The Police - угол зрения и любимые песни

Станислав Ларионов
их история звучит, как начало анекдота: встретились как-то раз проговый барабанщик, джазовый басист и гитарист белого блюза и решили играть панк.

Решили, но для панка умения каждого были избыточными, и получились кроме панка у них и реггей, и джаз; инструменталы записывали, импровизировать умели, в эксперименты их тянуло, но и мейнстримовые хиты писали.

Я поэтому и очень люблю, когда в панк идут образованные и умелые музыканты, потому что тогда получается очень глубокая и при этом минималистичная музыка, от которой - как от статуй Микеланджело - отсекли всё лишнее.

Все "отсекающие лишнее" в The Police были мастерами: кстати наименьшим из мастеров был как раз Стинг, его умение игры на басу уступало умениям его коллег по группе играть на своих инструментах. Стинг проявился прежде всего, как композитор и вокалист, а его басовые партии в первую очередь хуковые и яркие, скорее красивые, чем техничные, как например в сентиментальной "The Bed's Too Big Without You" с её ярким булькающим басовым рисунком.

Коупленд, как барабанщик - великолепен! Он не барабанит монотонно или одинаково по ходу всей композиции - он меняет рисунок, манеру игры, насыщает музыку деталями, но и его смены рисунков не простое украшательство или показуха, они работают на песню, придают ей динамики, жизни, движения, а детали обогащают тему.
Если отвлечься от голоса и мелодий Стинга и слушать только игру на барабанах можно обалдеть от удовольствия. Но никто от этого не балдеет, потому что никто этого не слышит, потому как Коупленд нафиг никому не нужен, когда есть голос и мелодии Стинга.

Гитарист Саммерс в The Police в песни вкладывает соль: его аккорды сразу и композиционные, и хуковые и создают отчётливый саунд. Без некоторых его фраз невозможно уже представить песни группы: "Roxanne" и её брякающие аккорды, раскатившийся в вакууме аккорд в "Walking on the Moon", вступление в "Message in a Bottle", знаменитый рифф "Every Breath You Take". По подаче он умеет быть и резким и нежным, развивая любую музыкальную идею.

8 лет, пять альбомов и ещё на один альбом сборник синглов и сайд-проектов потребовались чтобы The Police из панка превратились в джаз: сравните "Roxanne" с первого и "Wrapped Around Your Finger" с последнего альбомов, где сходные тематики неверности, наслаждения и порока решены совершенно по разному.

Вообще, первый и второй альбомы свежие наполненные и живые, хотя, пожалуй, на первом энтузиазма больше, чем умения.
Дебют The Police "Outlandos d'Amour" - искажённое с французского «Outlaws of Love» (Преступники любви), где в первом слове смешали «преступники» и «коммандос», откровенно сырой, но такой жизнерадостный, что, может, он один из самых задорных и оптимистичных альбомов рока.

Второй альбом "Reggatta de Blanc" - ("Белое регги") на псевдо-французском - мог бы быть законченным шедевром, как "The Dark Side of the Moon" или 4-й Led Zeppelin, если бы барабанщик не решил, что он тоже певец и композитор и не испортил альбом тремя своими песнями.

Третий альбом "Zenyatta Mondatta" - вероятно контаминация слова Reggatta из названия предыдущего альбома со словами "дзен" и французским "Мир" («Le Monde») звучит также, как и называется - претенциозно и пусто!
"Зиятта мандата" показала, что The Police стали играть стильную пустоту. Материала нет, а играют классно. И панк ушёл - это уже джаз.

Альбом "Ghost In The Machine" уже унылый и мёртвый. Назван "Призрак из машины" так такой машинный и получился. Неприятно его слушать.

Последний альбом группы "Synchronicity" объединил всё: мёртвяк 4-го, стиль 3-го и силу первых альбомов.

