Гуманизм против динамики веры критика К. Роджерса

Инквизитор Эйзенхорн 2
ГУМАНИЗМ ПРОТИВ ДИНАМИКИ ВЕРЫ: КРИТИКА КАРЛА РОДЖЕРСА
Гиацинтия П.Роуз (1996)
http://christintheclassroom.org/vol_17/17cc_287-306.pdf

Введение

Гуманистическая концепция Я, заявленная Карлом Роджерсом и другими, заявляет, что человек способен решать собственные проблемы, и если у него есть психологические ресурсы, он способен решить все проблемы, с которыми он сталкивается (Evans 1975, 64, 65). Это противоречит самой основе Библии, ибо если бы человек мог решить все свои проблемы сам по себе, у него не было бы необходимости в Боге. Сам Христос говорит в Иоан.15.5: "Без Меня не можете делать ничего", и в Мк.10.27: "Людям это невозможно, но для Бога все возможно". Св. Павел, известный ученый и раввин своего времени, возможно, подумал, что он может решить свои проблемы интеллектуально, но, не добившись ничего, он пришел к выводу, что решение проблем возможно только через единство с Христом, как он написал позже: "Все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе" (Фил.4.13).
 Хотя гуманистические теории сосредоточены на человеческом опыте, проблемах, потенциале и идеалах, а также поощряют встревоженных людей к тому, чтобы они искали решений внутри себя, христианским психологам и педагогам следует отсылать этих людей к Великому Врачу - Христу. В "Журнале христианского образования" утверждается, что высшая надежда христиан покоится во Христе, потому что Он дарует "обращение, очищение и преображение".
Целью настоящего документа является краткий обзор концепции Карла Роджерса в свете христианского мировоззрения, которое утверждает, что мы - люди, имеющие реальную ценность, и "наделенные Богом рациональными, моральными и художественными способностями во славу нашего Создателя" (Holmes, 15). Только через единство и общение с Богом достигается истинная самоактуализация. Поэтому мы рассмотрим гуманизм Роджерса в сопоставлении с динамикой христианской веры.

