От казаков днепровских до запорожских ч. 8

Николай Мринский
Оно периодически пополнялось за счёт выходцев из русских и украинских княжеств, которые стремились к воле и свободе, но доля этого пополнения была небольшой. Земля бродников позднее, стали называть Диким Полем поляки, литовцы, русские и др. Здесь возникает вопрос - откуда в X века в пределах Дикого Поля появился многочисленный народ - юго-восточные славяне - бродники? История, на этот счёт, не дает каких-либо разъяснений. Выходит, что они появились таинственно - из ничего, из ниоткуда. В этой связи нелишне вспомнить, что в V-VI вв. н. э. также таинственно в никуда исчезает целый народ - скифы. Причём территория Скифии (по Геродоту) и Дикого Поля полностью совпадают, идентичны обычаи и внутренний уклад жизни скифов и бродников, совпадает даже одежда и внешний вид. Оба народа язычники, и те, и другие прекрасные наездники, воинственны и отважны. По всем признакам это один и тот же народ, который греки называли скифами, а русские - бродниками. Похоже, что скифы никуда не исчезали (ряд историков считают, что о них, длительный период времени просто замалчивали), а бродники не появлялись из ниоткуда. Так не бывает, потому что народы не падают с неба и не исчезают бесследно - считает в своем объёмном исследовании кандидат наук В.Ф. Авраменко из г. Краснодара. Скифы и бродники - один и тот же народ под разными названиями, но в русской истории во все времена упорно не хотят признавать скифов предками славян и более того всячески скрывают эту взаимосвязь, уводя исследователей в другую сторону.

Ведь если признать скифов предками юго-восточных славян-бродников и аборигенами, а не пришельцами в эти земли, то у России нет никакого исторического права на земли Дикого Поля (Скифии). Если же скифы пришельцы, а бродники пошли от беглого люда или произошли не от скифских племён, то такое право якобы у России есть (2). Профессор Бронислава Овчинникова в своём труде о бродниках за 1998 г. видит прообраз казаков в бродниках - славянском населении причерноморских степей. В XI – XIII вв. бродники селились по берегам рек, в их устьях и прежде всего Дона и Днепра. Они были вольные и «бродили» в степях, хорошо в них ориентируясь. Часто бродники, через степи, сопровождали за определенную плату купеческие караваны, проводили их через речные броды, которые сами занимали, снабжали провиантом (в основном рыбой) воинов и купцов. Рыбари бродников пользовались в основном бреднями, или как их ещё называли бродаками. От этой рыболовецкой  и весьма уловистой снасти возможно и произошло название целого народа. Выгодное расположение общин «промысловой вольницы» у бродов через водные преграды, обеспечивало и их безопасность. Ведь враг из степи, мог напасть на поселения бродников только через брод (ещё одна версия названия народа от слова брод). Вообще же реки, с одной стороны - всегда являлись наиболее надёжными путями сообщения, с другой - всегда были богаты рыбой и изобилием водоплавающей птицы, что позволяло заниматься добычей и без особых усилий приготавливать пищу.

В этой связи свободный люд, будучи профессиональными воинами, старался держать реки под своим постоянным контролем. Обработкой земли бродники занимались слабо и неохотно. Гораздо больше внимания они уделяли скотоводству. В основном всё нужное для жизни добывалось в походах в виде военных трофеев, как на суше, так и на воде. Бродники, проживая оседло и полуоседло в низовьях Дона и Днепра, старались поддерживать тесные отношения с соседями, в том числе с племенами Сев. Кавказа - касогами, ясами, зихами. В древнерусских летописях первое упоминание о славянах-бродниках и их городах («бродничи месты», где-то недалеко от Верхнего Дона) относится к 1146-1147 гг. В очередной княжеской усобице они вместе с половцами пришли в 1147 г. на помощь Святославу Ольговичу. Обратимся далее к мнению историка, академика В.В. Мавродина: «Бродники - это тюрки-кочевники. За это говорит, во-первых, то, что они христиане (воевода их целует крест во время осады их лагеря у Калки татарами), а во-вторых, имя их воеводы - Плоскиня, звучащее по-русски». Далее Мавродин пишет: «Бродники были смешанным населением степей Причерноморья, занимавшим едва ли не весь огромный край от Приазовья и Тмутаракани до Побужья, где подобного рода люд носил уже иное название - выгонцев, берладников и т. д. Бродников было не так уж мало, ибо иначе нечем объяснить известность бродников в соседних землях и, в частности, в Венгрии, отразившуюся в документах» (3).

