От оклада до зарплаты...

Влад Жуков
Недавно федеральный министр труда и социальной защиты Максим Топилин с пафосом заявил о «беспрецедентном росте зарплат» и назвал цифирь среднемесячной зарплаты в 42 тысячи 550 рублей. Действительно, на первый взгляд, приятный факт. Но, если разобраться не поверхностно, а глубоко, станет понятно происхождение этого оптимистического показателя, полученного в результате простого арифметического упражнения.
Суммировали высокие оклады депутатов, чиновников, силовиков, банкиров, бизнесменов с весьма скромными зарплатами рядовых тружеников, разделили на количество голов и получили средний показатель, свидетельствующий об общем благоденствии?
По столь же лукавой схеме Сбербанк провел расследование, в котором констатировано, что «российский пенсионер в среднем получает зарплату в размере 32 тысячи, а с учетом пенсии — 46 тысяч рублей. Самые маленькие зарплаты для пенсионеров — в малом бизнесе 20 тысяч, а самые высокие  в крупном бизнесе — 44 тысячи рублей». Последовал вывод: работающие ветераны — состоятельные граждане, поэтому их пенсии, несмотря на рост инфляции,  не подлежат индексации.

1.Мандат гарантирует надбавки

Даже спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко смутил излишний пафос министра Топилина по поводу роста зарплат, что не соответствует реальному положению дел. Почти одновременно с бодрым заявлением министра, 12 ноября с. г. президент подписал Указ, призывающий депутатов Госдумы и сенаторов Совфеда отказаться от надбавок  к выплачиваемым и будущим пенсиям.
Дело в том, что депутату и сенатору,  проведшим  в  парламенте  пять лет, полагается пенсия в 46,6 тысячи рублей, а тем, кто заседал в течение десяти лет, то есть два срока, — 63,6 тысячи рублей, плюс надбавки за интенсивный труд и прочие умственные потуги.
Пенсионное обеспечение депутатов и сенаторов регулируется законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы». Согласно закону, депутаты, проработавшие не менее пяти лет, имеют право на доплату к пенсии в 55 процентов денежного вознаграждения, а при стаже свыше 10 лет — 75 процентов.
Однако инициативу президента депутаты и сенаторы, привыкшие к роскошной жизни, восприняли без энтузиазма, не торопятся с добровольными заявлениями об отказе от надбавок. Многие из них посчитали, что пенсии в 46,6 и в 63,6 тысячи рублей недостаточно для нормальной полноценной жизни. А каково тем миллионам простых граждан с пенсиями в 8-12 тысяч рублей, половина из которых уходит на оплату услуг ЖКХ, капремонт жилья и значительная часть на лекарства? Похоже, этот вопрос «слуг народа» не волнует.
Эпатажный лидер ЛДПР Владимир Жириновский громко заявил о том, что поголовно все  депутаты его фракции  отказываются от пенсионных надбавок. Лукавит главный либерал-демократ. Дело в том, что среди депутатов-либералов только он пенсионер, остальным еще пахать и пахать до пенсионного возраста. А за это время много воды утечет, правила формирования пенсии не один раз изменятся.
Хотя о реальном уровне зарплат по разным категориям граждан, от состоятельных госслужащих, силовиков, банкиров бизнесменов и до рядовых, малоимущих граждан внятной и достоверной информации нет. Возможно, «наверху» не заинтересованы в ее обнародовании?
На мой взгляд, справедливости ради, среднемесячную зарплату следует отдельно определять по разным категориям граждан:  госслужащих разных рангов;  работников банков и других финансовых учреждений; работников топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей, металлургической промышленности; рядовых работников промышленности, транспорта, связи и строительства; деятелей культуры, искусства и шоу-бизнеса; тружеников агропромышленного комплекса.
Тогда предстанет точная и контрастная картина: кому на Руси жить хорошо? Кто купается в деньгах, жирует, ни в чем себе не отказывая, а кто, едва сводит концы с концами или оказался в кредитной кабале.

