о спектакле в Ижевском Удмуртском национальном теа

Наталья Сурнина 2
    В Национальном театре прошла премьера драмы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».   Коллектив театра имеет большой опыт в постановке классики: в  его репертуаре и «Ревизор», и «Капитанская дочка», и «Горе от ума». Русский драматический театр (кстати, тоже национальный,  -  русский -   но  так уж повелось в нашем городе, что только театр удмуртский называют национальным)  тоже ставит на сцене произведения Пушкина, Гоголя.  Концепция  постановки классических произведений у двух театров разная, это просто замечательно!  Ижевский зритель может получить незабываемые   впечатления в  театральном зале, после спектакля поразмыслить о «вечно живой» классике, способной  трансформироваться в новые эпохи.
   Кто создал  пьесу по роману И.С.Тургенева,  в  афише не указано. Мне представляется это неуважением к зрителю, недостатком  филологической культуры:  Тургенев не пьесу написал,  он выбрал определенный жанр отнюдь неслучайно. Богатые возможности обрисовки внутреннего мира в романе отличаются от  средств создания образа в драме.  Если   для постановки на сцене   текст  «пересоздается» ( а  для премьеры в Национальном театре он  немало пересоздан!), то и автор  должен быть назван для зрителя, хотя бы уже потому, что из огромного  романного материала  отобраны определенные сцены и даже введены как действующие персонажи( тетка Одинцовой).  Всё это  создает новый  текст,  другое прочтение, толкование.
    Мне кажется, автору инсценировки блестяще удалось провести  перед зрителем проблему «отцы и дети».  В этом плане спектакль построен чрезвычайно цельно.  Это большая заслуга режиссера – постановщика заслуженного артиста России, народного артиста Удмуртии, заслуженного деятеля искусств Удмуртии В.И.Сафонова.
       Построенная на антонимах проблема  находит отражение в  цветовом решении  художника – постановщика заслуженного художника России В.Анисенкова.  Белое в усадьбе и костюмах  Кирсановых, сочетание белого с черным в  костюме Аркадия.  Черный  костюм Базарова, черная траурная, словно предвещающая смерть  обожаемого единственного сына скатерть в доме Базаровых.  Цветные аляповатые  жилеты  Ситникова и губернатора. Зрителю  предлагается понимание  хорошо известных со школьной скамьи  героев и проблем.   Сложен костюм Одинцовой, хотя и  с преобладанием серого, черного. Но и бездетную  героиню, не причастную к  проблеме выстраивания  отношений с новым поколением, совершенно не занятую  новыми веяниями  в умах  столичной  молодежи,  нелегко включить в  антонимическую пару: отцы – дети.
   Проблема   понимания разных поколений отчетливо проводится в отобранных из романа эпизодах, в том числе и двух сцен, связанных с   неустанными попытками отца Аркадия Кирсанова, Ни колая Петровича,    с желанием  сблизиться, понять друг друга,   общаться, дружить, обогащать  жизнь друг друга.  Первый - это почти бессловесный эпизод, так  потрясший Николая Петровича, когда Аркадий ласково, как у ребенка, отнял у него томик любимого Пушкина и  вложил в руки «Материю и силу».  Сын даже не тратит слов  на то, что  читать Пушкина не следует, он просто отнимает книгу.  И так же, не затрачивая бесполезно аргументов,   руководит чтением отца. Другой эпизод, часто   оставляемый читателем совершенно без внимания, - это воспоминания  Николая Петровича о ссоре с матушкой.   Тогда у него, молодого,  никакого трагического впечатления  эта ссора  не вызвала: уверенный не только в том, что старики не могут понять молодых,   он был  незыблемо уверен также  и в  собственной правоте. Как горько ему   сейчас отзывается эта  незыблемая уверенность!..
    Отобранный из христоматийного романа материал  не всегда хорошо помнится  сидящими в зале, но  служит своей цели  безотказно.  Например, упоминания о  переписке матери Аркадия  с матерью  Одинцовой;  память о  службе лекарем отца Базарова в дивизии  деда Кирсанова и  попытка   дать о нем  благожелательный отзыв, что не удалось.   Всё это   углубляет  рамки проблемы  «отцы и дети» во времени,  снимает  остроту противопоставления аристократов и нигилистов и  открывает зрителю  проблему вечную, упоминаемую еще на глиняных табличках, обнаруженных  при раскопках в древнем  Египте  о том,  что «дети не слушают своих родителей».           Особенно отчетливо  сказывается всё это с  появлением на сцене тетки  Одинцовой – глухой, ворчливой, гневной, покинутой.  Выходя на сцену   первоначально с Катей,  выполняющей   любые вздорные  приказания, а затем одинокая, пытающаяся хоть кого – нибудь докликаться, хоть от кого – нибудь получить обездвиженному человеку помощь -   не  прообраз ли одинокой старости стариков Базаровых?
   Изображение  любовных  перипетий  героев  романа  мне не представляется такой цельной.
  Режиссерские задумки   передают  зрителю актеры.  Игра артиста Максима Григорьева вносит значительный вклад в  галерею  базаровских образов, созданных на сцене и  в экранных постановках.  Список Базаровых здесь включает самые прославленные имена, и всё же М.Григорьеву удалось создать яркий, своеобразный характер,  цельный образ, не повторяющий  уже известные.  Зрители,  уже  видевшие на сцене М. Григорьева в роли Чацкого,  ждут    высокой оценки его  творчества   и присвоения актеру почетного звания.
     Настоящей удачей постановки я считаю создание  заслуженным артистом  республики Игорем Моисеевым образа Павла Петровича.  Стройный, подтянутый,  с выразительной неторопливой речью,  И.Моисеев словно сошел со страниц старинного романа.  Прекрасно сыграна им сцена дуэли с Базаровым  и  страдания от легкого ранения.
    Заслуженная  артистка Удмуртии Оксана Гаврилова – женщина  необыкновенной красоты,  на таких актрис хочется смотреть и смотреть. С какой неподражаемой грацией носит она на сцене исторические костюмы!  Мне представляется, что в сцене объяснения с Базаровым  недостает   тепла, женской кокетливости: именно она старается привлечь внимание Базарова,  пробует на нем свои женские чары и хочет  видеть его у своих ног.
   У Национального театра Удмуртии  есть   своя публика, в городе и республике хорошо знают его артистов и очень любят его спектакли.  Театр работает  интересно, современно,  глубоко.