О Божественной любви и спасении

Екатерина Домбровская
«БОГ СООБЩАЕТ ВСЕГО СЕБЯ ЧЕЛОВЕКУ, И ЧЕЛОВЕК ИСТАИВАЕТ ОТ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ»
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Сегодня, в день памяти незабвенного отца нашего, достопочитаемого ВЛАДЫКИ АРХИЕПИСКОПА АЛЕКСИЯ (ФРОЛОВА) (27 марта 1947 + 3 декабря 2013) мы предлагаем вам отрывки из его проповедей, выступлений и бесед.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
+ Церковь – это, прежде всего, традиция и жизнь согласно традициям. Если в традициях этого нет, значит это не церковное. Я не имею права говорить в храме ничего, кроме того, что говорил Христос, я не имею права делать что-то, кроме того, что делал Христос и что проповедуется уже 2000 лет. Когда мы в церковной традиции, мы в пределах церкви.

+Чем отличаемся мы от людей, живших до пришествия Христа? Он создал Церковь, которую не одолеют врата ада. Но самое замечательное то, что он восстановил разорванный онтологический союз между Богом и человеком, восстановил его через СМИРЕНИЕ И ПОСЛУШАНИЕ Небесному Отцу. И Церковь по традиции восстанавливает этот онтологический союз через смирение и послушание.

+ Смысл человеческой жизни в СВЯТОСТИ. Но святость – не этическое понятие. Святой человек – это не добренький и миленький. Он свят. Он насыщен общением с Богом и Бог живет в нём. Помните, слово апостола Павла? «Живу не я, во мне живет Христос».

+Христианская жизнь – это ДОВЕРИЕ БОГУ. Божественный закон – это выражение Любви Божией к нам. Этот закон не звучит как приказ – не убивай, не прелюбодействуй. Дети мои, ради которых Я пошел на крестную смерть, не делайте этого, это НЕ ХОРОШО ДЛЯ ВАС. Не полезно. Вот что нам говорит Христос. Он нас уговаривает, а не приказывает. Потому что он нас создал для жизни вместе с Ним. И когда мы говорим «Слава в вышних Богу и на земле мир», «Мир» надо писать с большой буквы – не как обозначение состояния, не как настроение. А Мир как Бог. Он ближе к нам, чем наше собственное дыхание. Как только мы поминаем Его Имя, мы соединяемся с Ним.

+ Правда и справедливость – в непогрешимом Христе. Распятом на Кресте. Когда мы доверяемся Небесному Отцу, в нашем сердце происходит чудо. Это послушание Небесному Отцу – залог нашего спасения.
+ Если мы соглашаемся с ви;дением Церкви Христовой, разделяем её веру, основываем свою жизнь на ее фундаменте, то СМЫСЛ ВОСПИТАНИЯ для нас может быть выражен следующим кратким определением: ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ВОЗРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ОБРАЗА ТОГО, КТО ЕГО СОТВОРИЛ, ЕГО ПИТАНИЕ (следует обратить внимание на этимологию слова воспитание) светом Божественной вечной Истины, красоты, добра, любви, мудрости. Высшая цель воспитания – жизнь с Богом, в Боге и вечное спасение.

+Мир принял западный образ мышления, рациональные знания стали продуктом потребления, своего рода товаром для общества, учитель стал продавцом знаний.
+ Необходимо остановиться на условиях, при которых возможно правильное отношение к личностной духовной свободе ученика. Первое, важнейшее из них– несомненно наличие любви в наставнике к людям, и ОСОБОЙ ЛЮБВИ как педагога к своим подопечным. Без любви увидеть, ценить и беречь свободу другого невозможно. Но при этом и сам педагог должен иметь относительную духовную СВОБОДУ ОТ СТРАСТЕЙ. Здесь становится актуальным причастность учителя как личности к духовной жизни вообще и к АСКЕТИКЕ в частности. Любой христианин по определению – АСКЕТ, он постоянно подвизается, трудится над собой, привлекая к себе благодатную помощь Божию.

