На войне чего только не случалось

Владимир Врубель
Эскадренный миноносец  «O'Bannon», названный в честь лейтенанта корпуса морской пехоты, отличившегося в сражениях в 19 веке, вошёл в состав военно-морского флота США 26 июня 1942 года.

Это был один из наиболее заслуженных боевых кораблей, которому довелось участвовать во многих сражениях. 5 апреля 1943 года эсминец возвращался после артиллерийского набега на японские позиции у Соломоновых островов.

К своему изумлению вахтенный офицер и матросы увидели японскую подводную лодку. Ею оказалась RO-34, которая спокойно шла в надводном положении. Судя по всему, японцы не подозревали о присутствии американского эсминца.

Более того, видимо её экипаж был так вымотан, что вахтенные матросы крепко спали на палубе. Но, судя по всему, и американцы обнаружили противника в последний момент. Командир эсминца принял решение таранить подлодку.

Однако кто-то из офицеров на мостике высказал опасение, что это подводный минный заградитель. Командир и офицеры напряжённо вглядывались в подводную лодку, стараясь определить её тип.

Взлететь вместе с ней на воздух никому не улыбалось. Когда столкновение выглядело уже неизбежным, командир эсминца решил не рисковать и отвернул. Эсминец и подлодка оказались идущими борт о борт параллельными курсами.

Японцы проснулись, послышались команды, и они бросились к орудию. Подводная лодка находилась в мёртвой зоне для корабельной артиллерии эсминца, возвышавшегося над нею.

Если бы японцы в упор открыли огонь по американскому кораблю, исход боя было бы трудно предсказать. Личного оружия ни у кого на палубе и на мостике не было. А всё решали секунды.

Американцы оказались в положении охотника, который залез по пояс  в берлогу.  Тогда матросы стали швырять в японцев картофелинами из мешков, стоявших на палубе.

Те приняли картофелины за гранаты и мигом скрылись в люке рубки.
Подлодка стала погружаться, и тогда эсминец потопил её глубинными бомбами. По этому случаю фермеры, выращивающие картофель, установили памятную доску в честь такого события.

Об этом вы можете прочитать и в интернете в качестве официальной версии, и об этом писала вся американская пресса. Но, зная, что моряки, выражаясь морской терминологией, могут «загнуть», а попросту приврать, я стал копаться глубже.

Выяснил, что на самом деле радиолокаторщик доложил командиру эсминца коммандеру Дональду Мадональду о подводной лодке, когда она находилась на достаточно большом расстоянии.

Тот приказал немедленно открыть по ней огонь из малокалиберной артиллерии, на которой находились в готовности зенитчики. Подводная лодка получила повреждения, но всё же погрузилась.
 
Сделав два захода, подводную лодку потопили глубинными бомбами. Из 66 человек её экипажа не спасся никто.

По мнению командира, эта басня разнеслась со слов кока, который сказал, что он мог бы попасть картошкой в подводную лодку. Макдональд сказал корреспонденту, что никакой чемпион не добросил бы картофелину до подводной лодки, находившейся на таком большом расстоянии.

К тому же никаких мешков с картофелем на палубе не было, да и быть не могло. Как не стал бы командир обсуждать с офицерами на мостике, как ему поступить.

Но история понравилась, и её разнесли все газеты. Смешно, но и у нас некоторые люди приняли её за чистую монету.