Хребет Бардым и Шунут-камень. 4

Анатолий Емельяшин
                Со школярами на Сергу, Бардым и Шунут. Из сборника «Спортивный туризм школьников».
                Лыжная «единичка» в межьсезонье. Ноябрь, 1984 год.
                Фото: нежданный посёлок на маршруте

          За рекой на поляне, зажатый таёжными увалами, приютился неизвестный посёлок. На моей схеме его нет. Единственное жильё в этом районе, – поселение Ревдель обозначен на ней не здесь, а выше по реке, почти у самого её истока. Чудеса с географией! 
          Первый встреченный житель разгадал шараду: нежданно возникший перед нами посёлок – есть Новый Ревдель, а старый Ревдель уже не существует.

          В этом месте, на слиянии рек Бардым и Ревдель у нас была запланирована очередная ночёвка. Ребята смеются над совпадением: знак бивака на схеме как раз пришёлся на центральную площадь посёлка у сельсовета.
          Зашёл в сельсовет сделать отметку в маршрутке, а председатель предложил переночевать в «конторе». Я согласился, да и ребята обрадовались: мало ли что ещё впереди предстоит.

          О картах и схемах, бывших в нашем распоряжении можно толковать до бесконечности. Оставим это для разговора в другой раз. Сейчас же хочу остановиться на другом.
          Уже с первых походов со школьниками я взял за правило готовить в поход насколько экземпляров картографического материала, – по ним ребята учились привязываться к местности, ориентироваться в незнакомом им районе.
          Каждый вечер они прокладывали на розданных им схемах наиболее удобный вариант очередного дневного перехода. Спорили, доказывали преимущества своего пути, опровергали варианты, предложенные другими. Потом выбранный вариант и дневной график движения представляли мне на согласование.
          В общем, я учил ребят быть в походах не носильщиками, не «шерпами», а грамотными путешественниками.

          Вот и сейчас мне предоставили вариант выхода по идущей  из посёлка на север дороге. На нашей схеме этой дороги нет, как нет и посёлка. По мнению ребят, она должна выйти к Коноваловскому увалу, в районе Шунут-камня. По графику мы должны быть там через два дня.
          Пришлось доказать им что этот вариант сомнительный – дорога новая и  может закончиться на ближайшей лесосеке. Утвердили маршрут по старому варианту – через нанесённый на нашей схеме посёлок, пусть уже и не существующий.

          Утром катим по дороге до мостика через здесь уже узкий Ревдель. Дальше дорога поворачивает на юг. Слева среди полей виднеются что-то вроде порушенных сараев или навесов для скота. Видимо это старые строения бывшего посёлка. Сворачиваем к ним, – нам нужно биться на север.
          Проходим через поляну, только и напоминающую этими развалюхами о бывшей деревне, и углубляемся в лес по занесённой снегом, но хорошо заметной тропе. Она идёт по пойме ручья – правого истока речушки.
          Всё правильно, как я и предполагал, от поселения тропа должна идти к Шунуту, к почитаемой богомольцами «Платониде» – места поклонения старообрядческой святой. Там, от могилы святой и купели на родоновом источнике, топтанные десятилетиями тропы паломников расходятся веером на многие вёрсты к исчезнувшим и ещё существующим сёлам.

          По времени и счёту пути мы должны уже подниматься на увал, но сумерки захватывают нас в низине. Встаём на очередной бивак.
          Вытоптали площадку для шатра, натаскали лапника, установили и разожгли печурку. По заведённым правилам ужин организуем у костра, – шатёр у нас только для сна.
          Вторая полевая ночёвка проходит так же организованно, – в походную жизнь ребята втянулись
          Окончание:http://www.proza.ru/2018/12/06/77