+ Только лишь тогда, когда, встречаясь с трудностями, человек начинает чувствовать, что сердце, которое он имеет, не способно любить, не способно терпеть себя, не способно жертвовать собой ради интересов ближнего, и забывает о том, что любовь – это прежде всего подвиг, тогда он понимает, что нести этот подвиг не в состоянии. Он только любит тех, кто его любит. И он всегда посягает на бОльшую любовь к себе, нежели сам может любить других.

+ …И вот я начинаю осознавать, что Евангелие, это не повествование о жизни Спасителя, а прежде всего это повествование о втором Адаме: в первом Адаме все умирают, во втором – все оживут. ЕВАНГЕЛИЕ – ЭТО ПОВЕСТВОВАНИЕ О МОЕЙ ЖИЗНИ. Я ТАК должен прожить эту жизнь. И вот чего я постоянно боюсь в этой жизни и берегу себя так это – боль. Я – НЕ ЛЮБЛЮ БОЛЬ. Я боюсь ее. Я от нее постоянно убегаю. Я убегаю от болезней, я убегаю от нелюбящих меня людей, забывая, что не любят-то меня и причина – во мне. И если я не люблю, то виновен не тот, кого я не люблю. Виновен я. Во мне нет любви. Нет у меня этого дара Божия. И вот только лишь тогда я начинаю глубоко верить Христу. Не верить во Христа, а верить Христу. Разница большая. Только лишь тогда я начинаю обращаться к Богу по-настоящему: «Отче, да мимо идет чаша сея. Я боюсь боли, Господи. Я так ее боюсь. Я всю жизнь себя берегу. Берегу даже от любящих меня людей. И я даже обижаюсь на них, если они не сделали мне того, что я от них ожидаю. Отче, я боюсь боли. Но впрочем, не что я, но что Ты хочешь», – я и услышу эти дивные слова: «Возьми Крест свой и следуй за Мной». «Куда, Господи? В Рай?» – Не в Рай. А изначально – на Голгофу».

+ …И вот когда мне предлагается взять крест и следовать за Ним, не параллельно, а вслед, я слышу удивительные опять-таки слова, произнесенные Господом: «Дитя мое возлюбленное, я так тебя люблю, я до твоего рождения, по любви к тебе, пострадал и показал образ Любви. Вот так я тебя люблю. Тот путь жизненный путь, по которому я тебе предлагаю пойти, я уже до твоего рождения прошел. От тебя не требуется дачи нравственных оценок ситуациям, событиям, людям. От тебя только требуется одно - нравственное проживание жизни. Все, что ты встретишь на своем пути это от меня, люди испытания, болезни, это все от меня. Это все будет напрягать твое сердце…»

+…В чем же моя ошибка? Я всегда устраняю те препятствия, которые показывают мне испорченность моего сердца. Я никак не хочу смириться с обстоятельствами. А ведь не надо забывать, что нет объективных причин к самооправданию. Где правда? Правда Божия желает нам спасения. Почему мы отказываемся пройти путь так, как прошел Христос. Мы христиане. К чему мы с вами призываемся? Мы что, должны только лишь ограничиваться психологической убежденностью что Бог – есть и этого достаточно? А верить Христу? А сделать так, как Он нам предлагает?

+ Так вот, дорогие братья и сестры, в чем нам уже необходимо каяться: в том, что мы, увы, не можем и не умеем строить отношения в своей семье. Я зачитаю весьма поучительный текст, который вчера за богослужением был нам напоминанием. Адам обращается и кается в своем согрешении: «Увы мне, что пострадах окаянный аз; едину заповедь преступих Владычню и благих всяческих лишихся. О, Раю священнейший, мене ради насажденный быв и Евы ради затворенный». Удивительно, дорогие братья, мужчины! Какое благородство являет Адам, когда говорит о себе: «Я едину заповедь преступил и был лишен Рая, который для меня был насажден». Но Евы ради он был затворен. Какое благородство! Адам, говоря о Еве, о своей части, о своей половине, берет это преступление на себя, свидетельствуя, что это он согрешил. Многие ли мужья т;к относятся к своим женам? Вот первое, в чем необходимо мужьям каяться – в неправильном отношении к своим женам. Прости нас, Господи!

