Как не заблудиться в трёх соснах?

Людмила Возняк
«Три сосны – это уже тёмный лес, типа русский аналог лабиринта Минотавра»  Неэкклесиаст


Кто бы  бросил клубок ниток, чтобы выйти из  этого лабиринта, и спастись от Минотавра?
 

Когда-то в древности на нашей земле   проживал  один народ, у которого было одно представление об устройстве мира,  был один язык, одна вера, одни боги. Но что-то случилось, Библия называет это великим расселением,  народ  разделился на отдельные племена, народности и языки, и они  рассеялись  по  просторам земли. Жизнь племён стала   обособленной,  но всё же она не стояла на месте,  развитие и изменения шли, хоть и   разными темпами, и в разных условиях. Менялись   взгляды на себя, мир, богов, историю, происхождение и пр. В таком случае можно  предположить, что во всех верованиях и  религиях народов мира сохранилось нечто общее, вроде базы, структуры, доставшейся им от предков, назовём это тремя «соснами», но и  некоторые новые элементы добавлялись. Например, у многих народов мира  есть мифы о сотворении   земли, о рае, о потопе, и пр. пр., хотя между собой они разнятся в деталях. Эту мысль  подтверждают исследования многочисленных мифов этих народов,  их  история,  данные археологии.  Причём, чем больше у некогда единого народа возникает ответвлений, тем больше можно  обнаружить у них  новшеств. Это естественно, потому что меняется уклад жизни,  формация,  меняется сознание, меняются задачи религии, меняются несущие смысловую нагрузку образы. И даже оставшимся базовым   понятиям  даются   разные, в зависимости от эпохи и уровня сознания, определения.

«Сосны вокруг были темны, как рога демонов, а заходящее за кроны дубов солнце превращало голые ветки в кровавые кости» Дэн Уэллс «Я - не серийный убийца»

На днях, на сайте,  я прочитала  произведение  о замене богов. Эта мысль не нова. Её суть в том, что были хорошие боги, но нашлись враги, и  совершили диверсию по их замене на плохие. Конкретно, на Руси начались беды  с насильственного крещения, и принятия  чуждых богов. Чтобы всё наладилось, надо вернуться к своим древним хорошим богам.

Такими ли  чужими являются христианские боги для языческой или ведической Руси? А ведические боги для христиан?

Лес  начинается с трёх сосен…

Почему?  Потому что число три представляет множество.  Когда один, типа моно, заблудиться невозможно.  Когда два, то курсирование, или броски  от одной крайности  к другой, но не более,  обеспечены. А вот когда  три,  почему то и начинаются проблемы.

«Они нашьют проблему из трёх сосен» Александр Иванович Лебедь

Хотя  должны заканчиваться, т.к. «три», наоборот, является ключом для решения любых проблем.

Рассмотрим  эти три «сосны». 

Возьмём    яркий пример  из древнеиндийской мифологии – Тримурти.

Триму;рти на санскрите буквально «три лика». Это триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона  Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя  в единое целое духовное начало.

Являясь проявлением единой божественной сути,  за каждым всё же закрепляется определённая «сфера деятельности».

«Всякая сосна своему бору шумит» Русская пословица

 Брахма создаёт мир,  Вишну его хранит и поддерживает,  Шива разрушает, освобождает. Все три божественные   энергии находятся в гармонии, и это можно назвать триединством. Три бога нередко изображались вместе: они или стояли рядом, или их тела словно вырастали одно из другого.

Была известна триада и  у славян, она называлась Триглавом. Как и Тримурти, Триглав  тоже состоял   из  трех великих  богов: Сварога – Перуна - Свентовита. Триглав изображался в виде  одного туловища и трёх голов, что также указывало на триединство. Однако, как я вычитала на славянском сайте: «славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун) и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни».

Три лика? Три головы? Единый Бог? Как такое может быть? По тому же  поводу  ныне спорят,  принимают на веру, «ломают»  голову  и в христианстве: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой… Это  христианская Троица. Но христиане уверены, что их Троица самая первая, самая правильная и самая уникальная.

Продолжим…  Символ Триглава представляет собой три переплетенных лепестка бесконечности, означающие круговорот событий Вселенной в трёх мирах: Прави, Нави, Яви, их равновесие. Каждый лепесток,  соотносясь с одним из богов,  был окрашен в соответствующий для него цвет: голубой-зеленый-желтый. Голубой, небо, зима символизировал Сварога. Жёлтый, лето, огонь указывал на Перуна. Зелёный, земля, весна принадлежал Свентовиту.

Образы вещь хорошая. Это не доктрины, которые приказывают верить. Образы показывают, почему мы можем верить, и  ненавязчиво  открывают грани понимания прообраза в той мере, в которой каждый готов их понять.

