402 Годовщина БПК Свирепый 12 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

402. Годовщина БПК "Свирепый". 12 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Воскресенье 12 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане. Дневная температура: мин.: 6.0°C, средняя: плюс 10.0°C тепла, макс.: плюс 13.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 5.8°C. Восход солнца – 05:09, заход солнца – 21:55 в воскресенье 12 августа 1973 года (GMT+1), район наблюдений метеостанции Рейкьявик (Исландия). В районе пребывания БПК "Свирепый" в Атлантическом океане ("Фареро-Исландский рубеж", англ. GIUK gap) ветер умеренный (4 балла), скорость ветра 6 м/с (21,6 км/ч). Волнение моря тоже умеренное - 4 балла, белые барашки на гребнях волн видны во многих местах. Волны высотой 1,1,5 м и длиной до 15 м.

Принятые с танкера СМТ "Шексна" топливо и пресная вода сразу же изменили настроение командира БАК "Свирепый" капитана 3 ранга Е.П. Назарова, офицеров, мичманов, старшин и матросов экипажа корабля. Баня, постирушка постельного и нательного белья, стирка матросских роб, а самое главное замена постельного белья на новое, воспринималось всеми как праздничный подарок, как удача судьбы. Погода была нормальная для августа, на корабле все были здоровы, сыты. благоухали чистотой, повсюду был привычный уклад и порядок, вахты и подвахты уже превратились в биологический ритм и теперь никого не надо было будить или напрягать, учить и заставлять. Ко мне в библиотеку опять зачастили старшины и матросы, мичманы и офицеры, чтобы на досуге или урывками "что-нибудь почитать".

В воскресенье 12 августа 1973 года исполнился ровно 1 год со дня рождения БПК "Свирепый", с того момента, когда впервые на нашем флагштоке взвился шёлковый Военно-Морской Флаг ВМФ СССР, наш боевой флаг-знамя. Ветер сейчас трепал небольшой военно-морской флаг на стеньге нашей мачты и он уже точно был "боевым", то есть потрёпанным на концах, а потому ещё более воинственным и дорогим нам. Среди годков даже началось соперничество за этот потрёпанный флаг БПК "Свирепый", чтобы забрать его с собой, когда заменят на новый.

БПК "Свирепый" после приёмки топлива и пресной воды не уходил из района пребывания танкера и судна снабжения СМТ "Шексна", потому что где-то под нами в холодной глубине скрывалась и ждала своего часа та самая советская атомная подводная лодка (ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228), которая недавно осуществляла испытательный пуск новейшей баллистической ракеты (ракета Р-27У ракетного комплекса Д-5У). АПЛ ждала своего часа, когда небо и космос очистится от спутников и самолётов-шпионов и она сможет всплыть, чтобы в свою очередь заправится водой и всем необходимым с танкера СМТ "Шексна". Наша функция опять была охранная, БПК "Свирепый" должен был обеспечить безопасность и скрытность манёвров советской АПЛ и её заправку с танкера.

Ко дню рождения БПК "Свирепый" у меня давно был готов стенд с фотографиями того памятного дня, когда на БПК "Свирепый" утром 12 августа 1972 года на рейдовом катере прибыл командующий Балтийским флотом адмирал В.В. Михайлин и вручил нам шёлковый военно-морской флаг ВМФ СССР. Фотографии для этого стенда я приготовил для фотолетописи и мне было очень жаль, если моряки сняли бы их со стенда, поэтому я обернул планшет полиэтиленовой плёнкой и в таком виде вывесил праздничный стенд на один сегодняшний день. Праздничный поздравительный плакат я нарисовать не смог из-за сильной качки и занятости.

Честно говоря, первая годовщина дня рождения БПК "Свирепый" прошла как-то буднично, привычно и без каких-либо чрезвычайных происшествий: командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин поздравили экипаж корабля по КГС (корабельной громкоговорящей связи), коки испекли праздничные пироги с яблочным джемом и заварили крепкий индийский байховый чай, которым поили всех желающих в любое время, а в остальном всё было, как в обычный выходной день: лёгкие приборки, сытный завтрак, обильный обед и вкусный ужин, а вечером - кинофильм. Вот с кинофильмами уже была проблема, потому что мы практически пересмотрели все наши фильмы, даже артисты и певицы советской и зарубежной эстрады не так радовали нас, как прежде. Экипаж БПК "Свирепый" начал уставать...

