Жить с удовольствием

Василий Евтушенко 5
    (размышление старожила)               
               
      Хочу поговорить сам с собой.  Мне не нужен собеседник. Он меня не поймет. Даже если слова ему понятны, то трактование их всегда личностное, относящееся лишь к своим жизненным ситуациям. Это естественно, и другого в общении ожидать не приходится.

      Все мы живем, наполняя себя знаниями путем созерцания внешнего мира, ощущением тела. И – эмоциями. Эмоции порождают чувства, реакцию. Таким образом рождается воля действовать. Во имя чего? Правильно – получать удовольствие от подаренной Жизни. Перелистывая страницы Книги своей быстротекущей жизни, хочу ответить на вопрос: что храню в ней, какие удовольствия. Моя «книга» – это процесс жизни Ребенка от рождения до... .  Посмотрю на себя, Ребенка, в разные периоды жизни. Какие ему доставались удовольствия.

      Пора «грудной» жизни закрепила как удовольствие процесс питания желудка на все ее последующие периоды.  Удовольствиями во младенчестве ощущались: сосать, лежать, ползать, спать в тепле, испытывать ласки женщины-матери. И они остались неизменной потребностью по сей день.

      Пора детства «на ногах» возбудила желание играть предметами – игрушками, глядя на взрослых.  С самого малого возраста малыш полагает, что предки всеми своими действиями обеспечивают себе удовольствие. На этом этапе развития в его рассудок «поселяется» самообман. Желание обманываться доставляет ему удовольствие на всю жизнь.

      Удовольствие от обмана укрепляется нянечками, замещающими в семье  родителей, фальсифицирующими любовь и ласку при их отсутствии. Ребенок начинает понимать что такое фальшь и вместе с няней испытывает удовольствие от зарождающегося в нем лицемерия – игры в любовь.

      Следующий этап жизни – «пересадка» его в детский «сад-огород» для выращивания члена современного общества в хорошо удобренной «биомассе». Подготовленный няньками к лицемерию в семейных обстоятельствах, Ребенок в условиях детсадика имеет широкие возможности совершенствовать свои способности в расчете на похвалы, подарки. Ради поощрений в нем развиваются и способности подчиняться, скрывать свои изъяны в поведении. Рождается чувство удовольствия от обмана воспитательниц.

      Школа – это большой период принуждения и насилия ребенка к насыщению знаниями после его «демобилизации» из семьи и детсада. Период восприятия детских удовольствий закончен. Стоит проблема: каким образом достичь получения удовольствий в школьном «заточении». В учебном процессе каждый ученик становится «персоной» – объектом внимания учителя, целью которого является выявить  и оценить в баллах степень заучивания текстов. Цель «испытуемого» своя: скрыть свои недостатки ради высокой оценки. В ходе всего школьного курса учащийся Ребенок стремится к такому удовольствию. При этом он не лишен чувства страха  неудачи.  С полученными принудительными знаниями, пропитанный покорностью, угодливостью и внушенной любовью к родине, Ребенок становится обладателем способностей в дальнейшем скрывать от общества свои недостатки нравственного воспитания, испытывая удовольствие от обмана.
      Становясь «зрелым» членом общества, выпускник хранит в себе школьную «закваску» – основу жизненной морали и нравственности своего народа.

      Процесс высшего образования еще дает Ребенку возможность получать удовольствия. А трудовой период требует иного искусства их достижения. Зрелая его жизнь в дальнейшем наполняется запретами, ограничениями, наказаниями в рамках законов и различных указов. Это период, когда любое удовольствие от обмана чревато соответствующим наказанием с мучительными последствиями. Наступает новая стадия получения знаний – путем проб и ошибок.  Никого не обманешь, дорого обойдется. 

      Заключительный период жизни Ребенка – познание духовных ценностей, составляющих собственные разум, совесть и честь. Их не украдешь, не купишь, не продашь.
 
      Так и живем, покуда живы, – с удовольствием, с пороками воспитания, с прозрением. У каждого – всему свое время.