Старый да малый. Или далеко ли канадская граница

Алексей Тихомиров 3
               
      Однажды много,  много лет назад,  когда я был сентиментально-наивным туристом,  когда верил в сказки об энергии с космоса, которая наполняет каждого,  кто поднялся на вершину горы Иремель ( местной нашей достопримечательности)  у меня  зародилась мечта.     Мечта появилась сразу и неожиданно, после любопытного случая.  Как-то мы с друзьями сидели   на  стоянке у туристической тропы.  Вечерело.  У нас стояла уютная палатка, дымился костер, играла гитара.   Мимо нас проходили многочисленные туристы.  Кто- то молча, уставший, проходил мимо, кто-то здоровался, немного рассказывая о себе:- Здравствуйте, вы откуда?  Погодка отличная!  Всего доброго!- Сначала нам было интересно общаться, но потом один  из нас произнес:
     -Говорил же я вам, нужно было остановиться на ночь подальше от тропы. Надоели уже. Как на проспекте!
      Но неожиданно  появилось, совершенно, прелестное создание  и привлекло наше всеобщее  внимание.  Из-за вековых лиственниц вышла маленькая девочка лет семи-девяти, и смело подошла к  костру.
    -Здравствуйте.  Я Таня.
    Я сразу обратил на ее крутые   берцы, чуть рваные девочковые  джинсы с цветной вышивкой на кармашках.  На маечку с иностранными буквами была накинута  камуфлированная штурмовка с капюшоном.  Естественно настоящий туристический рюкзачок, с коего висела мягкая игрушка.  И еще одна деталь. На веревочке через шею у нее была  пристегнута за наружный карманчик вполне рабочая  не большая рация  « Motorola».
    Гитара смолкла.  Возникла пауза.  Наконец кто-то из нас пришел в себя и поняв что это не мираж,  предложил пигалице чая.   -Спасибо, а конфеты есть?-  Произнесла девчонка.- А вы откуда? - Мы наперебой стали рассказывать о себе.  В одну минуту Таня подчинила своим  обоянием  всю нашу компанию, пила чай,  сидя на пенечке, и  снисходительно слушала  наши откровения.  Возник естественный вопрос. И я его задал:
    - Ты же не одна здесь, где твои взрослые?
     Она,  проигнорировав мое обращение к ней,    совершенно профессионально произнесла в рацию-Пааап, ты где? Здесь конфеты на халяву.- В ту же минуту появился на тропе запыхавшийся папа. –Здравствуйте.-  И попытавшись изобразить строгость  произнес:  - Ну и куда ты улетела? Просил же подождать. Не пропадай,  тебе здесь не дворик  у нашего дома.-  Таня его не слушала и продолжала играть роль всеобщей  любимицы. Это ей нравилось.  Папа тяжело вздохнул за ее спиной, взглядом извинился перед нами за вольное поведение дочки и развел руками.  Потом  взял ее за руку, и с некоторым усилием заставил  девочку идти следом за собой.  Мы почти хором сказали –До свидания!-  Папа что-то вежливо пробурчал, а наша мимолетная королева лишь двинула пару раз ладонью, не приподняв ее выше пояса.
    Вот этот  взгляд уставшего папы я и вспомнил, через много лет, когда все- таки осуществилась моя мечта, и я решился взять в горы своего восьмилетнего внука.
    Конец августа. Наконец-то раз в году  совместились многие  обстоятельства  для вылазки в горы. Созрели ягоды на плато, прогноз показывал хорошую погоду и пара выходных. Осталось подобрать хорошую компанию. Звоню товарищу- он не против.  Ну, и после долгих раздумий, рискую. Беру с собой своего восьмилетнего внука. Собирались, экипировались почти экспромтом, сели во внедорожник и поехали. Так что знакомство моих спутников произошло в машине:
      -А  как тебя зовут? -спросил внук.
    - Дядя Саша.
     -А кем ты работаешь?
     -Директором.
     -Каким директором?
      -Спорткомплекса.
      -Это куда мы с дедом ходим на индивидуальные тренировки на футбольную площадку?
      - Я не знаю, куда вы ходите, а тебя как зовут?
       -Дима.  Я во второй класс перешел.