Роджерс и теория Я

Карл Рэмсон Роджерс, американец со Среднего Запада, родился в Оук-парке, штат Иллинойс, в 1902 году и скончался 4 февраля 1987 года. Он начал свою профессиональную карьеру, работая с проблемными детьми, а затем распространил свою клиентоцентрированную терапию на взрослых. Выйдя из очень консервативной и сплоченной протестантской семьи, Роджер готовился к служению и окончил Теологическую семинарию Союза, а затем продолжил карьеру в психотерапии (Rix 1995, Vitz 1977). Будучи в семинарии, Роджерс перешел от фундаменталистских взглядов к гуманистическим. Это привело к сдвигу фокуса от его первоначальной религиозной концепции к опоре на межличностные отношения с акцентом на свободу выбора. Эта точка зрения была усилена идеями Отто Ранка, который подчеркивал силу «воли» и ее автономию в развитии самодетерминизма (Evans. 1975, 74).
Охватив эту новую тогда школу мысли, Роджерс, как и Ранк, отклонился от фрейдистского детерминизма и связанных с ним концепций развития личности в пользу  психотерапии, поскольку он счел, что генетическая основа поведения не так важна, как социальные или самодетерминированные конструкции психики, сосредоточив внимание на индивидуальном Я. Поэтому он бросил вызов обществу, требуя создания благоприятной среды, которая будет способствовать интеллектуальному возрастанию и развивать психологическое здоровье (Ibid. P.XXVI).
Для Роджерса индивиды пребывают в непрерывном росте, который иногда может блокироваться негативными представлениями или сдерживаться культурными условиями. Поэтому необходимо общество, чтобы обеспечить возможности для развития личности, способствовать ее достоинству и уважению к ней и, таким образом, привести человека к большей уверенности в себе. Работы Роджерса породили целое движение за человеческий потенциал, которое фокусируется на двух аспектах: 1) новое сознание как то, к чему призван человек и 2) права и нужды человека.
 Самый большой вклад Роджерса в психологию касается индивидуальности человека и его ответственности за себя, поскольку это влияет на  "все восприятие человеком своего организма, его опыт и то, как эти восприятия связаны с другими представлениями и объектами в его окружении и со всем внешним миром" (Evans,16). Он соглашается с Юнгом, что Я находится на непрерывном пути к актуализации, и если человек становится статичным в любых аспектах его развития, происходит неправильная настройка. Таким образом, самоактуализация рассматривается Роджерсом как осознание и принятие человеком его развитие и изменения в сложности к сбалансированному Я (Ibid,17).
Роджерс использует понятие Я как взаимозаменяемое с Я-концепцией и определяет его как организованную характеристику нас самих, включающую значения, прикрепленные к атрибутам. (Davidoff 1987, pp.423-428). По Роджерсу, сознательное «я» может быть не соответствующим своим бессознательным потребностям и чувствам, поэтому он рассматривает теорию личности как основанную на взаимосвязи между самосознанием и качествами, которые составляют Я - и это и есть сумма всех переживаний, включая бессознательные чувства, восприятия и желания. Он утверждает, что поведение зависит от субъективной, а не от внешней реальности (Wade & Tavris, 1987, pp.410-411).
Роджерс рассматривал реализовавшегося человека как находящегося в гармонии с самим собой. Такой человек доверяет другим, уверен в себе и открыт для новых идей. Следовательно, детство становится решающим периодом для личностного развития, поскольку в нем устанавливаются генетические, социальные и экологические силы ограничений для человека, но эти ограничения могут быть изменены, чтобы приспособиться к развитию человека. Что касается образа жизни, Роджерс утверждает, что влияния детства и общества, формируют людей, но лишь сам человек способен понять те  факторы, которые способствовали тому, кто он есть, и выбрать собственное будущее (Evans 76).
Понятие самодетерминизма Роджерса, образующего для него ядро существования, стало основой для его схемы Я - Ты, и это т.н. клиентоориентированные отношения, хотя они и не являются только его подходом. Этот тип терапии в отличие от фрейдистской концепции прибегает к усилиям и терпению пациента, являясь в то же время ключом к его самораскрытию (Ibid, 124). Роджерс утверждал, что если человек действует так, как он вынужден действовать, то мысли, решения, выбор и ценности человека - просто иллюзии. Поэтому он пришел к выводу, что поведение человека детерминировано не причинно-следственными эффектами, а лишь опытом, который неотъемлем от него лично. Его гуманистическая теория Самости, следовательно подчеркивает центральную роль Я и придает особое значение опыту в отношении к поведению.