+ Обратите внимание, дорогие братья и сестры, как определяет понятие свободы один из выдающихся священнослужителей: свобода – это ответственность, это страх, который рождается в человеке от Бога. Когда этот страх прикасается к человеческому сердцу, и человек всецело осознает себя, ему становится доподлинно известно, совершенно явно, что за все придется отвечать. За образование, воспитание и наследственность. Мы не принадлежим себе, и наше сердце не принадлежит нам. Оно созидалось еще нашими праотцами, прадедами. Мы ответственны за весь человеческий род. Вот почему многие старцы и великие подвижники, такие как, например, старец Силуан Афонский, говорили, что необходимо учиться плакать за всего Адама. Мы ответственны за весь человеческий род, но об этом и не думаем.

+ ПРЕДАТЕЛЬСТВО есть недостаток любви. Нам было показано два примера Евангельской истории: это, прежде всего, предательство Иуды, отчаяние. За тридцать сребреников предал Христа. Он ничем не был умален от Святых Апостолов. Он был также прозорлив, он также был чудотворцем. Но зависть снедала его и корысть, и он решил заработать, и целованием предает своего Учителя. Ведь он-то хотел увидеть своего Учителя земным царем, и приобрести некое достойное место рядом с этим земным царем, и богатеть, но не в Бога. И вот он решил продать своего Учителя, от недостатка, естественно, любви к Богу, но от большой любви к земной жизни, к ее удовольствиям. Ведь он понимал жизнь так, как ему это нравилось. Он совсем не принимал той жизни, которую принес Христос-Спаситель. "Царство Мое не от мира сего", – это не было понятно для Иуды. Он хотел здешнего царства, он хотел здесь много денег, поэтому и предавал постоянно в мыслях своего Божественного Учителя.
Апостол Петр. Некоторые полагают, что он отрекся только внешне, внутренне он не предавал Христа. Но и оказывается, даже если допустим, что он внутренне не отказался от Христа, что это внешнее отречение: "Не знаю я Сего Человека", - это было уже отречением от своего апостольского служения, от той благодати и даров, которых он был сподоблен, и он нуждался уже в восстановлении своего апостольского звания, служения после явления Воскресшего Христа Спасителя. Оказывается даже И ВНЕШНЕЕ ОТРЕЧЕНИЕ от своего Учителя, оно не проходит бесследно для человеческого сердца. И даже тогда, когда я мирскими обычаями и традициями руководствуюсь и БОЮСЬ ОБИДЕТЬ какого-то человека, я до сих пор не боюсь обидеть Бога и предаю Его. И это, опять - таки, происходит от недостатка любви.
Апостол Петр всю жизнь свою плакал, когда слышал пение петухов, которые напоминали ему об этом страшном для него отречении. Но он сподобился любви, восстановления своего апостольского звания, и, скорее, он плакал не столько от раскаяния, сколько от той Божественной любви, которую он почувствовал на себе. Достаточно лишь попросить у Бога прощения и сказать: "Ведь, Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя. Помоги Господи, мне, моему неверию". И Господь сподобляет такой милости. ОН СООБЩАЕТ ВСЕГО СЕБЯ ЧЕЛОВЕКУ, И ЧЕЛОВЕК ИСТАИВАЕТ ОТ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ. Он страдает, что никак не может восполнить своей жизнью, своей любовью ту Любовь, которой любит Бог свое создание.
____________________________________
Последние 3 фото: Первая Лития у гроба святейшего Патриарха Алексия II; Владыка в молодости со своим первым старцем - схиархимандритом Григорием (Давыдовым); Владыка - Лаврский монах.
_____________________________________
НЕКРОЛОГ Слово памяти Владыки : http://www.pravoslavie.ru/66550.html