Что-то вот архитектора Валю Ковальчука, вспомнил

Сергей Чибисов
Вставай страна огромная...
22 июня. 70 лет назад был жаркий день на западной границе СССР. Немцы напали первыми.

А 30 лет назад в селе Сурава тамбовской области открывали памятный знак о 546 молодых мужчин, не вернувшихся в эти края. Когда мне, тогда ещё молодому пацану, тоже в общем то ещё пацан районный архитектор Валентин Ковальчук предложил разработать проект памятной стеллы и место уже показал и идею. На ЖБИ отольют плиту на 3 метра над землёй поставят у школы, надо это всё изобразить. Когда я побывал в селе, я не мог себе представить, как будет смотреться 3-х метровая стеночка у 2-х этажной школы на фоне сараев и катухов. А между тем село Сурва раскинулось вокруг обширного каньёна на пойме речушки Суравы и я увидел то место, где любая форма будет значима среди отрешённого от суетливых людских построек. Власти удалось уговорить отказаться от намеченного места. Мне пришлось ещё их уговорить раскошелиться на три плиты и отлить их по максимальной возможности ЖБИ-6-ти метровыми. Три плиты встали, как один из миллиона взрывов на полях сражений. Мне позже довелось запректировать и построить около 10-ти памятников на просторах тамбовщины. Они все гораздо были повыразительнее! Но этот скромный памятный знак мне дорог особо.

Недели две назад мне позвонил житель этого села -военный лётчик Слава (уже давно на пенсии) и пригласил на торжество в честь 30 летия этого памятника. Но торжества не получилось. Не осталось никого на селе, кто бы мог к этому подготовиться. В селе почти не осталось местных жителей. Населяют его сейчас в основном курды. Но у курдов-свои герои. А я вот накинул сейчас за помин этих ребят из славного села Суравы уходивших на бой из бушующего жизнью и весной русского села и вспомнил, как в это утро динамики совхоза на всю мощь включили песню "Вставай страна огромная, вставай на смертный бой..." Как диктор тамбовского радио, приглашённый на это мероприятие два часа под палящим солнцем читал списки погибших односельчан. Тогда ещё село было наполнено жизнью и людьми, чьи корни тянулись из многовековой истории села.

Лётчик, который тогда 26 летним молодым человеком так радовался, что в его селе поставили этот знак, уже 19 лет, как отлетав своё, вернулся на родную землю. Водит тут пчёл, лошадей, ведёт крестьянское хозяйство. Я размещу фотки и даю вот ссылку на них.
Пустынна стала эта земля, но русский дух витает в этом голубом просторе над широкими полями, русский дух тех молодых ребят, что не вернулись в эти края. Но они здесь! В каждой трвиночке и былиночке этого волж
шебного воздуха, в каждой капельке удивительно святой колодезной воды, в лучах заходящего солнца, уходящего из этого дня 22 июня 2011 года.

Что-то вот архитектора Валю Ковальчука, давно покойного вспомнил. Вспомнил, как он любил накинуть и утром, на работе, накинув стакан водяры, выпивал стакан подсолнечного масла, чтобы бабули посетительницы не учуяли запаха. Я сегодня, поминая Валю, использую иногда этот его приём, чтобы жёнушку не беспокоить переживаниями:))))