Динамика веры: христианский взгляд

Карл Роджерс считает, что сегодняшние школы больше вредны, чем полезно для развития личности, потому что они оказывают негативное влияние на творческое мышление. Он рассматривает эти школы как почти что тюрьму, где за молодежью просто смотрят, чтобы она не ушла во "взрослый" мир.  Для него эти учреждения окостенели, в них нововведения вытесняются, а новаторы выдавливаются (Evans 1975, с.150) В своей статье  "Роль религии в образовании" Отт поддерживает концепцию Роджерса, когда говорит: "Хотя образовательные достижения в значительной степени внесли свой вклад в изменения в нашем современном мире, они дали не так много нашему Я. Они улучшили условия его жизни, но не ее качество. Поэтому современные образовательные учреждения не смогли освободить человека от порока, страхов, бесчеловечного пренебрежения к другим и духовной деградации, и человек остается беспомощным рабом собственных бесчеловечных страстей и разрушительных пороков" (Р.20).
 Хотя у нас может возникнуть соблазн не согласиться с Роджерсом и Оттом, мы должны признаться, что оба они держали руку на пульсе современного образования. Действительно, наши муниципальные школы почти не оказали влияния на целостное развитие человека, то есть на духовные, ментальные, физические и социально-эмоциональные аспекты. Светское образование, лишенное духовного компонента, не могло и не сможет адекватно помочь человеку найти ответы на его проблемы, потому что основная причина проблем человека - это грех, и решение проблемы греха выходит за рамки наших сил.
Христианское образование, сосредоточенное на Христе, способно предоставить учащемуся подход, чтобы найти ответы на его происхождение, потенциал и цель существования. Человек постоянно ищет решения и направления в жизни, и если образование должно столкнуться с этими потребностями, оно должно включать в себя религиозный компонент, который обращается к природе и затруднительному положению человека в его борьбе за выживание. Отт говорит, что реальная проблема человека - это не невежество но греховность, поэтому главная борьба идет не за его разум, а за его волю (Р.21). Поэтому светское образование неспособно обеспечить сбалансированную и корректирующую программу для Я, ибо истинное образование связано с полным циклом развития личности.
 Таким образом, главная цель христианского образования -«восстановить человека по образу своего Создателя». Это возможно, когда каждый аспект учебного процесса держит эту цель в уме. В противном случае можно лишить человека возможности думать, быть творческим, использовать свою инициативу и, следовательно, ввести его в состояние жалости к себе и разочарования. По факту такой человек будет просто не готов к жизни. Учащихся следует научить, что исполнение предназначения не достигается только посредством интеллектуальных занятий, но через личные отношения со Христом, "ибо в Нем мы живем, движемся и существуем" (Деян.17.28).
Д-р Фаулер в своем выступлении на тему «Создание мировоззрения» полагает, что "образ Бога в человеке придает ему уникальное достоинство и статус. Человек - это материя, но он выше материи. Он тварь, но выше других существ. Он несет образ Бога, но он не Бог... Он может стоять в центре существования и науки будущего" (Р.20). Христианское образование должно способствовать христианским ценностям и отношениям, которые помогут учащимся развить и оценить достоинства и ценности человека, потому что все люди созданы в образе Божием. Холмс указывает на то, что, будучи в образе Бога, мы должны отражать Божью славу, особенно потому, что мы увенчаны славой и честью. Поэтому наши моральные и художественные дары должны быть вложены в славу нашего Создателя (Р.15). Это ставит человека в партнерство со своим Творцом и позволяет ему увидеть, что истинное образование предполагает гораздо больше, чем интеллектуальные занятия или подготовка к ним. Основное внимание здесь уделяется целенаправленному развитию человека на всю жизнь. "Это гармоничное развитие умственных, физических и духовных сил", которые потребуются нам ныне и в будущем (White 13).
Таким образом, источник всего истинного образования исходит от Бога и поэтому христианское образование должно иметь два основных компонента - характер человека и цель его существования. Поэтому природа истинного образования является искупительной. "Такое образование позволит человеку думать и действовать, быть хозяином, а не рабом обстоятельств, развивать широту разума, которая укрепит против зла, придаст ясность мысли и мужество в защите убеждений" (White 18). Армстронг (1994) в поддержку этой линии мысли сказал: "Студенты, которые предположительно хорошо образованы, могут набраться алгоритмов, правил, законов и принципов в различных вещах, но все же в их сознании укоренятся жестко применяемые процедуры, стереотипы и упрощения" (Р.152). Он считает, что христиане нуждаются в образовании, которое может бросить вызов их убеждениям, спровоцировать вопросы, предложить сразу несколько перспектив и расширить их умы (Р.152). Это возможно только тогда, когда христианский учитель соединяется с Богом и интегрирует веру в процесс обучения, и лишь тогда студенты будут отвлекаться от гуманистической концепции самодостаточности и предоставят решении проблем Богу, Который существует в каждом слое их жизни и без Которого ее несоответствия останутся роковыми. Эта интеграция веры не должна быть отмечена только как интеллектуальное достижение, а скорее как партнерство учителя, ученика и Бога. Каждое усилие должно предприниматься в целях содействия полному развитию ученика, положительно ориентируя его на Личность Христа, а изучение книг будет сочетаться с целенаправленным ручным трудом (White 289).
Общение с Богом не только позволяет студентам переоценить самих себя, но открывает для них океаны возможностей, ибо с Богом все возможно, Тогда христианское образование должно помочь ученикам сосредоточиться на Боге, а не на Я, иначе есть риск развития саможаления, которое только причинит боль и в итоге нас разрушит. Э.Г.Уайт предостерегает от акцента на Я, говоря: "Там, где поощряется уверенность в себе, это может оказаться фатальным для души". Христоцентричное образование должно препятствовать нам полагаться на себя, и тогда оно будет поощрять развитие человеческих возможностей, чтобы мы достигли всего своего потенциала.
Х.Д. Макдональд в своей книге «Христианский взгляд на человека" пишет: "Каждый человек уникален и отличен от общества. Реальность естественной индивидуальной любви к себе, которую признает библейский взгляд на человека, означает, что каждый желает развития своих возможностей. Каждый человек знает, что он меньше, чем он может быть, и также он видит внутри себя глубокие и опасные побуждения, которые сговариваются скрыть от него то, чем он должен быть. Тем не менее ни один человек не может достичь своего полного роста и потенциала человечности иначе как силой Другого" (Р.113). Та сила, о которой говорил Макдональд, - это Бог, Его образ, который Он хочет восстановить в человеке. Э.Г.Уайт говорит об этом в "Скрытом сокровище":  "Бог берет мужчин и женщин, которые, кажется, не настолько богаты интеллектом, которые не имеют большой уверенности в себе, и Он сделает слабых сильными, потому что они верят, что Он сделает для них то, что они не могут сделать для себя. Бог примет искреннее служение и Сам восполнит недостатки" (Р.150). (Как реформаты мы не признаем авторитет этого автора. - Пер.).
Многие психологи и гуманисты могут утверждать, что люди могут решить свои проблемы только сами, и они могут придумать различные методы, чтобы показать или научить других, как это сделать, но на самом деле самая большая угроза для человека - это он сам. Поэтому пока человек не отдаст себя Богу и конечное не соединится с Бесконечным, человек не найдет долгосрочных решений своих проблем. Павел повторяет, что мы "все можем" только через Христа. Поэтому христианская точка зрения подчеркивает многосторонний или холистический подход к развитию истинного или идеального Я. Согласно Уайту,  "надлежащее образование - это не только знание книг или умственная дисциплина, но и подготовка, которая включает разумную мораль и правильные цели" (Р.52). Задача христианского учителя состоит в том, чтобы помочь восстановлению и защите образа Божия у учащихся независимо от предмета обучения, помогая им поддерживать их индивидуальность и способность к выбору.

