Берег моря и Красная палатка. История любви

Руслан Богатырев
Романс "Берег моря" и фильм "Красная палатка" | История любви

Почти 50 лет назад 24 декабря 1969 г. в Риме состоялся премьерный показ художественного фильма "Красная палатка" (La tenda rossa). То был последний фильм нашего прославленного режиссёра Михаила Калатозова, только что получившего звание народного артиста СССР. Того самого, кто в 1958 г. за фильм "Летят журавли" получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля.

В основу его новой работы легли материалы итальянского инженера Умберто Нобиле о его втором трагическом полёте на дирижабле "Италия" к Северному полюсу (1928). Членов полярной экспедиции тогда спасал советский ледокол "Красин" ("Святогор") под командованием Карла Эгги.

Идея создания фильма "Красная палатка" возникла в середине 1960-х годов. На кинофестивале в Германии продюсер одной немецкой компании сделал Михаилу Калатозову предложение поставить фильм о трагедии экспедиции Нобиле. Идея Калатозова заинтересовала. С согласия фирмы сценарий "Спасение экспедиции Нобиле" написал известный писатель Юрий Нагибин. Но что-то немецким партнерам там не понравилось. Проект развалился. А весной 1967 г. в Риме с большим успехом прошла ретроспектива фильмов Калатозова, на которой и была решена судьба новой картины.

Создание фильма вылилось в грандиозный проект Италии и СССР. С итальянской стороны продюсировал фильм Франко Кристальди, основатель и глава кинокомпании "Vides Cinematografica" (в 1977 г. он стал президентом Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров). С советской стороны в съёмках был задействован "Мосфильм". Сценарий Юрия Нагибина переделывали и дорабатывали итальянцы (Эннио де Кончини).

Съёмки продолжались 60 недель в разных местах от Рима до Земли Франца Иосифа. Бюджет 10 миллионов долларов. Мировые звёзды кино (Шон Коннери, Клаудиа Кардинале). С нашей стороны — Эдуард Марцевич, Юрий Соломин, Донатас Банионис, Никита Михалков, Юрий Визбор. Потрясающие по красоте ландшафты.

На фоне драматических событий — прекрасная история любви. Исполнительница главной женской роли Клаудиа Кардинале была в то время невестой Франко Кристальди. Так что фильм получил дополнительный эмоциональный импульс.

Советская версия картины "Красная палатка" монтировалась Калатозовым, а Кристальди оставил за собой право монтажа для международного проката и пригласил режиссёра-монтажёра из Великобритании.

Версия Кристальди была намного короче. В русской версии фильма звучит музыка Александра Зацепина. Кристальди же хотел, чтобы музыку к фильму писал Дмитрий Шостакович, и от музыки Зацепина отказался.

Произошёл редкий случай в практике кино. "Красная палатка" вышла на экраны не только в двух монтажных версиях, но и в двух музыкальных вариантах (версия Франко Кристальди с музыкой Эннио Морриконе и Михаила Калатозова с музыкой Александра Зацепина).

Премьеры этих версий также были в разное время — в рождественский вечер 24 декабря 1969 г. в Риме и 24 апреля 1970 г. в Москве.

Более подробно о съёмках картины "Красная палатка": http://seanconneryfan.ru/redtent.html

=== Из интервью Эннио Морриконе "Российской газете" (2005)

— Расскажите о вашем сотрудничестве с русскими кинематографистами.

— Я писал музыку для двух русских картин. Первой была "Красная палатка" — фильм Михаила Калатозова о спасении полярной экспедиции Нобиле, снятый ещё в СССР в 1969 году. А недавно я с радостью принял предложение Владимира Хотиненко написать музыку к его картине "72 метра". Потому что это прекрасный фильм, который очень трогательно рассказывает о трагедии, пережитой русскими моряками-подводниками.

=== Из интервью Александра Зацепина

— «Красная палатка» — самое большое невезение в моей, в общем-то, счастливой композиторской судьбе. По настоянию режиссёра фильма Михаила Калатозова я был утверждён единственным композитором "Красной палатки". С этим согласились и итальянские продюсеры, которым выслали мои музыкальные фрагменты. Однако из-за безалаберности советского кинопроизводства картина не была готова в срок. Итальянцы затребовали отснятый материал, быстро его смонтировали, позвонили на "Мосфильм": где музыка? Я говорю Калатозову: "Давайте записывать, у меня всё готово". Он мне отвечает, что у него ещё нет окончательного монтажа… Итальянцы ждали месяц, а потом заказали музыку Эннио Морриконе…

==============================

Александр Зацепин очень гордился (и по праву!) этой своей работой, о которой, к сожалению, многие позабыли. И Морриконе в ней он, на мой взгляд, превзошёл.

В начале 2008 г. я написал первую версию романса на замечательную музыку Александра Зацепина. Романс в черновом варианте долго пролежал на полке и лишь в апреле этого года, спустя 10 лет обрёл новый вид.

БЕРЕГ МОРЯ
(муз. Александр Зацепин, сл. Руслан Богатырев)

Берег моря голубой.
Крики чаек над волной.
Плыли к солнцу паруса,
Отражаясь в твоих глазах...

< проигрыш >


В этой песне неземной
Снова слышу голос твой.
"Как бездонны небеса",—
Пела скрипка в рассвете сна.


Ветер в душу рвётся,
Плачет и смеётся
Надо мной…


Берег моря голубой.
Крики чаек над волной.
Тают в дымке паруса…
Как бездонны твои глаза...

https://www.youtube.com/watch?v=3U_7GZBHTQ8

https://www.stihi.ru/2018/04/10/5650