Поэкспериментируем… Можно подумать, что славяно-русская идея триединства(без разрушения) лучше индуистской. Но позвольте, а как  быть с зимой, которую символизирует синий цвет? Зима и есть разрушение, уничтожение всего того, что зеленело, цвело, благоухало.  Но разрушение  может  быть представлено  без всякой трагедии. Есть ли трагедия в наступлении зимы? Зима, как я уже упомянула, это уничтожение буйства проявления  жизни в виде листвы, оставляющее после себя  «голые»  деревья…

«Только когда наступает холодное время года, мы узнаем, что сосна и кипарис вечнозеленые деревья» Конфуций

Но чем «голые» деревья хуже вечнозелёных сосен? Разве жизнь в листве? Они  даже без листьев переживут не одну зиму.   Тогда какое  у зимы разрушение?  Она разрушает, вернее,  срывает иллюзию жизни, а жизнь остаётся...

Так и разрушение Шивы не стоит понимать буквально. Согласно индуизму, мир является иллюзией (майей), а Шива приносит  истинное понимание реальности, чем и вызывает разрушение  иллюзии. Таким образом, разрушается иллюзия, а  не жизнь. Жизнь  через перерождение  выходит на качественно новый уровень. И в этой своей функции Шива подобен   Иисусу Христу. Второе пришествие Христа, как говорится в Писаниях, тоже положит конец иллюзии этого мира:

«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят»(2Петр.3:10).

Библейское срывание иллюзии, и открытие реальности называется Апокалипсисом.

«Апока;липсис ( греч. ;;;;;;;;;; - раскрытие, откровение; снятие покрова) - название по  первому слову последней книги Нового Завета:

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Отк.1:1).

Поэтому  эту книгу и называют Откровением или Апокалипсисом.  Апокалипсис   это книга, содержащая откровения о небесных тайнах, о событиях, которые должны наступить при конце света и наступлении Царства Божьего. Но эти тайны и откровения  представлены в виде символов, которые современному человечеству не ясны. А вот  описание катаклизмов, катастроф планетарного масштаба, сопровождающих конец света,   хоть тоже  символическое, однако воспринимается скорее буквально, и порождает всевозможные истерии. Так апокалипсису придали  нарицательное значение, что вполне понятно, кого же могут радовать ужасы…

Но среди ожидаемых разрушений,  конца света, страшного суда, Армагеддона, как мне кажется, потерялась основная идея апокалипсиса, и смысл разрушения – раскрытие всех тайн, воссоединение человека с Богом, обновление мира.

«Наступит апокалипсис, и все ваши проблемы мигом рассосутся» из интернета

Простыми словами,  конец света  это наступление Вселенской  зимы, добро пожаловать в  мир без иллюзий, в «голый» лес.

Если исполнитель разрушения в  индуизме это  Господь Шива, то в христианскую эпоху его осуществляет Иисус Христос:

« И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие ".
 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
 На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих»(Отк.19:11-16).

Таким образом,  мы перешли к христианской  Троице. Имена у Неё иные, но силы, энергии те же. Разрушение мы только что рассмотрели. Творение, т.е.  создание мира, довольно хорошо и так освещено, чтобы на нём останавливаться:

«Вначале Бог сотворил небо и землю»(Быт.1:1).

А последующие контакты с праведниками, прямое или косвенное влияние на некоторые земные события  - не что иное как забота об этом мире, поддержание его жизнеспособности. От лица Тримурти сохранение мира  осуществляется Господом Вишну, у славян жизнь и порядок поддерживал Перун.

Если посмотреть  на картину Андрея Рублёва  «Троица», то три как бы похожих ангела отличаются гимантиями, т.е. накидками. У центрального ангела гемантий синий, у левого ангела – красный,  у правого - зелёный.  Многие исследователи  в растерянности из-за трудностей  идентификации ангелов, потому что не там ищут. А Рублёв, похоже,   знал толк в символизме. Если вспомнить про «сосны», т.е. столпы религий, которые остаются почти неизменными при многих различиях  в деталях, и  применить то, что мы уже узнали, да ещё посмотреть на египетский аналог Троицы, то провести  идентификацию станет легче.

Синий цвет  зимы  и синий гимантий сближают  Свагога и Бога Отца, в эту «компанию» добавим  и  Брахму. Это творцы в разных системах мировоззрения, и методы творения у них похожи:

« из невидимого произошло видимое»(Евр.11:3),

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их»(Пс.32:6).

Зелёный цвет, как известно, характерен для весны, новой жизни, молодо-зелено. Поэтому зелёный  гемантий  одеяние Сына,   Иисуса Христа.

На  картине  запечатлён ветхозаветный сюжет – явление Бога в виде трёх ангелов Аврааму.  Христа ещё,   как бы, не было. Как не было, если Авраам Его  увидел и возрадовался:

«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался»(Иоан.8:56).