Критика теории самопомощи Карла Роджерса

Роджерс как известный гуманистический психолог и психотерапевт находится на переднем крае расширения целей психологии, уделяя наибольшее внимание общечеловеческим проблемам. Следует признать его значительный вклад в психологию как дисциплину и конкретно в улучшение психологического и интеллектуального здоровья людей. Вместе с тем его целью была разработка оптимистичного самоопределения и позитивной философии человеческого существования (Evans 1975 XVI). Эванс считал его тихим революционером, который демистифицировал практику психотерапии и способствовал изменениям в концепции развития личности, когда на нее влияли генетические и социально-экологические детерминистские взгляды. По словам Эванса, его идеи были настолько элегантными концептуально и многообещающими на практике, что многие дисциплины, включая психологию, оказались в значительной степени под их влиянием.
Как гуманист, Роджерс подчеркивал центральность «Я» и предположил, что ответ на проблемы человека лежит внутри него самого. Норман Пил (1982) принял эту мысль, когда сказал: "Вы никогда не будете побеждены ничем, пока сами не примете мысль, что вы побеждены, и никогда не победите, если настроитесь на поражение. Вы сможете достичь того, во что верит ваш ум и чего хочет ваше сердце" (Р.17.29). Может показаться, что это чисто гуманистическое направление мысли, но в книге "Сила позитивного мышления" он заявил: "Бог, наш Творец, заложил в наши умы все потенциальные возможности и способности, необходимые для конструктивной жизни. Долг человека - использовать и развивать эти способности" (Р.62). Сила, на которую ссылается Пил, - это сила Бога в человеке: "Это самая сильная сила в природе и она духовна согласно Библии" (Daffy 1968,.57) (Это НЕ христианский автор! - Пер.).
 Таким образом, Роджерс ошибся, когда он поставил опыт над Богом и Библией, как единственный вклад в истину. В поддержку своей идеи опыта он писал: "Мне кажется, что я должен возвращаться снова и снова и все ближе приближаться к истине, ибо таков процесс моего становления. Ни Библия, ни Фрейд, ни наука, никакое откровение Бога или человека не  может иметь приоритет над моим собственным непосредственным опытом" (цит. Lamberton, 281). Но "хотя непосредственный опыт, образование, культура, осуществление воли и человеческих усилий могут сыграть определенную роль в исправлении поведения и помощь в формировании себя, они не могут создать новое сердце или очистить источники жизни... Нам нужна сила Божия, работающая в человеческом опыте" (Daffy,139).
Поэтому наука, играя свою роль в развитии общества, не только дает возможности для христианской мысли, но и представляет для нее опасность. Будучи лишена духовной составляющей и являясь светской по сути, она не может решить все проблемы человека, потому что человеческие проблемы являются духовными по своей природе, а грех - коренной их причиной, и поэтому наука нуждается в духовном опыте, чтобы обеспечить нужные решения. Мы уже привели мысль Отта, что реальная проблема человека - это не невежество, а грех, и борьба идет прежде всего не за разум, а за волю и выбор. Ролло Мэй (1953) в поддержку этой концепции указывает: "Полнота личности основана на сознательном и ответственном выборе и, следовательно, независимо от усилий терапевта, клиенту остается решить, хочет ли он быть самим собой. Это вопрос выбора" (Р.119). Именно такой выбор является решающим фактором в развитии Я. (Сказанное не относится к выбору спасения невозрожденным человеком, который по библейскому учению НЕВОЗМОЖЕН. - Пер.).
Развивая свою теорию самопомощи и клиентоцентричный подход к терапии, Карл Роджерс высказал ряд оригинальных и свежих идей. Однако, желая представить теорию Я с гуманистической точки зрения, он непреднамеренно упустил два важных момента.  Во-первых, жизнь очень сложна, и поэтому человек постоянно борется с вещами, которые мешают ему чувствовать себя счастливым. Таким образом, достижение понимания самого себя предполагает борьбу с этими конфликтами. Ролло Мэй классифицирует эти конфликты по цепочке - родители, друзья и общество - которые держат человека под контролем (Р.119). Во-вторых, жизнь вещь не односторонняя, она состоит из противоположностей добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, и между ними надо выбирать. Сделанный выбор будет определять, что происходит с человеком в развитии его личности и в поиске ответов на его проблемы.
