От казаков днепровских до запорожских ч. 41

Николай Мринский
Возмужав, Наливайко поступил к князю на военную службу и даже принимал участие на стороне польских войск в сражении под Пяткой, где был разбит Косинский. Однако, в это время пан Калиновский отнял у его отца хутор вблизи подольского Гусятина, а самого так избил, что тот вскоре умер. Это злодеяние оттолкнуло Наливайко от шляхты. Собрав отряд охотников, он стал называть себя казаком и в 1594 г. подался на Запорожье, где в то время был гетманом Григорий Лобода. Сын ремесленника, уроженец местечка Гусятин, став запорожским казаком, участвовал во многих походах против татар и турок и, будучи мужественным человеком, быстро заслужил уважение своих товарищей, виртуозно владея боевым оружием. Северин всегда был в самой гуще боя, проявляя завидную даже для запорожцев удаль и отвагу. В июне 1594 г. после возвращения с отрядом казаков из молдавского похода против турок Наливайко призвал запорожцев выступить против польского владычества в украинских землях. К повстанцам присоединился отряд казаков полковника Лободы, уроженца Киевщины. Григорий Лобода, являясь представителем зажиточного казачества, в период с 1593 по 1596 гг. с перерывами избирался казацким гетманом. В 1594-1595 гг. участвовал в молдавских походах против турок, как союзник Рудольфа II. В октябре 1594 г. восстание охватило всю Киевщину, Брацлавщину и Волынь. Казацкое войско, насчитывавшее 12 тыс. чел., в 1595 г. заняло города: Бар , Киев, Гусятин, Канев и др. Зимой 1596 г. Наливайко с тысячным отрядом запорожцев пошёл на Волынь, к г. Луцку.

Там было особенно много сторонников и слуг епископа Кирилла Терлецкого, наиболее видного деятеля унии, затем - Белоруссию, где напал на Могилёв. Там польское давление было особенно заметным. Туда же на помощь восставшим двинулся казацкий отряд во главе с гетманом Матвеем Шаулой. Его с восторгом встретило местное население, недовольное засильем прибывающих из Польши панов и ксендзов. В конце 1595 г. и в начале 1596 г. на Волыни, Подолии и частично в Галиции заполыхало многотысячное казацко-крестьянское восстание. Панам и ксендзам не было никакой пощады, и они массово бежали в Польшу. Отряды Наливайко стали пополнять тысячи крестьян и городская беднота. Северин осадил сильно укреплённый Слуцкий замок, обороняемый польско-литовской шляхтой, который продержался всего 3 дня. При штурме важную роль сыграли жители Слуцка, сделавшие всё, что могли, для победы восставших. После этого казаки Наливайко разгромили отряды шляхты под Копылем, прошли через Бобруйск и заняли Могилёв. Часть своих сил под началом казачьего полковника М. Шаулы Наливайко отправил в сторону Гомеля. Панские усадьбы вокруг Гомеля и Пропойска (ныне Славгород) подверглись опустошительным набегам. Белорусские крестьяне вместе с запорожцами жгли маентки, убивали и изгоняли издевавшуюся над ними польско-литовскую шляхту. Восстание стало принимать опасный для Польши характер, в связи с чем Сигизмунд III отозвал правительственные войска из Молдавии для его подавления.

Уже в конце января 1596 г. польские части Жолкевского оттеснили полуторатысячный отряд Наливайко из Волыни, а позже из-под Белой Церкви. Там объединённые отряды Матвея Шаулы, Наливайко и Григория Лободы численностью до 7 тыс. чел. с 24 пушками 24 марта 1596 г. изрядно потрепали передовые части шляхетского войска. Григорий Лобода был лишён булавы, но днём позже, после ранения Матфея Шаулы в неравном бою с ляхами вблизи урочища Острый Камень (около Триполья на Киевщине), его снова избрали гетманом. Обе стороны понесли тяжёлые потери. После этого двухдневного сражения повстанцы отступили к Лубнам, а дальше путь им был отрезан новыми хоругвями Короны. Казакам очень сильно мешал обоз, в котором находилось большое количество женщин и детей. Понимая, что выстоять против регулярных польских частей они вряд ли смогут, казаки решили перейти на левый берег Днепра, однако недалеко от Триполья коронный гетман Жолкевский преградил им путь. Несмотря на то, что кошевого атамана Яна Оришевского с отрядом оставили для охраны днепровских порогов, он был вынужден отойти от преследований войск С. Жолкевского. В степи казаки образовали лагерь, оборонялись 14 дней и вынуждены были сложить оружие. В последующем Оришевский был избран гетманом реестровых казаков и подтверждён польскими властями. В тяжёлых боях, понеся большие потери, восставшие всё же, переправились на Левобережье и попытались укрепиться вначале в Переяславле, а затем в урочище Солоница возле Лубен.

