Поездка в Беслан, 2014

Ирина Яненсон
    Думаю, моя поездка в Беслан никого особо не удивила. Стихи об этом теракте пишу давно, многое знаю и понимаю о произошедшем в бесланской школе, причём, как оказалось, чем больше узнаю; об этом, тем меньше понимаю… Но я же не занимаюсь политикой, меня, как поэтессу, интересуют люди, попавшие в экстремальные ситуации. Некоторые ситуации глубоко западают в душу и, и я начинаю чувствовать несчастных настолько сильно, что их трудная жизнь или страшная смерть становится моей личной болью, и меня одолевают тяжёлые сны. В случае с Бесланом произошло также, и мне давно хотелось поехать в Город Ангелов, то есть на кладбище, где похоронены погибшие в этом ужасном теракте.
    В Одноклассниках я познакомилась с жительницей Беслана Зариной, и она пригласила меня приехать. Правда, собиралась я ехать в октябре, но кое-что изменилось и я отправилась в Беслан в июле 2014 года.
    Сначала хотела лететь на самолёте, но потом передумала по ряду причин, в том числе и финансовых.
    Короче, в Беслан поехала на поезде. Конечно, решиться было немного страшновато, и меня тер-зали сомнения, но самые первые минуты в поезде развеяли мою нерешительность: вагон был полон маленьких детей, которых везли в Северную Осе-тию на лето к бабушкам и дедушкам.

    Беслан встретил меня хорошей погодой. Зарина тоже меня встретила, и мы решили пойти до дома пешком, чтобы я огляделась по сторонам. Мимо сгоревшей в теракте школы тоже прошли, но заходить туда я сразу не стала, была с чемоданом и, возможно, ещё морально не созрела… Потом по-

шёл дождь и лил весь день, не переставая… если бы я писала литературное произведение, то могла бы написать: «Беслан плакал в день встречи со мной, будто жалуясь на свою непростую Судьбу, будто рассказывая мне о скорбных делах своих и предлагая вместе с ним оплакать так рано ушедших детей»… да, пожалуй, именно так можно было бы написать в какой-нибудь книжке…

    В сгоревшую школу я пошла на следующий день. Первый шаг был для меня шоком. Не знаю, всех ли обдаёт жаром буквально, или это произошло только со мной из-за моего богатого воображения и повышенной чувствительности, но мне показалось, что поток жаркого воздуха обрушился на меня при входе. Потом огляделась, привыкла и пробыла там часа два, наверное, или три… не помню. Сначала разглядывала пробоины, следы от пуль, обугленные останки спортзала, в котором как назло… НА ЗЛО… сделали ремонт накануне злосчастного сентября.
    Анализируя и представляя, как всё происходило, пыталась понять, как в таком небольшом помещении поместилось более тысячи человек, из которых большинство - дети. Почти три дня люди просидели в этой духоте и тесноте, а потом часть из них сгорела заживо, а те кто остался, до сих пор «болеют» морально, и некоторые, не выдержав, умирают то ли от сердечных приступов, то от приступов совести из-за осознания ложной вины перед погибшими… В этом маленьком городе теперь всё непросто. И кроме скорби, достаточно много политики.

    Не знаю, кто придумал начать строительство Храма возле старой школы. Это прекрасная идея, тем более, что находясь в школе и возле школы всё время хочется креститься, видимо, подсознательно ты как бы пытаешься призвать в свидетели Бога, насколько ужасным кажется то, что произошло здесь. Но есть одно «но», ведь Храм - православный, а в теракте погибли и мусульмане тоже, и мусульман там погибло немало, это особенно заметно, когда идёшь по Городу Ангелов и видишь, как изголовья памятников по обычаям тех и других направлены в разные стороны. Но и мечеть ставить рядом с местом, где с криками «Аллах Акбар» звери убивали невинных, было бы кощунством. Так что, мнения насчёт Храма в Беслане тоже неоднозначны. В принципе, в знак примирения, можно было бы считать, что Храм станет местом памяти погибших спецназовцев, не только погибших здесь, но всех российских спецназовцев, погибших в борьбе с терроризмом. Мне кажется, это во многом сгладило бы недовольство приверженцев Ислама.