Гринберг Семён Абрамович

Сергей Чибисов
(Написано в 2014 году, Семён Абрамович уже ушёл из жизни).       

Стал возможен более широкий доступ к архивам Великой Отечественной Войны и внук моего друга Гринберга Семёна Абрамовича нашёл документ о представлении его к награждению орденом Красного Знамени. Об этом Семён Абрамович не знал до вчерашнего дня. За отражение атаки немцев он был награждён орденом Красной Звезды.
        На фронт Гринберг Семён Абрамович попал безусым мальчишкой, уже в середине войны. Молоденький лейтенант ещё не брился.
        В том бою, взвод, которым командовал Семён Абрамович, отбил три атаки фашистов. Но одна из пуль выпущенная из шмайсера пробивающихся из окружения врагов попала всё же в Семёна Гринберга. Слава Богу он остался жив, но долго восстанавливал здоровье и силы в одном из прифронтовых госпиталей.
Так получилось, что послевоенная судьба привела Семёна Гринберга в Тамбов.
        Город вместе с красивыми старинными зданиями и не менее красивыми женщинами так понравился Семёну Абрамовичу, что  он решил связать с Тамбовом свою судьбу и остался жить в старинном русском городе.
        Семён Абрамович, будучи человеком увлечённым искусством, владея профессией архитектора, в конце концов стал директором тамбовского художественного фонда.
        Я попал в Тамбов в конце 1979 года, был приглашён в город на постоянное жительство, как один из авторов благоустройства центральной его части. В ту пору Семён Абрамович был уже главным художником города. Как правило на Руси в ту пору, очень трудно было добиться на приём к чиновнику высокого ранга. А мне по роду своей работы часто необходимо было согласовывать свои работы в архитектуре. Малые формы, рассматривал главный художник. Кто-то из тамбовских друзей архитекторов  мне сказал, как-то:
       -А ты приди к Семёну Абрамовичу утром, часов в 6 или 7, никакой очереди не будет.
        Я так и сделал. Двери кабинета главного художника, как и его душа были всегда открыты. Семён Абрамович уже работал. Он не перебирал бумажки на столе, как это обычно делают "настоящие" чиновники. На столе Семёна Абрамовича лежал планшет и он склонившись над ним сосредоточенно, что-то раскрашивал тоненькой кисточкой, время от времени опуская её в коробочку с колером.
        Увидев меня, он устало откинулся на спинку стула, улыбнулся:
        -Доброе утро! Показывай, что принёс.
Увдев, мой любопытный взгляд в сторону планшета, ещё раз улыбнулся и объяснил, что же он там рисует.
        Семён Абрамович рисовал фасад старинного здания. Я узнал это здание, обшарпанное и жалкое, оно стояло в самом центре города, только внимательно присмотревшись можно было увидеть остатки лепнины, резные детали на входной двери, на балконе ржавые остатки витиеватой решётки.
        На планшете же красовалось удивительно красивое классическое  здание, достойное украсить и столицу.
        - Жалко мне этих старичков, сказал Семён Абрамович, конечно, чтобы его привести в порядок требуется и терпение и труд и любовь, но во что превратится Тамбов без таких домов, в скопище наспех построенных типовушек.
         Как оказалось, рано утром Гринберг приходил в свой кабинет на фронт. Он опять отбивал атаки врага. Только врагами его были теперь не фашисты, а мнения, влиятельные мнения многих высоких чиновников, которые считали, что всю эту рухлядь надо уничтожать, а на её месте строить, что-нибудь новое.
        -Новое, надо строить на новом месте!
Считал Семён Абрамович.
         Как я потом узнал, Семён Абрамович рисовал фасады старинных домов по своей воле  потому и приходил задолго до начала рабочего дня.
         Такие планшеты рисовал он совершенно бескорыстно, я думаю потому, что он полюбил этот добрый и уютный город, город, который подарил молодому, тяжело раненому лейтенанту вторую жизнь. Когда чиновники видели, какой красивый дом они хотели снести, мысли о сносе умирали на месте.
         До 75 лет работал Семён Абрамович на должности главного художника. И каждый день рано утром в открытой двери его кабинета, была видна его склонённая над планшетом,  украшенная неизменной пышной шевелюрой голова.
         В этом году Семёну Абрамовичу исполняется 90 лет. Но он по прежнему полон интересом к жизни и любви к городу, городу, красоту которого он отстоял в том числе и в бою с непониманием той мысли, что красота спасёт мир, что надо уважать и ценить следы истории, которые отражают жизнь давно ушедших из мира нашего людей, которые так же как и мы с вами любили наш город и мечтали видеть его прекрасным.