Всё как будто вчера

Любовь Архипова-Уральцева
– Всё было, как будто вчера. Молодость и не уходила – говорит Сергей Александрович Попов. – А годы службы в Афганистане свежи в памяти всегда – с 1981 по 1983.

Ещё в Волгоградских «Красных казармах» на «учебке» солдатам говорили довольно абстрактно: «Вы попадёте в Средне-Азиатский военный округ». А где конкретно? Хотя, сначала было как-то без разницы: «Ведь служим!».
Потом эту конкретность ощутили, прочувствовали каждой своей клеточкой. Путь получился длинным: из Волгограда – в Ростов, оттуда – в Душанбе, а потом – прямиком в дивизию Шинданда. Ехали долго. Стоял декабрь 1981 года. Выезжали из Ростова – было очень холодно. По мере приближения становилось всё теплее. Приехали в жару.

Почему-то сразу подъехала машина-флюорограф. Проверили всех, и по результатам отобрали часть солдат, в их числе был и Сергей. Все попали в знаменитый 101-й Гератский мотострелковый полк пятой гвардейской мотострелковой дивизии. Там встретился коренной одессит и пошутил в традициях своих земляков: «А-а…. Покойнички!» И напугал вновь прибывших. Но потом этот страх отступил – после того, как познакомились.

– Люди подобрались – молодцы! Много было сибиряков. Дружно у нас всё было.
Там сразу усвоили постулат 101 –го полка: «Кто владеет Кабулом, Кандагаром, Гератом – тот владеет Афганистаном. Вокруг шастали оголтелые банды «духов». Этот полк душманы не трогали, боялись, потому что разведка работала хорошо, и бойцы были легки на подъём.

Сергей Александрович был в должности водителя. Основная машина – БТР-70. Но нередко поступал приказ, и Попов садился в кабину ГАЗ-66, трёхмостового ЗиЛ-131 или БТР-60. Вся служба – это засады, рейды. Главная задача – доставка десанта к месту дислокации. Два года – в районе Герата.
– Парадоксально звучит, но мы жили в Долине смерти. Так называется этот район возле Герата. Выжженная степь, а вокруг – горы. Афганцы там не селились – воды нет. Там даже шакалы не жили! А мы обосновались! Нам воду в бочках возили, и мы жили!

Операции проводились практически каждую неделю. Вернулись, помылись, одежду постирали, получили новый боекомплект – и снова на задание. Постоянное движение. Все операции запомнились, каждая – по-своему.
– Самое страшное – это если наши промажут по мишеням (возможно, сообщались неверные координаты расположения противника). Тогда начиналась бомбёжка со стороны духов. Страх был дикий! Мы зарывались в землю, как ящерицы.
На войне ко многому удавалось привыкнуть. Бойцы научились есть под звуки миномётных очередей. К танкам привыкли. А вот к гибели друзей… Сергей Александрович вспомнил эпизод:

– Мы сидели с друзьями рядком. Во время передышки шутили, смеялись. Где-то недалеко, в стороне, строчил миномёт. Друг, слушая шутки, жевал печеньку. И вдруг стал тихонько заваливаться на бок. Мы сначала даже ничего не поняли. А когда присмотрелись, поняли, что осколок (откуда же он прилетел!) угодил прямо в сонную артерию. И не стало нашего весельчака, балагура из Белоруссии. Вот это страшно. К этому не привыкнешь не за два года, не за целую жизнь.
За службу в Афганистане Сергей Александрович награждён медалями «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа» и юбилейными.

Домой вернулся 6 ноября 1983 года – вышел на перроне в «гражданочке» и направился к родному дому. Профессии не изменил. И сегодня работает водителем КамАЗа в крестьянско-фермерском хозяйстве индивидуального предпринимателя В.А. Черникова.