Возможно, что Авраам не знал, что Его зовут Иисус, и назвал Исааком.  Дети это наше будущее, в том числе и  будущий «конец света» родителей. И,  оказывается,  можно радоваться  апокалипсису. В индуизме  Его идею нёс Шива, именно Шива освобождал Дух:

«…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»(Иоан.8:36).

Славянам Он давал свет  через Свентовита:

«Я свет миру»(Иоан.8:12).

И  не было такого времени, когда бы не было Христа:

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог(Иоан.1:1),

«И Слово стало плотию и обитало с нами»(Иоан.1:14).

Самая древняя из известных триад  древнеегипетская: Гор, Осирис, Исида, или Гор, Осирис, Хатхор. Осирис это Отец, Исида, или Хатхор(Дом Гора) это Богородица, родившая Сына, Бога Гора.  На древнеегипетских изображениях  Исида  предстаёт  в красном сарафане. Красный цвет традиционно считается женским. Вернёмся к  картине  Андрея Рублёва. Кто там изображён в красном гимантии? И с абстрактным ступенчатым  сооружением над головой, как  у Исиды-Хатхор?

 Богородица… Но, позвольте, среди гостей Авраама, как говорит церковная традиция, женщин  не было.   Напомню, кстати,  индуистская триада  «мальчишник», и славянская они же.  Но у индуистских  хотя бы  были жёны, у славянских  вероятно тоже. А вот  древнеегипетская триада конкретно представлена семьёй – отец, мать и сын.  Другие египетские триады, например, фиванская  - бог солнца Амон, его жена богиня неба Мут, их сын бог луны Хонсу; мемфисская триада - Птах, его жена богиня войны Сехмет, их сын бог растительности Нефертум, тоже семейные. Итак, каков счёт? Кто за «мальчиков», а кто за «семью»? А счёт таков, что Бог не в силе, и не в её численных показателях, а в «соснах», т.е. столпах. То, что вместо Богородицы  в христианской Троице предстаёт нечто неопределённое, в виде Святого Духа, не проблема. Хотя некоторые апологеты христианства видят именно в этом уникальность христианской Троицы. Чужда им такая тривиальная идея как женитьба, есть дела поважнее. А вот индуистские  и славянские боги женились, а это в свете высокой христианской морали кажется неприличным. Даже  некоторые христиане также   стали негативно относиться к браку. А между тем, в общем смысле, что такое женитьба, брак? Это связь. Связи бывают разные, даже порочащие, но сейчас мы о таковых не будем. Так вот, связь, или соединение происходит постоянно. Мы постоянно соединяемся(а значит женимся) с мыслями, идеями, пищей, информацией, работой, влияниями, грехом, Богом и т.д. и т.п. Объект нашей связи влияет на нас, мы на него, как в браке. Поэтому и богам, чтобы быть единым целым, надо быть в связи, и в этом нет ничего неприличного, наоборот, результат их связи – создание, сохранение, и развитие нашего мира.

Теперь  вспомним, что делал Святой Дух

 при сотворении мира:

«Дух Божий носился над водою»(Быт.1:2);

;;;; - A(qal): дрожать, трепетать, сотрясаться. C(pi): парить, носиться;

при сотворении новой жизни:

«Дух Святый найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божьим»(Лук.1:35).

Что Святой Дух делает для поддержания и укрепления праведной жизни:

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»(Иоан.14:26),

«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит…»(Иоан.15:26),

«…то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам»(Иоан.16:13).

Кому как не женщине по своей природе свойственно «дрожать» и «носиться»  над  своими детьми? Опекать,  поддерживать, утешать, ободрять… К тому же, если немного «покопать» в иврте, и на арабском, то и правда обнаружится женская суть Святого Духа, который  лишь  её другая ипостась. Поэтому, Святой Дух женская составляющая Троицы. Но, захватившие все святые места у алтаря  мужчины  женщин туда близко не пускают, как нечистых, порочных, грешных, блудных. Мне об этом один рецензент постоянно пишет:

«и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы»(Екк.7:26).

Это  свои похотливые мысли, порождаемые  в присутствии женщин, мужская фантазия приписывает  женщинам, причём испокон веков:

«Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»(Быт.3:12).

 Поэтому Троица  «святых последних дней» будет являть собой  «мальчишник». Или не нашего ума дело, что  это за  существа. Хотя, семья в виде папы, мамы и сына только образ Божественной Триады, чтобы нам было о чём рассуждать. Обожествлять его не нужно. Но  перестараться,  такая же проблема, как и недостараться:

«Научи дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт» Русская пословица

Есть свидетельства, что в 12 в. Оттон, епископ Бамбергский, в одном из славянских городов Европы разрушил  идол Триглава, а голову отправил в Рим, как подтверждение обращения  язычников   в христианство.