2.Без четких критериев

Не является тайной, что размыты критерии оценки труда. Часто уровень оплаты не зависит от результата работы конкретного человека, не занятого в сфере материального производства, то есть выпуска полезной продукции. Например, если в советский период оклад директора предприятия составлял 250 рублей, то его зама или главного инженера, конструктора, энергетика  — 180-200 рублей.
Таким образом, соблюдалась градация с учетом должности, объема функции, степени ответственности и  общих экономических показателей коллектива предприятия.  Не являлось, чем-то уникальным, когда высококвалифицированные рабочие на сдельщине, перевыполняя нормы и соцобязательства, зарабатывали больше своих начальников.
Такие факты были в порядке вещей, в том числе и на многих промышленных предприятиях Керчи, особенно судостроения, металлургии и стройиндустрии. Не идеализируя советскую систему оплаты труда, моральные и материальные стимулы, мотивирующие к достижениям, отмечу, что тогда, даже при наличии  недостатков, соблюдался  принцип социальной справедливости, а  профсоюзы, в отличие от нынешних,  пассивных, защищали трудовые права и интересы граждан.
Ныне оклады руководителя, я имею в виду не частного, а государственного предприятия, в 5-10 и более раз выше, чем зарплаты рядовых  рабочих, зачастую не превышающие 20-25 тысяч рублей. Данные о реальных доходах и бонусах  руководителей тщательно скрываются от подчиненных, чтобы у последних не возникало претензий, и хуже, того, коллективных протестов.
Негативным примерам, когда руководители, очевидно, следуя припеву из патриотической песни «сам себе командир и начальник штаба», устанавливают себе оклады, премии, дивиденды,  несть числа. Еще памятен скандал в республиканской больнице им. Н. Семашко, когда главврач, главбух и приближенные к ним коллеги, выплачивали себе повышенные оклады и премии в размерах 100-200 тысяч рублей в месяц, тогда, как рядовые сотрудники довольствовались 15-20 тысячами рублей. Благодаря широкому резонансу в дело вмешались следователи и аудиторы.
Но это «цветочки» в сравнении с окладами и бонусами, так называемых, «эффективных» топ-менеджеров государственных корпораций топливно-энергетического и промышленного комплексов с признаками коммерческих структур, поскольку часть акций принадлежит физическим лицам, в т. ч. иностранцам, высоко ценящих свои управленческие функции. Оклады, бонусы и дивиденды начальников разнятся с зарплатами рядовых рабочих в геометрической прогрессии. Счет идет на миллионы долларов, а не рублей.  Это происходит  на фоне того, что из-за слабого менеджемента рыночная стоимость, тех же  нефтегазовых корпораций с каждым годом снижается. От банкротства их, как и привилегированные банки, спасают дотации из федерального бюджета и Центробанка. Из-за сложных теневых схем сложно выявить главных бенефициаров.
В отличие от депутатов и чиновников, топ-менеджеры  освобождены от такой рутиной процедуры, как ежегодное к 1 апреля заполнение деклараций о личных доходах, недвижимости и доходах членов семьи. К сожалению, нет отчета  об объемах расходов госслужащих и топ-менеджеров, что позволяло бы общественности и следственным органам выявлять тех, кто живет не по средствам,  не на «скромную» зарплату, формально зафиксированную в декларациях, а на тайные коррупционные доходы.