Хотя Роджерс поддерживает идею выбора, он поднимает опыт над выбором, и утверждает, что в какой-то степени человек хозяин самого себя и своей судьбы и что самосознание имеет решающее значение для прогнозирования поведения человека. Он не смог распознать духовный аспект человека и библейское учение о том, что  человек сотворен по образу Бога, в Котором мы живем, движемся и существуем (Деян.17.28). Поэтому, сосредоточив локус оценки на индивиде, а не на Другом, Роджерс помещает человека в затруднительное положение, которое может привести к дальнейшему разочарованию, если человек не достигнет единства с Богом. Келлог в своей книге « Живой храм" поддерживает это единство  с Богом, когда говорит: "Существует только одна жизнь, и это жизнь Бога. Если мы действительно верю в силу внутри нас, мы будем руководимы этой верой, чтобы привести нашу волю в гармонию с этой Волей и сотрудничать с Богом в созидании тех вещей, которые необходимы для нашего счастья и мира. Жизнь - это просто состояние гармонии с Богом" (Р.475).
 Для Роджерса предполагать, что человек является хозяином и зодчим своей судьбы, значит продвинуть то, что Витц (1977) называет гуманистическим вызовом. Это концепция, которая способствует доброте человеческой природы, но позже выливается в антихристианское поклонение самому себе (Р.80). Чтобы поставить себя в центр жизни, человек должен исходить из того, что в ней нет места для Христа и, соответственно, положиться на самого себя. Из возвышения Я вытекает индивидуализм: "Я делаю по-своему" (Middleton, Walsh, 52).
Роджерс считает, что люди сами способны решать свои проблемы, если для них создается правильный климат. Этот климат он приписывает психологии. Близорукость гуманистического понятия о жизни препятствует у него признанию того факта, что человек является духовным существом, постоянно взаимодействующим с окружающим его миром. Эта ролевая игра приводит к развитию трех разных Я - идеального, воспринимаемого и наблюдаемого, и все они влияют на поведение человека. Ролло Мэй в своем обсуждении развития личности  указывал, что Я - это центр, из которого мы видим себя и осознаем разные стороны реальности. Это способность, с помощью которой человек знает, какие роли он играет в обществе. Постоянное взаимодействие человека с окружением помогает формировать его внутреннее Я и определяет его жизнь и судьбу. Соответственно - Зимбардо и Рух (1975) указывают, что эти силы (внутренние и внешние) действуют спонтанно и могут существенно влиять на поведение, даже если такое поведение не вполне предсказуемо (Р.365). Кун (1989) расширил эту концепцию, когда он предположил, что фотографии, зеркала, магнитные записи и реакции других формируют основу нашей самооценки и  привязанность к себе (Р.456).
Сосредоточение на опыте как единственном детерминанте саморазвития за счет генетических, социально-экологических и религиозных факторов ведет к допущению, которое Эванс называет линейным подходом. По его мнению, Роджерс при разработке своего ориентированного на  клиента подхода к психотерапии уделил мало внимания таким аспектам человеческого опыта, как закон, история, политика и технологии, которые влияют на нас и формируют наше развитие. При всех достоинствах этого подхода, который внес изменения в жизнь самых разных обществ, Роджерс, видимо, упустил две вещи. Во-первых, он явно перегрузил свой новый подход к решению проблем ожиданиями, которых не мог достичь. Во-вторых, изменение поведения, согласно Эвансу, достигается не так, как Роджерс предполагал это, но  касается того, как люди думают о человеческих отношениях и чего ожидают от личного и общего поведения. В этой связи он так и не произвел революцию в понимании развития Я и способности человека решить свои проблемы.