Мне жаль, что к этому времени пропали панковские номера, такие как "So Lonely", "It's Alright for You" и, особенно, стремительная "No Time This Time" вдохновившая, полагаю, Кинчева на песню "Волна". Все эти резкие, гортанные крики Стинга, напор, энергия очень оживляли музыку группы в начале их творчества.

Зато на ранних альбомах не могла появиться "Synchronicity I" - эксперимент удачный и сильный, который не надоедает слушать.

Сборник ниже и отразил мой выбор песен и альбомов - так "Reggatta de Blanc" попал в сборник чуть не целиком, тогда как из "Ghost In The Machine" протиснулось всего две песни. Огорчил сборный альбом из би-сайдов и синглов - я ожидал от него большего, а попала всего одна очень образная атмосферная композиция, которая никуда не вяжется - "I Burn For You", записанная во время сессий "Zenyatta Mondatta".

Идеальной композицией The Police, пиком их формы мне кажется "Message in a Bottle", в ней собрано всё лучшее в лучшем виде. Очень подвижная по динамике песня словно живёт, движется, при этом каждая часть гармонична, но по своему, песня словно всё время меняется, но целостность её не нарушается. А музыкальное развитие коды с её многократным повторением финальной фразы словно вырывается на свободу, придаёт композиции воздуха.
Даже детальки-"пасхалки" в песне спрятаны: так, после многократного повторения "Sending out an S.O.S." в конце песни на последний раз Стинг еле слышно, чуть изменив мелодию поёт "Sending out an Esso Blue."
"Esso Blue" - это керосин для домашних примусов в Англии, в детстве Стинга, видать, достала их рекламная песенка "Esso Blue Dum Dum Dum!"

"Spirits In The Material World" выглядит, как злая сестра "Message in a Bottle". Вроде композиционно более совершенная, сходная по динамике и гармонии с предшественницей она не имеет её свежести и жизни, и, как по мне, в ней очень много нарочитых подчёркиваний.

Или вот ещё одна пара: "Can't Stand Losing You" и "Don't Stand So Close to Me" - сравнение подчёркивает натужность последней.

У The Police много инструменталов и недалеко ушедших от них песен, основанных на импровизации. И снова, если смотреть хронологически видно, как со временем живость и энергия панка уступают место стилю и размеренности джаза: от "Masoko Tanga" на первом альбоме до "Tea In The Sahara" на последнем через "Deathwish", "Driven to Tears", "Shadows in the Rain" и "Darkness". Импровизирующее трио мне очень симпатично подвижностью и свободой музыки, с её огромными пространствами воздуха в композициях. Лучшей же из импровизационных мне кажется стала "Bring on the Night" которая после вступительного отсчёта ритмом вкатывается плавной волной и пританцовывая на припевах уносит слушателя с собой.

Outlandos D'Amour - So Lonely
Outlandos D'Amour - Roxanne
Outlandos D'Amour - Can't Stand Losing You
Outlandos D'Amour - Masoko Tanga
Reggatta de Blanc - Message in a Bottle
Reggatta de Blanc - It's Alright for You
Reggatta de Blanc - Bring on the Night
Reggatta de Blanc - Deathwish
Reggatta de Blanc - Walking on the Moon
Reggatta de Blanc - The Bed's Too Big Without You
Reggatta de Blanc - No Time This Time
Zenyatta Mondatta - Don't Stand So Close to Me
Zenyatta Mondatta - Driven to Tears
Zenyatta Mondatta - Shadows in the Rain
Message In A Box - I Burn For You
Ghost In The Machine - Spirits In The Material World
Ghost In The Machine - Darkness
Synchronicity - Synchronicity I
Synchronicity - Every Breath You Take
Synchronicity - Wrapped Around Your Finger
Synchronicity - Tea In The Sahara

и бонусом композиция, которая сильная сама по себе, но вот ни разу вообще не Полисовская по духу. Недаром Стинг её плёнки натурально закопал под деревом возле студии, так она ему не нравилась.
Zenyatta Mondatta - Behind My Camel

Внешняя ссылка на текст с песнями https://vk.cc/9sVwBE