Сестры

Наталья Еремеева
Галина.

У моей подружки Тани Федотовой умер брат.  У красавца Сашки, предмета обожания моих одноклассниц, остановилось сердце. Жил он во Владивостоке.  Был военным моряком. И потому на девятый день после смерти его корабль ушел в море, чтобы спустить на воду венки памяти – таков морской обычай.  Татьяна же по обычаю крестьян собрала в своем доме поминки.

На них я впервые   увидела ее двоюродного брата Попова Виктора. Нет, ребенком я его знала, он жил  наискосок от школы, а вот таким взрослым и шикарным мужиком не встречала. Как же удивительно приятно было слышать от него о так называемой дружбе с нашим отцом, Илларионом Михайловичем Еремеевым. С его слов они не раз играли в городки на спортивной площадке клуба. И часто с ним была «сын Верка».  Фраза «сын Верка» удивила меня.  Я думала, что об этом знали только в нашей семье.
 
Вспомнил он и про Галину. Рассказал, что еще во время учебы  в школе во Дворце алюминиевого завода проходил конкурс художественной самодеятельности. И наша Галя плясала на сцене Дворца в составе танцевального ансамбля Дома пионеров. А он сидел среди мальчишек на одном из балконов театрального зала и с гордостью за одноклассницу наблюдал за сценой. После концерта Галя целую неделю была героиней в школе. О ней шептались на переменах, на нее  смотрели с восхищением и завистью.

С чем-то подобным столкнулась и я. На третьем курсе СМИ в кафе на 30-ом квартале мы гуляли свадьбу Нади, самой красивой девчонки нашей группы (ЭПА), и парня Сергея из группы горняков. Я была на ней тамадой и взяла с собой Галину. Когда знакомила сестру  со своими однокурсниками, они не проявили никого интереса, а воображуля Сашка Тресцов даже слегка поморщился. Но только стоило сестре под музыку  выйти в круг, их настроение изменилось. От кавалеров не было отбоя.

Учась в медицинском училище, Галина   проходила первую свою практику в больнице. После окончания которой  получила деньги. Сколько не знаю, и что она купила  на них для себя,  не помню.  Мне  подарила очень шикарные замшевые босоножки  песочного цвета с красивой пряжкой, а младшей сестре Вере большую куклу Варю. У нее местами отклеились волосы, и запали глаза, но она в розовом кружевном платьице все еще живет в моем доме.

Галина, после конфликта с мамой, рано ушла из дома, перешла жить в общежитие училища. Из денег брала только половину того, что платили на нее и Веру после смерти отца. А, окончив учебу и получив диплом медсестры, работала в травмпункте 29-ой больницы. Это была хорошая практика. Помимо профессионального опыта, каждое общение с пьяным пострадавшим шло на пике адреналина.

 Через какое-то время сестра уехала в Белокуриху, где работала медсестрой в детском санатории. Мне нравилось бывать там. Очень красивое место. Галя будила меня в пять утра, попив баданового чаю из глиняных кружек, мы уходили в горы. Рано утром лесные тропинки были еще пусты, и можно было слышать пение птиц, а не голоса прогуливающихся курортников. Сестра тогда уже много курила, но во время утренних прогулок на сигареты было табу.

 Позднее, приехав  по путевке в     ставшую по-европейски цивильной  Белокуриху, я с удовольствием прошлась по  тем памятным тропам.

Но вдруг пришло письмо от сестры из Латвии. В очередной отпуск  поехала к ней Лиепаю. Эта поездка – одно из самых ярких моих воспоминаний. Я словно побывала за границей, которой Латвия стала гораздо позже, а в то время была Республикой Советского Союза. Узенькие улочки, мощенные брусчаткой, маленькие трамвайчики, не церкви, а костелы с органами и стерильная чистота кругом. Было лето, Лилепая утопал в зелени и цветах. Галина показала мне  город.

Меня поразило изобилие магазинов, где было огромное количество разнообразных продуктов и красивых вещей. Удивило, что у нового, еще не заселенного дома у же были цветущие клумбы, уютные лавочки и тротуары.

Галя уходила на фабрику около шести утра, так как в летний период весь коллектив отправляли в отпуск, а единственная оставшаяся смена начинала работать гораздо раньше.   Около четырнадцати часов она возвращалась в общежитие. на столе ее ждал готовый обед. Галина ругалась, что я много денег трачу на продукты,  мне же хотелось по-матерински ее накормить, и самой попробовать чего не ела ранее. Там я полюбила кальмары и морскую рыбу. А еще впервые в жизни  довелось готовить на газовой плите.
 
Мы подолгу гуляли по улочкам Лиепая и ездили в соседние города. Меня не покидало ощущение, что я нахожусь в сказках братьев Гримм.  Гуляя по берегу моря, искали в песке янтарь. И пару раз нам повезло. А то, что  шагаю по самому краюшку нашей страны, приводило меня в неописуемый восторг.
 
Галине нравилось там жить. Нравились латыши своей сдержанностью и способностью не лезть в душу к собеседнику.

Хорошо отдохнув и набравшись впечатлений я засобиралась домой.  Решила по пути заехать в Свердловск в гости к Вере. Они с Равилом жили еще у свекрови. Вера ждала Иринку. Она расцвела, похорошела. У нее была модная стрижка, которая ей очень шла. Сестра с мужем хвалились столицей Урала. Мы гуляли по ботаническому саду, побывали на месте, где когда-то стоял дом Ипатьева, и где был расстрелян со всей своей семьей последний русский царь. Борис Ельцин, будучи первым секретарем обкома партии, сравнял с землей это историческое для России здание. А еще вспоминаю посещение  кафе. Дорогая даже шикарная обстановка, притушенный свет и уют которого вызывали  трепет неуверенности, и только присутствие Веры и Равила спасло меня от бегства.

