В царстве басен И. А. Крылова

Светлана Власенко
Тема урока: «В царстве басен И.А. Крылова».
Цели   урока:
1.Образовательные:
- обобщить  знания  о жанре басни;
- продолжить выработку умений анализировать, находить главную мысль и определять  мораль басни;
- продолжить работу по составлению  характеристик  героев басен.

2.Развивающие:   
- способствовать развитию творческого осмысления произведения, воображения и творческих способностей;
- развивать устную монологическую речь;
- развивать  память, внимание.

3.Воспитательные:
- расширить читательский  интерес учащихся;
- воспитывать нравственные качества через образы героев басен;
- воспитывать чувство трудолюбия, взаимопомощи и сотрудничества.

Тип урока – обобщение и повторение.
Форма урока – нетрадиционная «Урок – турнир».
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение и инсценирование басен.
Теория: басня, аллегория, мораль.
Оборудование урока: портрет  И.А. Крылова, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями, реквизит для инсценирования, рисунок на плакате для рефлексии, разноцветные листья для рефлексии.


Ход  урока – 5 класс               
1. Организационный момент. Приветствие.

– Ребята, я очень рада  видеть вас. Меня зовут Светлана Ивановна.

2. Вступительное слово учителя.
– Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и  книги Ивана Андреевича Крылова.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
– Иван Андреевич Крылов…  Всмотритесь в его портрет. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Его образ кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и вашими первыми книжками. Иван Андреевич  Крылов – замечательный русский баснописец. 15 февраля исполнится 245 лет со дня его рождения.

3. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня у нас необычный урок – турнир Знатоков, во время которого мы  посетим особенное царство, где жители   – необычные животные,   у каждого из них  – свой характер, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю – Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно называют его в народе, дедушке Крылову.  Будем читать басни, отвечать на вопросы, анализировать, инсценировать. За каждое правильно выполненное задание команда получит жетон.

4. Представление команд.
– У нас сегодня 3 команды. Представьтесь, пожалуйста.
(Команда «Баснолюбы», капитан - ………………. )
(Команда «Всезнайки», капитан - ………………. )
(Команда «Смекалистые», капитан - ……………….)

5.  I тур «Умники и умницы».
– Начинаем  1-й тур – «Умники и умницы»! (слайд)               
– Сейчас  проверим, что вы знаете о басне.
– В течение 1 минуты подготовьтесь и сформулируйте полный ответ на вопрос.
– Я предлагаю капитанам подойти и выбрать задание для своей команды.
(Капитаны  подходят, выбирают карточку с заданием, возвращаются к своим командам.)
(Читают задание, обсуждают  и решают, кто будет отвечать)
–  Итак, что такое басня?
(Отвечают по очереди)
(Ответ:  – Басня  – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе сатирического характера, в котором заключен скрытый смысл. ) (Слайд)
                –  Спасибо! Что такое аллегория?
 
(Ответ:  – Аллегория   – это такое изображение жизни, которое таит в себе иносказательный, скрытый смысл.) (Слайд)
–  Хорошо! А что такое мораль в басне?
(Ответ: – Мораль – это нравоучительный вывод, поучение, которое даётся в начале или конце басни.) (Слайд)
–  Молодцы,  ребята. Все  справились с первым заданием!
(Жетоны).

6.  II тур  «Жители царства басен»
1) – Мы переходим ко 2 туру, и нас встречают «Жители царства басен» (слайд)
– В баснях Иван Андреевич Крылов часто использовал образы зверей.
(На слайде – изображения животных)
– Вам надо будет вспомнить названия басен, в которых есть животные. На это задание у вас 1 минута. 
(Капитаны команд подходят и выбирают карточки, на которых – изображения животных)

2) Ответы команд.
– Итак, в каких баснях можно встретить Лису и Муравья?
Лиса –             «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»
Муравей –      « Стрекоза и Муравей»

– Назовите басни, в которых присутствуют Волк и Слон! Верно!
Волк –            «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»
Слон –            «Слон и Моська»

– Персонажами каких басен являются Мартышка и Петух?
Мартышка – «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Квартет»
Петух –           «Кукушка и Петух»   
 
