В Национальном театре прошла премьера драмы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Коллектив театра имеет большой опыт в постановке классики: в его репертуаре и «Ревизор», и «Капитанская дочка», и «Горе от ума». Русский драматический театр (кстати, тоже национальный, - русский - но так уж повелось в нашем городе, что только театр удмуртский называют национальным) тоже ставит на сцене произведения Пушкина, Гоголя. Концепция постановки классических произведений у двух театров разная, это просто замечательно! Ижевский зритель может получить незабываемые впечатления в театральном зале, после спектакля поразмыслить о «вечно живой» классике, способной трансформироваться в новые эпохи.
Кто создал пьесу по роману И.С.Тургенева, в афише не указано. Мне представляется это неуважением к зрителю, недостатком филологической культуры: Тургенев не пьесу написал, он выбрал определенный жанр отнюдь неслучайно. Богатые возможности обрисовки внутреннего мира в романе отличаются от средств создания образа в драме. Если для постановки на сцене текст «пересоздается» ( а для премьеры в Национальном театре он немало пересоздан!), то и автор должен быть назван для зрителя, хотя бы уже потому, что из огромного романного материала отобраны определенные сцены и даже введены как действующие персонажи( тетка Одинцовой). Всё это создает новый текст, другое прочтение, толкование.
Мне кажется, автору инсценировки блестяще удалось провести перед зрителем проблему «отцы и дети». В этом плане спектакль построен чрезвычайно цельно. Это большая заслуга режиссера – постановщика заслуженного артиста России, народного артиста Удмуртии, заслуженного деятеля искусств Удмуртии В.И.Сафонова.
Построенная на антонимах проблема находит отражение в цветовом решении художника – постановщика заслуженного художника России В.Анисенкова. Белое в усадьбе и костюмах Кирсановых, сочетание белого с черным в костюме Аркадия. Черный костюм Базарова, черная траурная, словно предвещающая смерть обожаемого единственного сына скатерть в доме Базаровых. Цветные аляповатые жилеты Ситникова и губернатора. Зрителю предлагается понимание хорошо известных со школьной скамьи героев и проблем. Сложен костюм Одинцовой, хотя и с преобладанием серого, черного. Но и бездетную героиню, не причастную к проблеме выстраивания отношений с новым поколением, совершенно не занятую новыми веяниями в умах столичной молодежи, нелегко включить в антонимическую пару: отцы – дети.
Проблема понимания разных поколений отчетливо проводится в отобранных из романа эпизодах, в том числе и двух сцен, связанных с неустанными попытками отца Аркадия Кирсанова, Ни колая Петровича, с желанием сблизиться, понять друг друга, общаться, дружить, обогащать жизнь друг друга. Первый - это почти бессловесный эпизод, так потрясший Николая Петровича, когда Аркадий ласково, как у ребенка, отнял у него томик любимого Пушкина и вложил в руки «Материю и силу». Сын даже не тратит слов на то, что читать Пушкина не следует, он просто отнимает книгу. И так же, не затрачивая бесполезно аргументов, руководит чтением отца. Другой эпизод, часто оставляемый читателем совершенно без внимания, - это воспоминания Николая Петровича о ссоре с матушкой. Тогда у него, молодого, никакого трагического впечатления эта ссора не вызвала: уверенный не только в том, что старики не могут понять молодых, он был незыблемо уверен также и в собственной правоте. Как горько ему сейчас отзывается эта незыблемая уверенность!..
Отобранный из христоматийного романа материал не всегда хорошо помнится сидящими в зале, но служит своей цели безотказно. Например, упоминания о переписке матери Аркадия с матерью Одинцовой; память о службе лекарем отца Базарова в дивизии деда Кирсанова и попытка дать о нем благожелательный отзыв, что не удалось. Всё это углубляет рамки проблемы «отцы и дети» во времени, снимает остроту противопоставления аристократов и нигилистов и открывает зрителю проблему вечную, упоминаемую еще на глиняных табличках, обнаруженных при раскопках в древнем Египте о том, что «дети не слушают своих родителей». Особенно отчетливо сказывается всё это с появлением на сцене тетки Одинцовой – глухой, ворчливой, гневной, покинутой. Выходя на сцену первоначально с Катей, выполняющей любые вздорные приказания, а затем одинокая, пытающаяся хоть кого – нибудь докликаться, хоть от кого – нибудь получить обездвиженному человеку помощь - не прообраз ли одинокой старости стариков Базаровых?
Изображение любовных перипетий героев романа мне не представляется такой цельной.
Режиссерские задумки передают зрителю актеры. Игра артиста Максима Григорьева вносит значительный вклад в галерею базаровских образов, созданных на сцене и в экранных постановках. Список Базаровых здесь включает самые прославленные имена, и всё же М.Григорьеву удалось создать яркий, своеобразный характер, цельный образ, не повторяющий уже известные. Зрители, уже видевшие на сцене М. Григорьева в роли Чацкого, ждут высокой оценки его творчества и присвоения актеру почетного звания.
Настоящей удачей постановки я считаю создание заслуженным артистом республики Игорем Моисеевым образа Павла Петровича. Стройный, подтянутый, с выразительной неторопливой речью, И.Моисеев словно сошел со страниц старинного романа. Прекрасно сыграна им сцена дуэли с Базаровым и страдания от легкого ранения.
Заслуженная артистка Удмуртии Оксана Гаврилова – женщина необыкновенной красоты, на таких актрис хочется смотреть и смотреть. С какой неподражаемой грацией носит она на сцене исторические костюмы! Мне представляется, что в сцене объяснения с Базаровым недостает тепла, женской кокетливости: именно она старается привлечь внимание Базарова, пробует на нем свои женские чары и хочет видеть его у своих ног.
У Национального театра Удмуртии есть своя публика, в городе и республике хорошо знают его артистов и очень любят его спектакли. Театр работает интересно, современно, глубоко.