В Латвии я накупила всем подарки, среди которых был самый дорогой и тяжелый для мамы, это чайный сервиз. Теперь при изобилии наших магазинов это кажется смешным, но я тащила его с самого берега Балтийского моря в Сибирь с четырьмя пересадками в Риге, Москве, Свердловске и Омске.

Однажды из Лиепаи, ко дню моего рождения, от Галины пришла бандероль. А в ней массажная расческа. Я уже неделю пользовалась ею по назначению, как вдруг получаю письмо. Оказывается расческа – только футляр, а подарок в ней. Внимательно рассмотрев плотность резинки с шипами, увидела немного отклеенный  край, отогнула его и достала завернутое в бумажку золотое колечко в виде «поцелуйчика». Я его очень любила. Позднее передарила своей подросшей племяннице.

Потом Галина жила в Тюмени. Работала  в детском саду. И я отправляла ей в больших бумажных мешках игрушки и книжки для детей.

Потом была Находка.  Именно тогда наша связь оборвалась. Галина, помня детскую обиду, рвала письма матери. И однажды сестра получила письмо, конверт которого под давлением подписала  я. Приняв мой поступок за предательство, сестра вычеркнула  меня из своей жизни, и опять сменила адрес.

Мама через адресное бюро долго искала ее по всей стране. И нашла  в Калининграде. Вот так с берега Японского моря через весь Советский Союз она снова оказалась поближе к Балтийскому берегу.  В очередной отпуск мама купила путевку в этот город в надежде увидеть свою среднюю дочь, но примирение не состоялось.  На тот момент Галя все еще была одинока. Вот так есть сестра и нет ее.


Вера. 

А самая младшая из нас, Вера, родилась дома, прямо в руки отца. Скорая помощь просто опоздала с приездом - из  нашей Кульяновки ночами было сложно куда-либо дозвониться, да и дорога от «города» в поселок требовала времени. Мы с Галиной подглядывали за происходящим. Приехавшие врачи забрали маму и малышку, чтобы дать возможность отцу к их возвращению выбелить дом.
Патологий у новорожденной  не было. Наша младшенькая росла крепким и отчаянным ребенком. Мама к ее рождению уже разочаровалась и в Макаренко, и педагогике вообще. В  доме было много периодики, и среди нее кипы журналов «Семья и школа».  Его она выписала несколько лет подряд. Но, чтобы не было, а Вера выросла без моих комплексов. Рано начала заниматься спортом, стала мастером по подводному ориентированию. Много ездила по стране, была в Москве, в Сочи, во Владивостоке, Новосибирске…И везде занимала призовые места. Это было время коммунистов, потому все поездки осуществлялись за счет спортивного комитета, а не родителей, как в настоящее время.

Какое-то время мы жили с ней одни. Мама ушла с завода, где работала машинистом компрессорной станции, и устроилась на железную дорогу проводником. Она часто из-за поездок отсутствовала дома. Хоть я и  старше Веры на восемь лет, но по жизни  больше подчинялась и уступала ей.



 На очередных соревнованиях сестра познакомилась со своим будущем мужем. И в возрасте 18-ти лет, сразу после окончания техникума уехала к нему в Свердловск. Специальность, приобретенная в техникуме, не пригодилась, в городе Заречный нет железных дорог. Она до сих пор работает тренером по плаванию. Хорошим тренером. Долгое время занималась с детворой, а сейчас учит взрослых, которые по какой-то причине  либо не умеют плавать, либо боятся воды.   Слухом земля полнится, и люди выбирают для учебы Веру Илларионовну.

Сначала жили в общежитии и трудно. Потом сестра насмелилась и пошла на прием  к директору  станции, где работал муж. Вскоре им выделили первую двухкомнатную квартиру. Вера всегда умела добиваться своего.

 Прошло время. Выросли ее дети. У Ирины два высших образования: медицинское и юридическое. Она  успешно ведет собственный бизнес.  У Романа своя мастерская. Внуков пока нет, поэтому Вера с Равилом много ездят по миру. Живут в удовольствие. Ведь спортсмены особые люди, они могут трудиться, идут к своей цели и добиваются ее. Муж, ведущий инженер на атомной станции, умный, опытный и уважаемый специалист, награжденный многими правительственными наградами.

Я.

Я после десятилетки  по настоянию мамы,  пыталась поступить в техникум, но завалила экзамен по русскому. Может и к лучшему. В год окончания школы мы остались без отца и дома. Я пошла работать. Как несовершеннолетнюю и без специальности меня взяли на «Сантехлит» на полгода дворником. Потом перешла на Кузнецкую ТЭЦ в цех топливоподачи. В институт поступила через рабфак спустя четыре года.  По договоренности с подружкой подали заявление на ЭПА. Меня взяли как серьезную особу, как не как а депутат горсовета. Рождение сына раскрасило мир, и я вдруг  стала рифмовать.  По совету своего начальника, Сазонова Владимира Леонтьевича, взялась писать историю Кульяновки. Когда в газете «Кузнецкий рабочий»  появились мои первые публикации о поселке и его людях, они разлетелись по всей стране и попали  заграницу. А все потому, что бывшие кульяновцы разлетелись по миру.  Откуда только мне не звонили, чтобы сказать спасибо.  Ведь малая родина всегда живет в сердце человека, и является приятной темой для разговора при встрече.


*на фото сестры Еремеевы: я, Галина, Вера