Основное сражение под Могилёвом на знаменитом Буйничском поле началось с самого утра и продолжалось до позднего вечера. Польско-литовское войско во главе с коронными гетманами Замайским и Жолкевским теснило отряды Наливайко, и казачий атаман приказал составить из повозок временную походную крепость, как это не раз делали казаки-запорожцы. Благодаря его таланту и отваге враги так и не добились успеха. Но, конечно же, Наливайко понимал, что Могилёв ему не удержать. Он принимает непростое решение – двигаться в сторону Речицы. Это с учётом того, что польско-литовское войско отошло к Новогрудку. Однако поляки бросились за ним в погоню, и тут их подвели крымские татары, приглашённые для борьбы с казаками. Вместо того, чтобы воевать с Наливайко, которого они хорошо знали и побаивались, татары принялись грабить окрестности Вильно и Новогрудка. Это ещё больше обозлило местное население, и шляхте стоило больших трудов удержать от восстания жителей окрестностей и прекратить татарские бесчинства. Тем временем Наливайко расправлялся со шляхтой в Пинске, Речице, Турове, Петрикове. По всему Полесью пылали панские усадьбы, казаки жгли крепостные и долговые документы. Но у атамана оставалось совсем мало казаков, а крестьяне хоть и были мужественными воинами, но мало что смыслили в военном деле. Слава о Наливайко распространялась повсеместно. Дошли до него слухи о том, что в Сечи готовы провозгласить его гетманом. Чтобы пополнить свои отряды опытными казаками, он вновь идёт на Украину.

Там становится гетманом нереестровых казаков и организует ряд походов на татар, вновь начавших совершать свои набеги. Речь Посполитая, опасаясь большой войны с Турцией, лишает казаков большинства их вольностей и требует полного подчинения. Северин отказывается подчиняться и ведёт казачье войско на Польшу, уничтожая католических священников, польскую шляхту и евреев, которые её поддерживали. В мае 1596 г. превосходящие силы поляков осадили казацкий лагерь. В урочище Солоница (около Лубен) на р. Суле завязалось сражение, получившее известность как Солоницкий бой. После почти двухнедельной обороны Г. Лобода вступил в переговоры с Жолкевским, однако тот лишь затягивал их, окружая лагерь. Узнав о переговорах казацкой старшины с Жолкевским, повстанцы заподозрили Лободу в измене и убили его. Новым гетманом был выбран Кремпский. В конечном итоге, казаки вынуждены были сдаться. По условиям договора они 28 мая 1596 г. выдали Наливайко (одна из версий) и всю старшину, пушки, огнестрельное оружие и амуницию, хоругви и серебряные трубы, а взамен должны были получить амнистию. Но несмотря на выполнение казаками всех условий договора, поляки внезапно напали на безоружных и устроили резню. Побратимов Северина Наливайко – полковника Матвея Шаулу, замучили сразу, а казака Панчоху жестоко четвертовали. Тысячи повстанцев вместе с жёнами и детьми были убиты (из 10 тыс.- в живых осталось 1,5). Лишь небольшой казачий отряд во главе с К. Кремпским сумел вырваться из окружения и уйти на Запорожье.

Наливайко также удалось уйти (другая версия), но польско-литовские власти делали всё возможное, чтобы заполучить его в свои руки. Позже поляки его схватили и, чтобы успокоить возмущённых казаков, заверили - «волос не упадёт с головы», его, дескать, просто отвезут для переговоров к королю. Казацкого атамана перевезли в Варшаву, долго и изощренно пытали, и затем замуровали в темнице. 11(21) апреля 1597 г. Северина Наливайко вместе с четырьмя приближёнными ему казаками четвертовали на варшавской площади при большом скоплении народа. Во время жестокой казни запорожский казак держался мужественно - он знал, что умирает за православную веру и свободу своего народа. Эта история во многом вдохновила Н.В. Гоголя, который использовал её в сцене казни казаков в Варшаве, описанной в повести «Тарас Бульба». Те муки, каким был подвергнут сын Тараса Остап, пришлось вынести легендарному запорожцу Наливайко. Его тело разрубили на четыре части и развесили их в разных местах. Такими сильными были ненависть польских панов и их страх перед казацким гетманом. Позже родилась легенда, согласно которой Наливайко и его близкие сподвижники были подвергнуты особо варварскому способу уничтожения - изжарены внутри то ли медного коня, то ли медного вола по приказу самого короля. Восстание Наливайко стало знаковым событием на пути борьбы за свободу. Пройдет всего полвека, и национально-освободительная война во главе с Б. Хмелей завершит то, к чему стремился Наливайко – ценой кровавых битв и общенародного восстания даст свободу Украине и станет важным этапом на пути освобождения Белоруссии.

Продолжение следует в части  42                http://proza.ru/2019/08/09/1288