      Ага, думаю,  контакт установлен.  Только вот резануло слух  вольное обращение-  «ты».  Но я не стал одергивать ребенка.  Директору  и так на работе все  «Выкают»  Пусть отвлечется,  отдохнет.  Но Димка отдыхать не давал, требовал  его развлекать.  Сначала это делать пришлось мне, отвечая на кучу детских почемучек.  – Отчего «нива» рычит, медленно едет и куда?  Покажу ли я ему медведя, и где мы будем ночевать?    Потом, когда  я ему пообещал поймать зайца за уши и показать горного верблюда Димка понял, что все это шутки и стал требовать Александра Григорьевича рассказывать ему анекдоты.    Когда анекдоты кончились, перешли на загадки.    Я вынужден был загадать свою:
     -Что у меня в кармане на букву «Б»?.
     - Бобы –догадался Димка.
      -Правильно. А что в другом кармане на букву «Ы»? 
      - Ыщо  бобы.- Ответил Александр Григорьевич.
      -Ну, вы вундеркинды!  Старый да Малый!
     Настроение  тогда у всех было отличное. На пути к хребту по  ухабистой лесной дорожке есть родник, который  называют «Пьяным». Вкус девственной воды из него действительно пьянит и манит туристов, охотников и ягодников. Однако   по местной  традиции  взрослые путники останавливаются   возле него не только  перекусить, но и традиционно немного выпить уже не воды за удачный поход. Я остановился. Выложил на сколоченный столик съестные припасы и бутылку водки, которая тут же привлекла внимание ребенка.
     -А это что такое?  Пить будите, да? Потом застрянем или в кювет уедем. Дед, убери это!
      Неожиданно отношения внутри нашей, казалось бы,  дружной компании,  стали слегка напряженными. Мы с Григоричем переглянулись.    Он мне сделал намек и похлопал у себя по внутреннему карману, намекая на фляжку.  -Да нет, Димка, это я охотникам взял в избушку угощение- И убрал злосчастную бутылку в рюкзак, однако, тайком от Димки мы отхлебнули из фляжки.   И видимо в тот момент  между нами произошел негласный договор как-то защищаться от тирании ребенка.
     Доехали до места, где внедорожник уже стал бесполезен,  уже в сумерки.   Впереди у нас по плану было не легкое испытание-  идти до охотничьей избушке  по чуть заметной тропинке, что виляла по глухому лесу, несколько часов только при свете фонарика.  Здесь мне вспомнилась одна история из моего детства.
     Как- то совсем маленького меня моя старшая сестра взяла за ягодами. Видимо пошли уже во второй половине дня, а с не полным бидончиком  возвращаться домой   было не принято.   Помнится мне, шли мы по лесу уже в сумерках.     Тогда мне  показалось, что все   дряхлые пеньки, коренья  да кривые ветки деревьев вдруг ожили и преграждали нам дорогу домой.  Это было всего несколько минут. Показались огни деревни,  а потом и бабушка, что встречала нас с хворостиной. Сестре попало за нерасторопность,  а меня она взяла на руки и, прижав к себе, стала рассказывать байку о Вудавах, кои выползают поздно вечером на тропинки в наших Уральских лесах. Эту байку я неожиданно вспомнил  и тут же рассказал ее своим спутникам,  подыгрывая фонариком,  играя лучом  и пробегая по стволам замысловатых коряг, вливаясь сам в слегка жуткое состояние своего раннего  детства.  Старый-то в нашей компании опытный турист, с ним и не такое бывало, а вот Малый впервые оказавшись в темном лесу,  сначала играл роль бесстрашного монстра из мультиков и, сломав палку, хлестал этих Вудавов налево и направо, совершенно не веря в их сказочность.   Но  после нескольких километров пути по чуть заметной тропинке начал слегка капризничать.   Все требовал  громко объявлять,  сколько   осталось идти. Мне пришлось не выключать туристический навигатор и сообщать ему  расстояние  вплоть до  метра, каждые пять минут.
  Первым делом, когда мы, уставшие и счастливые, дошли до избушки  он залез мне в рюкзак,  вытащил спиртное и поставил его на видное место, под собственный контроль.  Да еще требовал, чтобы мы поскорее разожгли костер, приготовили еду,  накормили и уложили его спать. Собственно мы этого и хотели. Однако после гречневой каши он взял у нас фонарик , бутылку водки и пошел в избушку. Мы же  не солоно хлебавши, попив сладкого чая, пошли следом.   «Посидеть»  у костра в ту ночь нам с товарищем,  не удалось.  Все движения ночью были тоже под полным контролем ребенка. Так что подарок охотникам остался нами не тронутым.  Зато следующий день нам подарил легкое, совершенно не похмельное утро, и  яркие краски из ягод брусники и голубики на девственном плато хребта Зигальга. 