 – Молодцы! (Жетоны)

3) Характеристика животных из басен.
– Я вижу, что вы знакомы с баснями Крылова.  За каждым животным закреплены определённые черты характера человека.  Давайте дадим этим животным характеристику! На ваших столах – оранжевые карточки с предполагаемыми  качествами человека. Выберите  2-3 характерные черты, которые можно отнести  к вашим  персонажам басен! На эту работу вам даётся 2 минуты.
(Готовятся в группах)
– Объясните, какие черты характера человека олицетворяют собой животные. – Слово команде …!
Лиса         –    хитрая, льстивая, лживая (Слайд)
Муравей  –    трудолюбивый, хозяйственный, справедливый  (Слайд)

– Верно!
– Послушаем команду …!
Волк – злой, жадный, грубый (Слайд)
Слон – важный, величественный, сильный (Слайд)

– Молодцы!
– Прошу ответить команду …
Мартышка – любопытная, глупая, невежественная  (Слайд)
Петух         – хвастливый, бездарный, льстивый   (Слайд) 
 
– Правильно!  Вы хорошо справились с заданием!  (Жетоны)

7. III тур «Угадай-ка!»
– Мы начинаем  3  тур  –  «Угадай-ка!»
– На этих  карточках – отрывки из басен. Вам необходимо угадать басню и рассказать о ней по плану. (План на слайде)
 – На подготовку –3 минуты. Капитаны, получите задания!
(Капитаны берут карточки и возвращаются к своим командам)

План ответа.
Басня называется – …
Герои басни – …
Мораль этой басни заключается  в том, что…

(Дети готовятся к ответам)
– Ребята, я прошу вас высказаться!
(Представители команд отвечают по плану).
– Молодцы!

8. Просмотр фрагмента мультфильма «Ворона и Лисица».
– А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть фрагмент мультфильма «Ворона и Лисица». Обратите внимание на интонацию актёров, озвучивших свои персонажи, и на поведение животных в мультфильме, так как  вам скоро придется показать свои актерские способности!
(Просмотр фрагмента мультфильма)

9. Творческий тур «Мы – актёры»! 
 
1) – Итак, мы переходим к творческому туру «Мы – актёры»!   (Слайд)
– В течение 4 минут вам надо подготовиться к выразительному художественному чтению  по ролям и воспроизвести  действия животных, представленных в баснях, с которыми вы работали в предыдущем туре. 
– Капитаны, получите реквизит для выступления!
(Капитаны получают театральный реквизит: маски животных)

2) Подготовка команд к выступлению.

3)  Выступление актеров команд.
– Для выступления приглашаются актёры команды … !
(Выступление команды …)
– А сейчас свои актёрские способности покажет команда …!
(Выступление команды …)
– Актёры команды …  – ваш выход!
(Выступление команды …)
– Я благодарю актёров!  (Жетоны)

10.  Итог урока-турнира.

1) – Так чему же учат нас басни?

2) Вручение командам грамот.
– Наш турнир   подошёл к концу.  Команды, посчитайте свои жетоны!
(Капитаны команд получают грамоты.)
– Надеюсь, басни И.А. Крылова станут вашими верными спутницами и помощницами, потому что они помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

11. Рефлексия.
– Перед вами лежат разноцветные листья.  Жёлтые  листья означают, что вам понравились басни, а зелёные – что вам хочется прочитать и другие басни Крылова. Выберите соответствующие листья и прикрепите на ветки дерева!
(Открываю доску, на ней – плакат с аппликацией: солнце, дерево без листьев, на ветке сидит кукушка, петух на заборе.

 Ребята подходят к доске и прикрепляют  на дерево желтые и зеленые листочки.)

– Я рада, что есть и зелёные листочки. А это значит,  что  цель нашего урока  достигнута.   
– В память о нашем уроке я хочу подарить вам рекламные буклеты. Думаю, вам захочется познакомиться с теми баснями Ивана Андреевича Крылова,  которые вы ещё не читали.

(На память об уроке внеклассного чтения раздаю буклеты с рисунками и названиями басен).