Его звали Каролюс Магнус

Елена Цыганова
Эпоха Карла Великого и его сына Людовика - это никакое НЕ средневековье в его привычном понимании! Это абсолютно отдельный, самодостаточный, самобытный, очень насыщенный период европейской истории.
Это - сознательная попытка обновления, восстановления в прежних границах (и даже с экспансией) Римской империи позднего, христианского периода. Карл и его сподвижники/преемники были глобалистами, они были ментально страшно непохожи на средневековых королей и феодалов, а были похожи - на нас и на римлян. Никакой куртуазности не было в помине, царила римская прямота - все в лоб, все в лоб, никакого подтекста: вспомним хотя бы вопрос Пипина Короткого Папе Римскому. Не было служения прекрасной даме и прочих галантных игрищ, зато был быт, благоустроенный по римскому образцу. У Карла почти не было замков, т. к. он никогда не сидел в осаде, зато была виллы, а на виллах - бассейны, из которых он не вылезал и придворных туда загонял, полы с подогревом, библиотеки, мыловарни (мыло самых разных сортов в королевских поместьях варили тоннами).
"Графы" Карла - отнюдь не могущественные феодальные сеньоры, это просто слуги государевы, представители военной администрации. Без короля они ничто. "Министериалы" - дворцовые слуги: стольники, чашники, кравчие, сокольничие, конюшие, камерарии и т.д., часто простого происхождения, даже из рабов иногда. Вот как Алексашка Меньшиков. Палатины - не "паладины" в значении "благородные рыцари", а королевская гвардия, те же петровские преображенцы и семеновцы, лично преданные государю и сами по себе ничего не значащие. Карл себя королем, т.е. самым мордатым из феодалов, отнюдь не считал, а считал - господином града земного (о как!), т.е. императором восстановленной и обновленной (реновацио) Римской империи. Ни в каком смысле он не первый среди равных, его кресло в церкви стоит на высоком помосте, как символ того, что он вассал Бога на земле.
При этом Карл - вот реально - во многом похож на Петра Великого. Тоже оглобля (примерно 192 см), долговязый сын округлого хоббитообразного папы, тоже получил в детстве очень скудное образование, тоже поражает гениальностью и какой-то турбинной энергией, тоже бабник, кстати (и тоже романтической любовью не маялся - сразу делал приглянувшуюся даму любовницей или женой: вы привлекательны, я неотразим, не родите ли мне еще пару бастардов в придачу к уже имеющимся?).Так же непрерывно учился в зрелом возрасте, не переставая строить и воевать. Так же насаждал просвещение, лично отбирал талантливых детей из простонародья и растил из них аббатов и придворных, так же лично принимал экзамены, так же свозил отовсюду ученых, самые сливки интеллектуальной элиты, так же силой загонял детей знати в школы: простолюдины учиться хотели, знатные - нет! Наконец, в его биографии непобедимого полководца тоже был трагический эпизод - Ронсевальское ущелье, потеря арьергарда во время похода в Испанию. Даже заговор его бастарда Пипина Горбатого напоминает дело царевича Алексея, но Карл сына не казнил - сослал в монастырь на покаяние (ссылку в монастырь он предпочитал всем карательным мерам). Все-таки у Петра был какой-то дефект психики, а Карл был ладно скроенным душевно человеком. Собрал при дворе крупнейших европейских ученых - Алкуина, Рабана Мавра, Теодульфа, Ангильберта, - назвал все это "Академия" и вел с ними диспуты на латыни под ником "Царь Давид" (у них у всех были ники). Латынь знал в совершенстве, греческий - знал, но плохо говорил, книги обожал, а вот писать почти не мог. Дислексия, по-видимому: путал и забывал буквы при письме. Законы издавал, воевал всю свою жизнь (а жизнь была долгая - 66 или 68 лет), и умер в прекрасной форме, от пневмонии - и ни одной раны! Анализ останков показал - гигант, атлет, спортсмен, ничем не болел, не был ранен, не травился ядами, травма колена - видимо, с лошади упал - не особо мешала жить даже в возрасте 60+. И плодить бастардов не мешала тоже.
Астрономию изучал, лично составлял таблицы, высчитывал дату Пасхи. Лично ввел в порядок богослужения пение "Верую" за литургией, да еще и "филиокве" вставил, модернист. Он так любил Иисуса Христа, что счел обидным - "И в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего" - и ПОВЕЛЕЛ вставить "иже от Отца И СЫНА"! Так католики до сих пор это "филиокве" ("и от Сына") и поют. А "Верую" поют все, и я в том числе, и это тоже его заслуга.
Был скромен в быту (но очень любил воду и мыло), мало пил (три бокала сильно разбавленного вина для такого дяди и впрямь немного), обращаться к нему следовало попросту - "Мой король" или "король Карл".
И - он жил большими идеями. Двумя: "трансляцио" - "передача полномочий" (от римлян франкам) и "реновацио" (обновление-восстановление великого Рима христианского периода и его духовной, культурной жизни). А себя мыслил - защитником pax kristiana, христианского мира, императором нового Рима и - пастырем народов, которые должен христианизировать, просветить и привести к вечному спасению (не больше не меньше). И был фактически первым в истории крестоносцем: 30 лет бился с саксами, дабы обратить их в христианскую веру (его дед Карл Молот остановил вторжение мавров, отец Пипин Короткий отражал набеги саксов, но только Карл решился перейти в наступление). Таки обратил. Рецидивы были, уже после его смерти, но локальные - сменился менталитет.
А бороды не носил. Вот вообще никогда.