Выводы

 Многие учащиеся, которые зачисляются в христианские учреждения, живут с положительным имиджем самих себя. Другие, напротив, имеют комплекс неполноценности. Таких чувств не должно быть среди христиан - ни педагогов, ни учащихся. Хорн (цит. Shemis 1967) пишет: "Личность способна неограниченно взращивать достижения знания и мудрости, наслаждение прекрасным, приобретение идеальных добродетелей понимания, таких, как сострадание, сотрудничество, смирение и самопожертвование" (Р.251-252). Ценность личности  может найти свое величайшее исполнение, когда она гармонично синхронизируется с идеальным Богом. Тогда образ Бога начнет восстанавливаться в человеческом сердце, что Хьюз (1980) описывает как основные характеристики восприятия, мышления, чувства, выбора, действующих и творящих, поскольку люди соотносятся друг с другом и с Богом (Р.90). Такие откровения являются результатом выбора  греха или праведности (НЕВЕРНО, как и все арминианство! - Пер.). Люди были созданы со способностью выбора, но из-за существования добра и зла люди не находят, как выбрать добро. Павел описал это затруднительное положение в Рим.7.18: "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу". Человеку нужно развивать личное общение с Богом и ближними, чтобы взаимодействие между домом, школой  и сообществом могло быть реализовано через реальную жизнь во Христе, которая и творит наше идеальное Я. Тогда гармоничный человек сможет заявить, как Павел: «Я могу делать все через Христа".
Сбалансированное «Я» достигается только посредством целенаправленной интеграции веры и обучения, которую Раси описывает как "намеренный и систематический процесс приближения образования к библейским и христианским целям, обеспечивая, чтобы учащиеся (и преподаватели) сделали из школы  центр мысли, основанный на Христе, и приобрели ориентированный на Царство взгляд на знания, жизнь и судьбу" (Р.4). Холмс также предупреждает, что эту интеграцию следует рассматривать как интеллектуальную деятельность, неразрывную с жизнью (Р.46). Cтуденты особенно в области психологии, должны знать, что наши импульсы и страсти можно использовать для наивысшего предназначения, и что полная отдача себя Богу восполнит наши недостатки.
Психология как наука должна стремиться к развитию тела, разума и дух, тем самым начав процесс восстановления людей к высшему состоянию бытия - по образу их Создателя. Понятия свободы и личности должны преподаваться не релятивистски, а таким образом, который подтверждает Божьи законы как отражающие Его характер. Библейские принципы и психология должны быть сопряжены настолько хорошо, что их взаимозависимость напоминает связь ума и тела. Тогда христианский учитель сможет трудиться в вере, полагая, что "Бог желает, чтобы Его работники обращались к Нему как к Дарителю всего и сочетали Божьи установления и плоды человека".
 