«Бродячий образ жизни, связанный с их полупромысловым хозяйством, делал их чрезвычайно подвижными, а военный характер общин бродников в качестве, по-видимому, наёмников в рядах войск соседних государств. Бродники были у болгар, венгров, русских князей в качестве наёмников до XIII века» (4). В своих землях бродники не признавали власти ни князей Рюриковичей, ни половецких ханов, ни королей и ни султанов. Вместе с касогами они служили наёмниками у византийских императоров и князей древнерусских и поэтому имели в военной организации много общего. Неудивительно, что в письменных источниках той эпохи их обычно смешивали (5). К началу XIII в. многочисленный народ - бродники был известен далеко за пределами Восточной Европы. О их воинственности упоминается в слове Никиты Акомината в 1190 г. «Куманы (половцы) - народ, доселе не порабощённый, не гостеприимный и весьма воинственный, и те бродники, презирающие смерть, ветвь русских, и они - народ, повинующийся богу войны». Этот документ устанавливает близкое родство бродников с Киевской Русью, которое сказывалось прежде всего в сходстве языка, обычаев, культуры и религии. Здесь сделаем отступление и начнём с того, что термин Киевская Русь - это выдумка историков. В самом деле, ни в одном письменном русском и заграничном источнике не упоминается государство с таким названием. Везде говорится о Руси, Русском государстве и т. д. Лишь в XVIII-XIX вв. историки выдумали термин «Киевская Русь». Им попросту понадобилась метка для обозначения Русского государства IX-XII вв., чтобы не путать его с Русским государством со столицей Москва.

Итак, словосочетание «Киевская Русь», неосторожно введённое русскими историками, стало козырной картой самостийников, превративших Русское государство IX-XII вв. в украинское государство «Киевская Русь». Русский летописец утверждал, что Русская земля «... до Венгрии, до Польши и до Чехии; от Чехов до Ятвягов (прусско-литовское племя) и от Ятвягов до Литвы, до Немцев и до Карел, от Карелии до Устюга... и до Дышющего моря (Ледовитый океан); от моря до Черемис, от Черемис до Мордвы - то всё было покорено великому князю Киевскому Владимиру Мономаху...» (6). И на таком огромном пространстве был единый народ с единым языком, религией, письменностью, культурой и системой власти. До 1990 г. ни один серьёзный учёный, в том числе и на Украине, не сомневался, что в Киеве, равно как и в Новгороде, говорили и писали на одном и том же языке. После Батыева нашествия на Киев в 1240 г. и до конца XIV в. история Киевской земли - сплошная чёрная дыра. Историк М.С. Грушевский писал: «Остается сказать ещё об одном обстоятельстве - об отсутствии сведений о Киевской земле за вторую половину XIII в. и почти весь XIV в.» (7). Данных о существовании местного летописания у нас нет, а ни князей, ни летописцев Владимиро-Суздальской Руси Киев абсолютно не интересовал. Как же управлялась Киевская земля? Исходя из косвенных источников, в том числе по сведениям итальянского путешественника Плано Карпини, проезжавшего через эти места в январе-феврале 1246 г., южнее и западнее Киева вообще не было князей, а местным населением управляли атаманы-ватманы (от германского слова гауптман-начальник) выбираемые вечем.

Периодически приезжали татарские баскаки, которым атаманы сдавали дань. Свидетельства монаха-разведчика Карпини указывают на то, что почти до нынешнего Запорожья, берега Днепра были заселены местными жителями, т. е. бродниками, платившими дань татарам. Бродники нередко нанимались в дружины к русским и украинским друзьям, участвуя таким образом, в их борьбе за уделы, а иногда вместе с половцами вторгались в пределы княжеств. У Переволоки, где излучины Дона и Волги сближаются, они имели своё основное место сбора. Неблагоприятные условия жизни не позволяли им возводить дорогих построек и иметь большие многолюдные города. Почти полукочевой образ жизни требовал от бродников не терять времени на капитальные сооружения. Опять же из записок Джованни дель Плано Карпини - посла папы Римского к Батыю и других, известно, что, бродники не отказывали своим жёнам и дочерям в изысканных нарядах и украшениях. Сами одевались скромно и круглый год носили высокие чёрные бараньи шапки и кафтаны (8). На Дону оседлое население - бродники проявляли лояльность к татарам. Посол Людовика IX - Гильом де Рубрук, проезжавший в 1252-1253 гг. из Константинополя через Крым, донские земли, в ставку Батыя сообщал: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закалённых воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, огородничеством, охотой и рыбной ловлей.

Продолжение следует в части  9                http://proza.ru/2020/05/06/2118