3. Нет мотивации для  управленцев

Впрочем, и оплата  труда госслужащих, в основном управленцев, не связана с тем, насколько успешно или, наоборот, бездарно, они справляются со своими служебными обязанностями. Даже при негативных показателей в курируемых отраслях промышленности или ведомствах социальной сферы, им гарантированы оклады, надбавки за ранг, выслугу лет, интенсивность, секретность и т. д., а также премии.
Поэтому нет мотивации и оснований проявлять организаторские способности, напрягать интеллект, применять знания и опыт. Разве, что для карьерного роста, претензий на очередные должности с более высокими окладами и с положенным по статусу пакетом  благ. Поскольку чиновники лишь косвенно участвуют в создании материальных ценностей, то сложно оценить их вклад в реальные, а не виртуальные,  плоды труда.
Странной представляется такая ситуация, при которой педагог с высшим образованием  получает в месяц 15-20 тысяч рублей, тогда, как лейтенант полиции, окончивший среднее специальное училище  (техникум) в 2-3 раза больше. Причем, если педагогам женщинам и мужчинам, придется сеять среди школьников «вечное, доброе, светлое» до 60 и 65 лет, то офицер полиции или иного силового ведомства уйдет на высокую пенсию после 25 лет выслуги, в 45-50 лет, то есть здоровым, в расцвете физических сил. По сути, чиновников кормит занимаемая должность.
К сожалению, в стране утрачены не только материальные, но и моральные стимулы для высокопроизводительного труда, выпуска высокотехнологичной и конкурентноспособной продукции, которая бы пользовалась спросом на зарубежных рынках. Ныне для россиян, даже обычные электрические лампочки накаливания, не говоря уже о смартфонах и прочих  сложных  изделиях, производят в Китае. 
Несмотря на то, что в Конституции РФ предусмотрено «многообразие идеологий» резко смещены акценты в сторону доминирующей государственной идеологии и пропаганды.  В СМИ острый дефицит очерков, статей репортажей о людях труда созидателях материальных благ, способствующих развитию экономики, росту благосостояния общества и здоровому психологическому климату. Они замещены статьями и однотипными телевизионными ток-шоу, насаждающими подозрительность, вражду не только внутри общества, но и за его пределами.
Если в советский период среди удостоенных орденами и медалями, почетными званиями и государственными премиями доминировали рабочие, ученые, инженеры, конструкторы, сельские труженики — создатели материальных ценностей, кормильцы  народа, то ныне почести воздаются олигархам, топ-менеджерам,, банкирам, чиновникам, силовикам.  В итоге увеличивается имущественное неравенство между разными слоями общества, формируются клановые сословия.