В честь праздника "День рождения БПК "Свирепый" заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин выдавал в столовой личного состава всем морякам, не получившим по какой-то причине памятные значки "Свирепый", по новому значку и желающих набралось очень много. Значки были алюминиевые, штампованные и крепление (булавка) держалось за счёт слабого "защипа" штампованными буртиками. У моего значка булавка давно отскочила, тоже самое было у других ребят, и мы придумали новый способ крепления значков "Свирепый" к парадной форменке - путём пришивания значка "скобками" за уголки. Теперь замполит раздавал всем желающим новые значки, а мне не дал...

Только после показа ребятам кинофильма Дмитрий Васильевич позвонил мне в ленкаюту и пригласил к себе. Он угостил меня кружкой настоящего бразильского растворимого кофе (он очень любил настоящий кофе), открыл коробку, в которой находились сотни значков "Свирепый" и предложил мне взять любой - на выбор. Я взял один значок, не глядя, и демонстративно, но торжественно приколол его к робе. После этого Дмитрий Васильевич взял с меня клятвенное обещание, что я не буду сегодня ночью устраивать "посиделки в ленкаюте у Суворова"... Я давно заметил, что почти всё, что происходило у меня в ленкаюте, рано или поздно становилось известным либо командиру корабля, либо замполиту...

Связанный обещанием замполиту, я взял грех на душу и сказал своим друзьям-годкам, что чувствую себя неважно, что загрустил, устал, что мне сейчас "не до жиру, быть бы живу", что мой запас "шила" закончился. У ребят сразу же пропал интерес к посиделкам в ленкаюте и они побежали к радистам и связистам, у которых "шило" было в достатке. Я один снял тяжёлый стенд с переборки в коридоре личного состава, кое как дотащил его по трапам к ленкаюте, внёс, прислонил к косой переборке и... захандрил.

"Налетела грусть, пойду пешком пройдусь, мне её делить не с кем" - задолго до Александра Розембаума мысленно спел я самому себе присказку моего папы, Суворова Сергея Ивановича. Действительно, было грустно, вспомнился родной город, родительский дом, мама и папа, друзья и... Валя Архипова, моя первая настоящая школьная любовь. Как они там? Что у них происходит? Как жизнь? Как сложилась судьба у Валентины? Вышла ли она замуж за Валерку Ермошина? Мне казалось, что за прошедшее время БС (боевой службы) прошли уже годы, а не один месяц, что я стал намного взрослее, серьёзнее и теперь грущу не той грустью, что раньше, а с некоторой доброй и усталой усмешкой...

Сегодня опять замполит и мичман Толя Дворский, который нёс за Дмитрием Васильевичем коробку со значками "Свирепый", попытались в столовой личного состава спеть вместе с моряками песню о БПК "Свирепый":

Пусть знают – есть на Балтике седой,
Корабль с красивым стройным силуэтом,
Имеет он свой номер бортовой
И носит имя гордое «Свирепый».
...
Замполита и исполняющего обязанности комсорга корабля практически никто из матросов не поддержал, потому что у всех, вероятно, было такое же состояние и настроение, как у меня.  Не хотелось грустить, не хотелось ликовать, не хотелось петь или о чём-то разговаривать... Хотелось просто полежать, отдохнуть, расслабиться, не вставать на эти вахты, не сидеть с тупым выражением лица на подвахте и даже не хотелось спать только по часам. Хотелось простой, обычной, человеческой, нормальной жизни... Даже утренней пробежки по пирсу под промозглым сырым облачным небом хотелось, только бы в базе, в Балтийске, на берегу...

Поздно вечером 12 августа 1973 года в полной ночной тишине без тревог, звонков, команд и рапортов я записал свой дневник-ежедневник:
12 августа 1973 вс
Сегодня праздник. Всем давали значки «БПК «Свирепый». А мне – не дали. Обижен. Но потом замполит вручил мне значок. Немного похандрил. Писал письмо Вальке. Чёрт знает что! Завязал с воспоминаниями, надо работать, работать и работать. Сегодня годовщина нашему кораблю.

Фотоиллюстрация: 12 августа 1973 года. Атлантический океан. Морской район Атлантического океана под названием "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Там за кормой БПК "Свирепый" за 2090 км по прямой (1298,67 морских миль), то есть над морями и полями, горами и лесами, проливами и заливами, наша родная военно-морская база Балтийск, берег наш родной, Родина. Там всё и все... А сейчас вокруг нас бушует и злится на кого-то "батюшка Океан", который громоздит свои волны и даже заливает нам палубу юта (корму). Удары волн такие, что погнули нас стальные дюймовые трубы ограждения фальшборта. Фото из альбома Юрия Опарина.