   Димка же окунулся в неограниченную  свободу. Ничего ему не мешало выражать свои  эмоции.  Нет  контроля родителей, нет опасных городских пешеходных переходов,  школьного портфеля,  указаний  футбольного тренера.  Дед не строгий, а  директор дядя Саша вообще друг. Зато вокруг огромный сказочный, мягкий  ковер из мха, ягод,  кустов можжевельника, необычных нагромождений камней  в  ложбинках которых мелькают миниатюрные озерца дождевой воды.  Небольшой ветер, играя чистым воздухом, гонит барашки туч,  до которых рукой подать, и на них  можно, наверное,  даже покататься.     Димка вздохнул, хотел было выразить свое восхищение происходящим, да только и развел руками.  Стал откровенно лакомиться голубикой,  однако недолго.  После нескольких полных ладошек  ягоды ему  наскучили и он, взяв бинокль, полез по курумнику,  на небольшую   скалу любоваться видом.  Сначала криком задавал мне вопросы:  -  А что это там, а там?- И вдруг потребовал туалетную  бумагу, коя оказалось только в рюкзаке у директора .    Сожалею, что не сделал фото, как белая лента развивалась над хребтом и когда, дядя Саша, прыгая по камням, нес ее маленькому деспоту. 
    Обратную дорогу Димка не требовал докладывать ему, сколько осталось идти. Взял хорошую палку и хлестал высокую траву, вспоминая вчерашних Вудавов.
   -Вот вам! Как посмели вырасти выше меня ростом.
    Неожиданно я заметил раздавленную квадроциклом змею и все же решил серьезно напугать  ребенка, показал ее Димке. Лучше я этого бы не делал. Он ее подцепил палкой и моментально «оживив», подбросил  вверх.  Она, описав в воздухе дугу, аккуратно упала  прямо на рюкзак директора.    Дядя Саша побежал, споткнулся, упал,  просыпал ведро с ягодами,   а мертвая змея повисла на его шее. Меня охватил ужас. Директор встал,  скинул с себя неприятное и скользкое, и тут же готов был, как-то наказать Димку за дерзкий проступок, но  мальчишка,  испугавшись наказания,  убежал вперед по тропе. Через несколько минут, собрав из густой травы ягоды,  мы его догнали и хотели хотя бы отругать , а он, сделав вид, что ничего ужасного не произошло,  требовательно заявил:
    -А я кушать хочу.
   -А  ты извиниться не хочешь? – Строго спросил я.
   - Простите, я не хотел. Больше не буду.
   Александр Григорьевич только рукой махнул. Снял рюкзак, достал котелок и пошел за водой в ручей, что журчал рядом с тропинкой.   Разожгли шикарный костер,  с кипятили  чай, выложили из рюкзаков остатки продуктов.  Получился  прощальный пикник нашей вылазки. Прошли всего сутки, как мы выехали из дома,   а уже столько впечатлений.  Уставшие, но довольные  мы уплетали консервы, обменивались впечатлениями и готовы  были  простить Димке все его проделки.   Тогда он, за своим любимым занятием, поджарки до углей сосисок на прутике, спросил:
    -А сколько осталось идти до машины?
    Я было стал доставать навигатор, чтобы точно ответить на вопрос, но дядя Саша опередил меня и не задумываясь ответил: -Ровно столько, сколько до Канадской границы.- Димка посмотрел на меня, требуя разъяснений на замысловатую фразу. А я и сам-то не понял ее смысла в тот момент, пока  Александр Григорьевич не сказал:
    -Чуть подрастешь, Димка, начнешь читать взрослые книжки тебе обязательно попадется  рассказ «Вождь краснокожих», про мальчишку  похожего на тебя. Кстати и фильм есть. Спроси у родителей,  они тебе с интернета скачают. Посмотри,  обхохочешся.
  Всю обратную дорогу Димка откровенно спал на заднем сиденье.   Мы же,  как обычно, строили планы на следующий год снова сходить в горы и уже корректировали маршрут с учетом  того, что, возможно, возьмем с собой  маленькую внучку Александра Григорьевича.    Потом надолго замолчали.   Ухабистая дорога, что виляла по дикой тайге,  клонила  к размышлению и мне неожиданно , как во сне,  представилась отчетливая  картинка.
   Двор внутри многоэтажек большого города. На скамеечке сидит группа детей. Маленькая, загорелая, крепкая девочка эмоционально рассказывает с необычную историю, когда  она у костра, на туристической тропе у  горы Иремель внезапно превратилась в принцессу, а ей прислуживали веселые туристы, угощая чаем в сказочной кружке и наивкуснейшими карамельками. Ее сверстники, широко открыв глаза,  с завистью ловили каждое ее слово.
Ноябрь 2018г.  Фото автора.