 Armstrong, (1994). Mul.tip1e Inte11igences in the C1assroom. Vas: ASCD.,p.152
Bigge, Morris L. (1982). Learning Theories for Teachers. New York: Harper and Row Publishers, pp.195-97
Coon, Dennis (1989). Introduction to Psycho1ogy: Exp1orati.on and Appl.ication.5~ edition. New York: West Publishing Company, pp.456-58
Davidoff, Linda L. (1987) Introduction to Psychology. New York: McGraw Hill Book Co.
Duffie, David (1968). Psychol.ogy and the Christian Re1iqion, Tennessee:Southern Publishing Association.
Evans, Richard I. (1975). Carl. Rogers: The Man and His Ideas. New York: E.P.Dutton and Co., Inc. Pp.15-20, 6465
Fowler, James (1996). "The Malting of a Wor1d view" . Unpublished paper presented at the 18~ Annual Seminar of Faith and Learning, pp.20-21
Holmes, Arthur F. (1994). The Idea of a Christian Coll.ege. Grand Rapids Michigan: Wm. B.Eerdmans Publishing Company, p.15
Hughes, Owen L. (1980). "Created in the Image of God: A Christian view of  Human Personality." Christ in the Classroom 2: 76-92
Kagan, Jerome and Julius Segal (1995). Psycho1oqy: An Intro4uction. 8~edition. New York: Harcourt Brace College Publishers, p.388
Kellog, J.W. (1903) The Living Temple. Michigan: Good Health Pub., Co.
Labmerton, Henry H. ( 1993) . ''Carl. Rogers' View of Personal. WhoJ.eness: An
Evaluation and Critique from a Christian Perspective." Christ In TheC1assroam 10:278,281.
May, Rollo (1953). M@n's Search For Himself. New York: Dill Publishing co., Inc.
McDonald, H.D. (1981). The Christian View of Man. Illinois: Crossway Books.
Noll, James Wm. Editor (1983). Taking Sides: C1ashing Views on Controversial.
Ed9cational Issues. Connecticut: The Dushkin Pub., Group Inc. pp.
Ott, Helmut (Oct/Nov. 1978). "The Role of Religion in Education." Journal. of Adventist Education 41; 1:21.
Peale Norman V. (1952). The Power of Positive Thinking, New York: PrenticeHall Inc.
Peale, Norman v. (1982). r'ft!ginq: Thf! Powerful. Way to t!b•nsm Your Lji.fe. New
York: Fawcett Crest.
Powell, John s. J. ( 1969) • llhy Am X Afz:ai4 to Tell You Who l: Am? Texas:Angus Communications, pp.37-38.
Ricks, David F. (1995). ~Humanistic Psychology: carl Rogara." GrolierElectronic Publishers Inc ..
Rogers, Carl R. (1969). Praedqm to Learn• Ohio: Charles E. Merrill Publishing Company.
Rogers, carl R. (1961). on Becoming a Parson: A Therapist's Viaw of Psychotherapy. Boston: Houghton MUfflin Company.
(1965). C1iant-Qeptepod Ther«PY• Boston: Houghton Mifflin Company.
Shermis, s. Samuel ( 1967) .. Phil.osophic Foppdatl.ons of lduqat:l.op. New York:American Book Company.
Venden, Morris L .. (1987). Bov to Rpow Qod's W:l.l.l in Xqur Lif&. Idaho:Pacific Press Publishing Association, pp.77, 83
Vitz, Paul c. (1977). Psychology As laligiop: Da CUl.t of sal.f-Worshi'R•Michigan: William B. Eerdmans Publishing company, pp.20-23
Wade, Carole, and Carol Tavris (1987). Psychology. New York: Harper and Row Publishers.
Walsh, Brian J. And J. Richard Middleton (1984). The Tragsfopqing Vision:Shaping a 9hriatian World View. Illinois: Intervarsity Press, pp.52, 53
White, E.G. (1941). California: Pacific Press Publishing Association, p.
(1949). ~-mreranae- California: Pacific Press PublishingAssociation.
(1923). coupsets op Bea1tb- California: Pacific Press Publishing Association
(1952). lduaatiOD• Idaho: Pacific Press Publishing Association.
Wright, RichardT. (1989). Bio1oqy Tb;ouqh tb• Byes of raith•
Zimbardo, Philip G., and Floyd L. Ruch (1975). Psyho1oqy apd Life. 9th edition. Oakland, New Jersey: Scott, Foresman and Co., p.365

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn