данный способ торговли очень сильно распространён в сельской местности и чаще всего касается такого товара, который в лавки-магазины привозится нечасто или в строго определённое время – семена растений, электроника или книги. Впоследствии этот способ торговли проник и в сами магазины – фирма-производитель привозит каталоги со своими товарами и, исходя их ценовой политики, магазины выбирают товар и делают заказ.


ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН.


С распространением этих ваших Интернетов, магазинный сервис проник и в них. Правда стоит особо уточнить, что Интернет магазин это вам отнюдь не простой магазинчик – у него есть свои особенности, которые делают его весьма интересным местом.
По своей сути Интернет-магазин – это обычный склад, где навален хаотично, товар, коий всякие продвинутые пользователи Всемирной Сети могут заказать, не отрывая своего накачан-ного гамбургерами зада от дивана, через Сеть.

По сути дела Интернет-магазины – эволюция почтовых рассылок – причём весьма даже удобная – ибо как ни крути, но это в прямом смысле слова возможность приобрести товар не выходя из дома – его доставят вам на порог вашей уютной квартирки мрачные курьеры,  со стоптанными до зада ногами. Оплату можно провести даже не наличными деньгами, а через тот же Интернет – при помощи безналичного расчёта.

Удобно!

Основной минус почтовых рассылок и Интернет-магазинов в том, что вы покупаете, в прямом смысле слова, «кота в мешке». В магазине вы имеете возможность подойти к товару и потрогав его своими потными лапками, осмотреть со всех сторон и (при определённых условиях) даже посмотреть на него в действии. В случае покупки товара в Интернет-магазине вы такой возможности лишены и вам остаётся довериться только «честному слову» продавца. А это риск, и риск весьма немалый.
Конечно, говоря очень логически, вы можете сдать неработающий товар по гарантии, но гарантия – это то ещё дело… Правила гарантийного обслуживания имеют свои скрытые «подводные камни».

Все эти разновидности торговых точек очень важны для современного общества. Торговые сети обеспечивают простых людей товарами повседневного потребления и, что гораздо важнее с точки зрения государства – платят налоги с товарооборота. Причём солидные.
 
А вот что внутри магазинов? Вот тут, дорогие мои читатели, вас ждёт немало интересного…