4. В зонах резкого неравенства

Статья 7 Конституции России гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Намерения замечательные, но нет, даже сколько-нибудь заметных усилий на их осуществление. После грабительской приватизации общенародной собственности в лихие 90-е годы в пользу аферистов, авантюристов, по мнению экономистов, политологов и социологов, ранее команда Б. Ельцина, а ныне его последователи продолжили курс по формированию сословного и, даже кастового, государства для небольшой группы  олигархов и чиновников, государства.
В ноябре с. г. ученые Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС), то есть государственного учреждения,  провели исследования   об уровне благосостояния  различных  групп населения. В итоге россияне условно  оказались  в четырех зонах.
В зоне  комфорта  находятся 28, 3 процента  граждан, не испытывающих  острых проблем в вопросах своего материального положения, полноценного питания, отдыха, развлечений  и медицинского обслуживания.
В зоне риска  пребывают 35,6 процента россиян, живущие за счет потребительских кредитов, взятых в основном  для  приобретения продуктов питания, то есть  рискующие попасть в кабалу к банковским воротилам и  их партнеров — злобных коллекторов, любыми, в т. ч., насильственными методами, выбивающих кредиты и высокие проценты по ним из должников. В целом отмечен  повышенный спрос на кредиты для физического выживания.
К зоне возможных изменений относятся 14,1 процента граждан. Это те, у которых есть позитивные перспективы и реальные шансы для улучшения своего материального положения.
В зоне бедности находятся 22  процента россиян, которые, относясь к категории малоимущих, постоянно стоят перед дилеммой:  покупкой минимального набора продуктов питания, хлеба, круп, картофеля, моркови или самых дешевых, но жизненно необходимых лекарств.
Таким образом, в зонах бедности и риска живут 62 миллиона  или почти каждый второй россиян. Негативные тенденции, свидетельствующие о нарастании социальных недугов. Между тем с каждым годом для кормления населения «молочными, сырными» и прочими «продуктами», употребление которых отрицательно влияет на интеллект человека, увеличивается импорт пальмового масла. В текущем году достигнута рекордная масса в 550 тысяч тонн. При катастрофическом сокращении поголовья коров и коз продолжается доение пальмы.
Многие граждане, за исключением автомобилистов,  из-за незнания законов экономики и методики формирования цен, наивно полагают, что рост цен на бензин их не касается. Еще как касается, поскольку цена на горючее, энергетические затраты на производство и доставку (логистика) товара потребителю заложены в стоимости товара. Тот же фермер, неся затраты на бензин,  дизтопливо, удобрение и т. д., не будет работать себе в убыток, включит их в цену зерна, овощей, фруктов. А, если занимается животноводством, то молока и мяса. Цена  энергоносителей  включена  в стоимость любого товара и услуги.
Похвально, что депутаты и сенаторы  позаботились о «братьях наших меньших». В федеральном законе №227 определена структура продуктов для кормления животных, обитающих в зоопарках и цирках. В частности, в сутки предусмотрены на: осла  — 88, енота —120, стерха — 142, обезьяны  — 173, крокодила — 342, слона — 3340 рублей. Для сравнения минимальная потребительская корзина  россиянина, рассчитанная на месяц, составляет 8120 рублей 60 копеек, в т. ч. на продукты питания — 4060 рублей 30 копеек. Если последнюю сумму разделить на 30 дней, то расходы человека  на питание в сутки составят 135 рублей 33 копейки, то есть больше, чем на енота, но меньше, чем на стерха.  А слон за день съедает почти месячный рацион (пайку) человека.
При этом официально минимальный размер  оплаты  труда (МРОТ) определен в  9489 рублей. Не случайно вице-премьер правительства Ольга Голодец публично заявила о таком «странном явлении, когда работающий человек относится к категории бедных». Таковых по данным Росстата, не менее 20 миллионов человек. Введение продуктовых карточек для малоимущих граждан из-за отсутствия финансов правительством отложено до 2021 года. Пусть мол, сами, надеясь на милость божью, выживают, как могут.

5. Экономика в ручном режиме

Суть рыночной экономики, отчасти, заключается в том, что в зависимости от предложения и спроса, ее  механизмы вне зависимости от чиновников регулируют цены на товары. Например, при  изобилии  тех  или  иных  товаров, а значит, и спроса на них, цены уменьшаются  до  демпинговых, то  есть  минимальных,  даже  ниже  себестоимости.
При дефиците товара спрос на их покупку увеличивается, что ведет к увеличению цены. В России, несмотря на бравурные заявления о наличии рыночной экономики, явно проявляются признаки базарно-спекулятивной. Подтверждением тому может служить такой факт. Если в ведущих странах при падении цен на нефть, бензин и другие горюче-смазочные материалы (ГСМ) дешевеют, то в  Россию, будь то падение цены на нефть и природный газ (главное экспортное сырье) или их рост,  цены на внутреннем рынке на  бензин, дизтопливо и прочие нефтепродукты и природный газ постоянно растут.
Почему? Да потому, что правительство, дабы не снижать поступление налогов в бюджет, периодически увеличивает акцизы, и не только  на ГСМ, но и на другие товары, в том числе и продовольствие.  Снижается платежеспособность населения, уменьшаются объемы товарооборота, что ведет к снижению темпов  развития экономики, к  стагнации и депрессии.  Для правительства сиюминутная прибыль за счет налогового прессинга в перспективе  оборачивается уменьшением объема ВВП, тактическая сиюминутная выгода влечет стратегические потери.