Но когда уже мы  перестанем пугаться слова «язычество», которое означает  «языки», «народы», «племена»… пусть и не христианские? Конечно, не христианские, ведь  христианству  около 2000 лет. И  что же,  все дохристианские народы объявить неугодными Богу? Но Бог Сам создаёт, поддерживает просвещая и  наставляя  каждый народ, и затем разрушает. Бог вчера и сегодня, а не только с приходом христианства,  тот же! 

«Тот же» - это какой? Это «трёхсосновый»,  в Котором  три основные функции – созидание, сохранение, разрушение  могут иметь безконечное количество проявлений. Да и  наша жизнь как череда перемен  такова именно вследствие действия этих божественных сил. В ней постоянно что-то созидается,  поддерживается, и умирает.

Но если Бог один и тот же,  тогда зачем переходить из религии в религию? Что меняется?

Меняются образы, а не Бог.

Образ это всё таки образ, и ему присущи некоторые недостатки. Поэтому  нельзя найти такой совершенный  образ, который бы идеально  отображал какое-то понятие или явление.  Чаще всего  требуется несколько образов. Поэтому образы меняются.  Поэтому образы нельзя понимать буквально. Например, человек образ Божий. Но это не значит, что Бог  по виду как человек, также ест и пьёт, и у Него есть руки и ноги. Но у человека тоже есть триада: дух, душа и тело.

У тех, кто отрицает дух и  душу, а признаёт только тело, тем не менее, есть свои триады, например,  «ленин – партия – комсомол». Ленин, подобно  Богу Отцу, порождает партию,  вместе с партией  они творят своё будущее – комсомол. Эта система   проработала немало лет. И продолжает работать в разных вариантах.

Ф.М. Достоевский определил триаду великого инквизитора, вложив  ему в уста: «чудо, тайна, авторитет».  Механизм тот же, чудо порождает тайну, а вместе они создают  авторитеты. И можно ставить на поток…

Но все эти искусственные троицы как часть материального мира рано или поздно разрушаются. Вечна только Божественная Троица со своими циклами мироздания.

Но вернёмся к образам Троицы. «Мальчики», «девочки», «семьи» это образы, которые выбираются  для иллюстрации Божественной Триады. Пока они  иллюстрируют и отображают то, что от них требуется, образ работает. Когда они исчерпывают себя, когда меняются эпохи,  когда их понимание искажается, тогда приходят другие символы.

В итоге получаем, что  Троица  один из важнейших символов христианства, имеет древние корни, и проделала длительный путь эволюции, пока не приобрела нынешний традиционный  вид, чтобы соответствовать нашему уровню развития и состоянию сознания.

Хоть я упомянула об эволюции Троицы, но это не совсем так. Т.е. эта эволюция относительная, только в нашей голове, потому что Божественная Троица есть предел всякой эволюции, потому что совершенство.  Причём все Троицы по-своему совершенны, и явленная  в них  истина довольно высока:  единство Бога, Который имеет множество проявлений.

А как же присущее ведическим картинам мира многобожие?

А кто так считает?

Тот, кто ничего не понимает в «соснах», т.е. Троице, и потому блуждает в  многочисленных и многообразных проявлениях  трёх её энергий: творении, сохранении и разрушении.

«Шишки на голову - это следствие блуждания в трёх соснах» из интернета

По сути,  «ведическое многобожие» это дифференцированные функции эти трёх сил, охватывающие все стороны  бытия, т.е. единой «картины»  мира, автор которой единый Бог.

В современную эпоху есть попытки улучшить  «Бога» обозначив Его многообразие проявлений  одним названием, например «Господь», «Иегова», «Аллах».  Но стало ли понятней, проще? А об этом  и не думали… Главное, этих «паразитов»  многобожников «спасти». Спасли?

Кстати, название «Аллах» особенно удачно и информативно для обозначения Абсолюта и Первопричины, или вечного вселенского «двигателя»:

АЛ - высокий, возвышенный, т.е. мужское начало;

Может, неспроста,  созвучны Алатырь, Алтарь, Аллах… В русских средневековых легендах и фольклоре Алатырь это священный камень, «всем камням отец», пуп земли, содержащий сакральные письмена и наделяемый целебными свойствами,  «сила могучая, которой конца нет». По тем же легендам Алатырь-камень является началом и центром Мира,  держит его на  себе, источает живительные воды. И… Алатырь стал прообразом более известного уже  жертвенного сооружения – Алтаря, где  находится престол, место, символически указывающее на  Самого Бога.

ЛА - душа, земля, женский аспект божества, без которого мужской аспект, будь он даже божий, не состоится.

Х – гармония между этими аспектами, олицетворённая  Сыном, Иисусом Христом, подобно электрическому току,  возникающему между двумя полюсами батарейки.


Поэтому  троекратное «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8), и победа над Минотавром, надо надеяться,  обеспечена.



Фото из интернета.